Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции.
Задачи:
- углубить знания учащихся об основных исторических событиях, личностях и культуре Древней Греции, отработать понятия по теме;
- развивать умение осмысливать исторические факты и явления, достижения культуры Древней Греции и применять на практике эти знания;
- приобщать к культурному наследию прошлого, способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: ситуативно-ролевая игра.
Оборудование: план-схема г. Афины, «Крылатые выражения», историческое лото по культуре Древней Греции, конверты с заданиями для команд, плакат со словами Фамса, на доске – сводная таблица (в которую будут записыватьсяmзаработанные командами баллы).
ХОД УРОКА-ИГРЫ
I этап. Организационный момент – условия проведения игры.
Класс делится на 4 команды (желательно заранее). Выбирается название каждой команде (любое, связанное с Древней Грецией), это также желательно сделать заранее.
Учитель: «Кто быстрее доберется до Акрополя» – так называется наша игра. Итак, класс разделен на 4 команды, каждая из которых в ходе игры будет работать либо над общими для всех заданиями, либо над специальными, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности. В ходе игры идет работа по обобщению раздела «История и культура Древней Греции». Выявляется победитель (команда). Ученики, активно принимавшие участие в игре, получают оценки. Подсчет баллов идет по пятибалльной системе за каждое задание. Выигравшая команда, т.е. набравшая большее количество баллов, получает «5». Количество баллов, набранных командами, фиксируется в таблице на доске.
II этап. Проведение игры.
Начало игры: отборочный тур. Задание – определить на план-схеме г. Афины основные районы города. (Керамик, Агора, акрополь, театр Диониса, Пирей). Команда, 1-й назвавшая районы города, начинает игру.
1-й конкурс. Разминка – блиц-турнир (короткий вопрос – короткий ответ)
Каждой команде задается по 3-4 вопроса, за каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы:
- Остров, где возникло древнейшее государство в Европе (Крит)
- Древнейшие племена Греков (Ахейцы)
- Море, омывающее Грецию с востока (Эгейское)
- Племена, вторгшиеся в Древнюю Грецию в конце II тыс. до н.э. (Дорийцы)
- Самая высокая гора в Греции (Олимп)
- Область в Средней Греции (Аттика)
- Человек знатного происхождения в Греции (Аристократ)
- Командующий войском и флотом (Стратег)
- Простой народ в Греции (в Афинах) (Демос)
- Человек, житель в Аттике, пользующийся привилегиями и несущий обязанности перед государством (Гражданин)
- Преобразование, переустройство (Реформа)
- Рыночная площадь в Афинах (Агора)
- Человек, умеющий красиво произносить речь (Оратор)
- Военный корабль греков (Триера)
- Порт Афин (Пирей)
- Власть народа в Греции (Демократия)
2-й конкурс. «Крылатые выражения»
Объяснить в связи с чем возникло это выражение и смысл употребления сегодня. Каждая команда выбирает выражение, написанное на листочке-карточке). Карточки перевернуты. Зв каждый правильный ответ – 3 балла.
- «Высечь море» – выражение употребляется по отношению к тем людям, которые в слепой ярости пытаются выместить злобу на им неподвластным.
- «Ткань Пенелопы» – выражение употребляется в значении ловкой хитрости. «Работа Пенелопы» – бесконечно длящийся труд, результаты которого уничтожаются по мере продвижения вперед.
- «Достигнуть апогея» – означает достигнуть самой высшей меры расцвета, могущества, власти, славы. Апогей – греческое слово: «апо» – далеко, «гей» – земля. Буквально – далеко от земли.
- «Троянский конь» – означает дар врагу с целью его погубить.
- «Ахиллесова пята» – означает «слабое, уязвимое место»
- «Со щитом иль на щите» – означает «вернуться победителем (со щитом) или «достойно умереть» (и тогда тело принесут на щите, воздавая почести погибшему).
- «Разрубить гордиев узел» – означает «решить запутанное дело смело, решительно, силой, прямолинейно»
- «Танталовы муки» – употребляется в значении близости чего-то необходимого, желанного и недоступного.
- «Авгиевы конюшни» – употребляется в значении чего-либо запущенного до предела
- «Сизифов труд» – труд нескончаемый, бессмысленный
3-й конкурс. Древнегреческий театр
Представим себе, что мы в Элладе. Рынок. Время
действия – V век до н.э.
Вспомните некоторые цены на рабов и скот в то
время (по плакату на доске):
Погонщик ослов – 140 драхм,
Золотых дел мастер – 180 драхм
Раб для работы в рудниках – 180 драхм
Бык – 50 драхм
Свинья – 3 драхмы.
Знатный богатый Ксанф, владелец школы философов, с женой отправились купить на рынке еще одного раба для работы по дому.
Задание: найдите ошибки, допущенные героями театрализованного представления по содержанию жизни в Греции и в смысле законов театра.
На импровизированную сцену выходит Эзоп. К нему подходит философ Ксанф и его жена. Они выбирают раба для работы по дому. Увидев уродливого, убого одетого Эзопа, останавливаются.
Ксанф. Кто ты такой?
Эзоп. Человек из плоти и крови.
Ксанф. Не о том я тебя спрашиваю, а в
каком месте ты родился?
Эзоп. Этого мне мать не говорила. Может
быть, в спальне, а может быть и в столовой.
Ксанф. Из какого ты племени, я тебя
спрашиваю?
Эзоп. Мессенец.
Ксанф. Хочешь, я куплю тебя, не удерешь
ли ты?
