Урок русского языка в 4-м классе по теме "Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных, употребленных в косвенных падежах"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить детей с распознаванием типа склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах.
  • Развивать познавательные способности (память, мышление, внимание), умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитывать волю, через постановку учебной задачи и ее достижения, коммуникативные способности, умение общаться.

I. Оргмомент.

Учитель: Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно добавляйте.

Учитель: Дети:
   
Наши глаза – внимательно смотрят
Наши уши – внимательно слушают
Наши руки – не мешают, а помогают.
   

– Приготовим руки для работы.

Массаж

Паучок ползёт по ветке
А за ним ползут все детки.
Дождик с неба вдруг полил
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать
Паучок ползёт опять.
А за ним все детки
Чтобы посидеть на ветке.

II.Актуализация знаний.

школа карандаш
сыр мышь
лес ягода
осень пальто
море корабль

– Найдите ассоциации (смысловую связь) между парами слов и приготовьтесь к работе по памяти.

– (правый столбик убирается) С помощью левого столбика восстановите и запишите слова правого столбика.

– Поменяйтесь тетрадями, сверьтесь с записью на слайде.

– Кто доволен выполненной работой?

– Что объединяет? Что общего? (имена существительные) Докажите. (ОПОРА сущ-е предмет кто? что?)

– Какое слово лишнее? Почему?

– Поработаем в сотрудничестве, определите склонение.

– Какие знания вам потребовались?

– Какие существительные относятся к 1склонению? и т.д.

– Как определить склонение имени существительного?

Алгоритм:

  1. Определяю род.
  2. Нахожу окончание.
  3. По роду и окончанию определяю склонение.

III. Изучение новой темы:

– Запишите. У товарища – Определите склонении. – Кто догадался, почему вызвало затруднение? ( В Р.п.) – Какая учебная задача будет стоять на уроке?

– Какова тема нашего урока?

– Как вы понимаете слово “ в косвенных” падежах?

– Вспомните алгоритм определения склонения имени существительного.

– Назовите первый шаг. Можно ли сразу определить род? Почему?(Р.п.)

– Что тогда нужно сделать? (поставить в начальную форму)

– Что значит в начальную форму? (И.п., ед.ч.)

– Теперь сможем определить склонение?

У товарища (Р.п.) – товарищ -2 скл.

– В чём была трудность?(В Р.п.)

– Где мы можем сверить правильность вывода? (в учебнике) – Прочитайте правило на стр. 91.

Алгоритм:

1. Ставлю существительное в начальную форму И. п.; ед. ч.
2. Определяю род.
3. Нахожу окончание.
4. По роду и окончанию определяю склонение.

– Что нового заметили в алгоритме? – Кто бы хотел рассказать алгоритм классу? – Расскажите друг другу.

IV. Первичное закрепление.

– Я вам предлагаю наши новые знания применить в практике. – Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных. Объясните, как вы действуете.

(Коллективно)

приближался к деревне (1 скл.)
освещался солнцем (2 скл.)

(Комментировано)

в снежную пыль (3 скл.)
наловил в озере (2 скл.)

(Самостоятельно)

раздавался в тишине (1 скл.)
тёмной ночью (3 скл)

– Как определить склонение у существительных в косвенном падеже?

V. Физмин. (зрительная)

VI. Работа по учебнику.

Упр. 174.

– Прочитайте задание.

– Запишите их в И.п. и определите склонение. (по цепочке с комментированием + сам – но)

Итог _ Что может помочь определить склонение у имен существительных в косвенном падеже? (алгоритм)

VII. Закрепление знаний.

черезчащуломаяветкипробирается (медведь)

вотсредиветвейпромелькнула (белка)

осторожнокрадётсяполеснойпросеке (рысь)

– Из данных слов составьте предложение, добавляя по одному слову по смыслу. У имен существительных определите склонение. – Какие предложения получились?

– Как определить склонение имени существительного стоящего в косвенной форме?

VIII. Итог урока.

– Какое открытие сделали сегодня на уроке? – Кто бы похвалил себя?

IX. Д/з.