"Морфология и орфография". Конспект занятия элективного курса "Русский язык. Практикум" с учащимися 10-го класса

Разделы: Русский язык


Ход занятия

1. Орфоэпическая разминка.

БралА, внялА, взялА, гналА, добылА, ждалА, забралА, задалА, занялА, отнялА, порвалА, принялА, снялА, дралАсь, заперлАсь, рвалАсь, послАла, позвонИла, занЯть, занятА, занЯв, занятОй (человек), зАнятый (кем-либо), занЯвший, начАть, нАчал, нАчато, началА, нАчали, понЯть, пОнял, понялА, пОнято, понЯвший, прИбыл, прибылА, прибЫть, прибЫвший, сбЫться, сбылАсь, сбылИсь, сбылОсь, сердИть, сержУ, сЕрдит, сердЯщий, создАть, сОздал и создАл, сОздано, углубИть, углубИт, углублённый.

КомпромИсс – соглашение на основе взаимных уступок.

КомпромИссный – имеющий характер компромисса, соглашения.

БескомпромИссный – стойкий.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритичное следование любому образцу, обладающей наибольшей силой давления.

КонформИст – букв. согласный.

КонфОрмность – (психол.) усвоение индивидом определённый групповых норм, привычек, ценностей; необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы.

НонконформИзм - (от лат. non – “нет”, cjnformis – “сходный”) – в первичном значении отказ от общепринятого религиозного учения, требование реформы государственной церкви. Политический смысл термины конформизм и нонконформизм приобрели в 60 – 80 гг. ХХ века, когда на Западе появились настроения, связанные с неприятием устоявшихся форм социальной жизни. В основном это вылилось в движения молодёжного протеста, хиппи, сексуальной революции.

2. Работа над эпиграфом урока.

Орфография предельно упрощает чтение, делает его беглым и лёгким. Поэтому она и заслуживает благодарности всех читающих. Орфография … не только помогает быстрее читать, она позволяет быстрее сосредоточиться на содержании, позволяет читать, не замечая, как написан текст. Не будь орфографии, мы всё время бы разглядывали одежду слова, не замечая самого слова.

М. Панов

  1. Докажите справедливость слов М. Панова.
  2. Что такое орфография?
  3. Можно ли считать слова орфография и правописание синонимами?
  4. На каких принципах строится современная русская орфография? Аргументируйте свой ответ.

3. Принципы русской орфографии. Беседа с использованием презентации “Принципы русской орфографии”.

  1. Для чего нужна орфография?
  2. Расскажите о морфологическом принцип русской орфографии.
  3. Расскажите о фонетических написаниях.
  4. Расскажите о традиционных написаниях.
  5. Расскажите о дифференцирующих написаниях.

Приложение №1.

4. Практические задания.

  1. С приведёнными ниже словами составьте предложения. Объясните написание выделенных гласных.
  2. ЗапЕвать – запИвать, привЕдение – привИдение, умАлять – умОлять, сЕдеть – сИдеть, освЯщение – освЕщение.

    Какому принципу орфографии соответствуют эти написания?

  3. Выпишите из текста слова, написание которых соответствует морфологическому принципу; слова, в написании которых использованы другие принципы русской орфографии.
  4. Не мысля гордый свет забавить,
    Вниманье дружбы возлюбя,
    Хотел бы я тебе представить
    Залог достойнее тебя,
    Достойнее души прекрасной,
    Святой исполненной мечты.
    Высоких дум и простоты;
    Но та и быть – рукой пристрастной
    Прими собранье пёстрых глав,
    Полусмешных, полупечальных,
    Простонародных, идельных,
    Небрежный плод моих забав,
    Бессонниц, мягких вдохновений,
    Незрелых и увядших лет,
    Ума холодных наблюдений
    И сердца горестных замет.

  5. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными и согласными в корне. Объясните орфограммы в выделенных словах.

Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твёрдостью своею
Её стремление крепит.

5. Слово учителя.

Термин “морфология” был введён в Х1Х веке взамен термина “этимология”. Применявшегося для названия того раздела грамматики, котором описывались склонения и спряжения. В настоящее время это значение у слов “этимология” является устаревшим, а термин “морфология” прочно вошёл в лингвистику для обозначения того раздела грамматики, который изучает формы слова. Систему форм – парадигму, систему формоизменения; на современном этапе особое внимание уделяется изучению значения (семантики) грамматических форм. Центральными понятиями морфологии (как и грамматики в целом) являются: грамматическая категория, грамматическое значение, грамматическая форма, а также грамматические разряды слов – части речи. Части речи делятся на самостоятельные (имена, местоимения, глагол, причастие, деепричастие, наречие, слова категории состояния) и служебные (союз, предлог, частица, мкждометия, звукоподражательые слова).

Самостоятельные слова выделяются на основании трёх признаков:

  • общекатегориального значения;
  • морфологических признаков;
  • синтаксических свойств.

В основу классификации служебных частей речи положены два признака:

  • общая семантика класса;
  • функциональное назначение в речи.

Вопрос о частях речи в русском языке до сих пор не является окончательно решённым. По-прежнему остаётся открытым вопрос о месте местоимений, порядковых числительных, причастий и деепричастии. Не всеми исследователями признаётся самостоятельной такая часть речи, как слова категории состояния. Впервые слова категории состояния в самостоятельную часть речи выделил академик Л.В.Щерба в своей статье “О частях речи в русском языке” (1928 г.)

Приложение 2.

6. Обобщение знаний по теме “Грамматические признаки разных частей речи”.

Комплексный анализ текста

Сегодня в прозрачном московском небе проплыл первый треугольник журавлей. Проплыл медленно, на ходу выравнивая строй, как-то несмело набирая высоту, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя лёгкие пушистые перья. Вожак, не мигая, смотрит только вперёд, за дымку горизонта, остальные, тоже не мигая, - вниз, окидывая долгим пристальным взглядом, может быть, в последний раз проплывающую под крыльями родную землю. Поэтому-то и плывёт так медленно!

  1. Озаглавьте текст.
  2. Какие синтаксические конструкции использует автор для описания полёта журавлей?
  3. Можно ли заменить деепричастные обороты синонимичными им причастными оборотами? Если нельзя, то почему?
  4. Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте.
  5. Подчеркните члены предложения во всём тексте, определите части речи.
  6. Морфологический разбор деепричастия, наречия, глагола, причастия.

Домашнее задание.

Закончить комплексный анализ текста.

Работа с орфоэпическим словариком.