Цели:
- Познакомить детей с распознаванием типа склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах.
- Развивать познавательные способности (память, мышление, внимание), умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Воспитывать волю, через постановку учебной задачи и ее достижения, коммуникативные способности, умение общаться.
I. Оргмомент.
Учитель: Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно добавляйте.
Учитель: | Дети: |
Наши глаза – | внимательно смотрят |
Наши уши – | внимательно слушают |
Наши руки – | не мешают, а помогают. |
– Приготовим руки для работы.
Массаж
Паучок ползёт по ветке
А за ним ползут все детки.
Дождик с неба вдруг полил
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать
Паучок ползёт опять.
А за ним все детки
Чтобы посидеть на ветке.
II.Актуализация знаний.
школа | карандаш |
сыр | мышь |
лес | ягода |
осень | пальто |
море | корабль |
– Найдите ассоциации (смысловую связь) между парами слов и приготовьтесь к работе по памяти.
– (правый столбик убирается) С помощью левого столбика восстановите и запишите слова правого столбика.
– Поменяйтесь тетрадями, сверьтесь с записью на слайде.
– Кто доволен выполненной работой?
– Что объединяет? Что общего? (имена существительные) Докажите. (ОПОРА сущ-е предмет кто? что?)
– Какое слово лишнее? Почему?
– Поработаем в сотрудничестве, определите склонение.
– Какие знания вам потребовались?
– Какие существительные относятся к 1склонению? и т.д.
– Как определить склонение имени существительного?
Алгоритм:
- Определяю род.
- Нахожу окончание.
- По роду и окончанию определяю склонение.
III. Изучение новой темы:
– Запишите. У товарища – Определите склонении. – Кто догадался, почему вызвало затруднение? ( В Р.п.) – Какая учебная задача будет стоять на уроке?
– Какова тема нашего урока?
– Как вы понимаете слово “ в косвенных” падежах?
– Вспомните алгоритм определения склонения имени существительного.
– Назовите первый шаг. Можно ли сразу определить род? Почему?(Р.п.)
– Что тогда нужно сделать? (поставить в начальную форму)
– Что значит в начальную форму? (И.п., ед.ч.)
– Теперь сможем определить склонение?
У товарища (Р.п.) – товарищ -2 скл.
– В чём была трудность?(В Р.п.)
– Где мы можем сверить правильность вывода? (в учебнике) – Прочитайте правило на стр. 91.
Алгоритм:
1. Ставлю существительное в начальную форму И.
п.; ед. ч.
2. Определяю род.
3. Нахожу окончание.
4. По роду и окончанию определяю склонение.
– Что нового заметили в алгоритме? – Кто бы хотел рассказать алгоритм классу? – Расскажите друг другу.
IV. Первичное закрепление.
– Я вам предлагаю наши новые знания применить в практике. – Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных. Объясните, как вы действуете.
(Коллективно)
приближался к деревне (1 скл.)
освещался солнцем (2 скл.)
(Комментировано)
в снежную пыль (3 скл.)
наловил в озере (2 скл.)
(Самостоятельно)
раздавался в тишине (1 скл.)
тёмной ночью (3 скл)
– Как определить склонение у существительных в косвенном падеже?
V. Физмин. (зрительная)
VI. Работа по учебнику.
Упр. 174.
– Прочитайте задание.
– Запишите их в И.п. и определите склонение. (по цепочке с комментированием + сам – но)
Итог _ Что может помочь определить склонение у имен существительных в косвенном падеже? (алгоритм)
VII. Закрепление знаний.
черезчащуломаяветкипробирается (медведь)
вотсредиветвейпромелькнула (белка)
осторожнокрадётсяполеснойпросеке (рысь)
– Из данных слов составьте предложение, добавляя по одному слову по смыслу. У имен существительных определите склонение. – Какие предложения получились?
– Как определить склонение имени существительного стоящего в косвенной форме?
VIII. Итог урока.
– Какое открытие сделали сегодня на уроке? – Кто бы похвалил себя?