Эзоп. А это от кого это зависит, удеру я
или нет? От тебя или от меня?
Ксанф. Понятно, от тебя.
Эзоп. Нет, от тебя! Если ты с рабами
хорош, то никто от тебя не убежит. Если же ты с
рабами жесток, то я у тебя ни часа не останусь, ни
получаса, ни минуты даже.
Ксанф (обращается к жене). Давай его
купим, ведь цена-то небольшая: всего 75 гривен!
Жена. Да ты даже не спросил, что он умеет.
Ксанф (обиженно). Спроси сама!
Жена Ксанфа. Что умеет увечный,
горбатый, с такими короткими руками и огромными
губами раб?
Эзоп. Могу выпить море!
Жена Ксанфа. И только-то!
Эзоп. Да, только море, если перегородить
все реки в него впадающие.
Ксанф. Какой разумный раб.
Эзоп. Лучше быть разумным, чем богатым:
богатства можно лишиться, разумность всегда с
тобой.
Ксанф (перебирая четки). Какая мудрая
мысль! Надо запомнить, чтобы передать потом моим
ученикам. Следуй за мной раб Эзоп!
После двухминутного обсуждения капитаны команд называют замеченные ошибки:
- Знатные женщины Эллады никогда не ходили на рынок за покупками.
- Эзоп был родом не из Мессении, а из Фригии.
- Не 75 гривен, а 75 драхм
- Выпить море однажды в споре пообещал Ксанф, а выйти из затруднительного положения ему помог Эзоп, подсказавший остроумный ответ.
- Ксанф не мог держать в руках четки.
Учитель. Мы с вами посмотрели небольшое театрализованное представление. Какие законы древнегреческого театра не были соблюдены?
Замеченные ошибки:
- Актеры в Древней Греции играли в масках и были одеты в обувь с толстой подошвой и высокими каблуками (котурны)
- И женские, и мужские роли играли мужчины.
- Выступления актеров сопровождал хор.
- Театр располагался амфитеатром над открытым небом, а не в помещении.
- Все постановки принадлежали к какому-либо одному жанру: трагедии или комедии.
- За каждую замеченную ошибку – 1 балл.
4-й конкурс. «Знаешь ли ты, кто это?» (исторические личности Греции)
Каждая команда получает конверт с заданиями: узнать по описанию, о ком идет речь?
- «Мать черная, земля многострадальная, с которой сбросил я позорные столбы, рабыня раньше, а теперь свободная» (Солон)
- Он обратился к разделу общественных денег. Раздачею денег на зрелища, платою вознаграждения за исполнение судейских и других обязанностей и разными вспомоществованиями он подкупил народную массу... (Перикл)
- «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына..» – так начинается «Илиада» –автор ...(Гомер)
- Он предвидел новое вторжение в Элладу войск персидского царя, выступал в афинском Народном собрании, утверждал, что спасение Эллады в создании военного флота, убеждал греков, живущих в разных странах, прекратить вражду и объединиться для борьбы с сильным и опасным врагом; после оставления Афин убеждал греков дать бой в Саламийском проливе. (Фемистокл)
- Он был сыном владельца оружейной мастерской, ... с детских лет мечтал стать оратором; забросив мальчишеские забавы, он целиком отдался упражнениям в красноречии... В период нависшей со стороны Македонии опасности, был страстным и непримиримым противником Филиппа – царя Македонии; разъезжая по Греции и произнося гневные речи против македонского царя, он сплотил почти все полисы Греции для борьбы с Македонией. (Демосфен, IV в. до н.э.)
За правильный ответ 1 балл.
P.S. вариант 2-й. О каком событии идет речь в данном отрывке из документа?
5-й конкурс. Определить, о каких богах идет речь
Театрализованное представление (элементы театрализации).
- Я сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром –все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну правой рукой и поражу клятвопреступника пламенной молнией. (Зевс)
- Ударю я трезубцем – и поднимется на море огромные волны, как легкие скорлупки, бросают корабли на скалы. Отложу свой трезубец – и утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, а я на колеснице, запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в великолепный дворец, где живу со своей женой Асифитритой. (Посейдон)
- С колчаном за спиной, с луком в руках я преследую дичь по горам и лесам. Охотники приносят в жертву мне первых убитых животных. (Артемида)
- Я родилась из белоснежной пены морской; росла близ островов Киферы и Кипра. Куда ни ступаю я, всюду благоухают цветы. Дикие звери – львы, волки, пантеры – следуют за мной как ручные. Я добра и нежна ко всем, кроме тех, кто любит самого себя. (Афродита) 5. А я любимая дочь Зевса, вышла из его головы, вздрогнул Олимп, когда я спрыгнула на Землю. Сама я искусна в различных ремеслах. Аргонавтам я помогала строить корабли, Эллинам Троянского коня. Но особенно искусна я в ткачестве. (Афина)
6-й конкурс. Историческое лото по культуре Древней Греции
Вывешиваются изображения скульптур, колонны,
элементы архитектуры и др. каждая команда
получает карточки, где назван какой-либо
памятник искусства Древней Греции. По этой
карточке нужно узнать, где на лото изображение
(под каким номером), которое соответствует
карточке. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Содержание искусствоведческого лото: Статуя
Афины, статуя Зевса Олимпийского, статуя
Афродиты, дорическая колонна, ионическая
колонна, фронтон, портик, «Дискобол»,
«Копьеносец», Парфенон)
III этап урока. Подведение итогов игры
Определение команды-победителя, учащихся, набравших наибольшее количество баллов. Выставление оценок. Заключительное слово учителя.