Открытый урок по теме "Растения-производители". Окружающий мир. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

Первая линия развития личности ребенка:

– познакомить детей с органами цветкового растения и их ролью в жизни растений;

– способствовать формированию у детей естественнонаучной картины мира;

– развивать логику суждений, наблюдательность, воображение, монологическую и диалогическую речь;

Вторая линия развития личности ребенка:

– формировать у учащихся экологическую культуру;

– развивать умение работать в группе;

– воспитывать взаимоуважение, взаимопомощь, толерантности.

Оборудование:

– конверты с изображениями растений разных экосистем : болота, луга, леса, поля;

– комнатное цветущее растение;

– гербарии водорослей, папоротника;

– клястеры;

– предметные картинки с изображениями овощей, фруктов;

– пословица;

– видеофильм об экологической катастрофе;

– Красная книга;

– фонозапись со звуками природы;

– альбомные листы, фломастеры;

– разноцветные круги для рефлексии;

– учебник “Окружающий мир. Обитатели Земли”, А.А.Вахрушев– М.: Баласс, 2007.

Ход урока

1. Организационный момент – установка на работу.

Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем сейчас урок.

– Желаю вам успехов в работе. Сегодня вы работаете в группах. Вспомним правила работы в группах.

2. Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации.

  • Скажите, ребята, что нас окружает?
  • Как все это называется? (Окружающий мир, природа)
  • Что можете сказать о природе? (Живая и неживая)
  • Назовите признаки живой природы? (Рождение, дыхание, питание, рост, размножение, умирание)
  • Какие условия необходимы для существования живой природы? (Свет, тепло, вода, воздух)
  • Лена и Миша увлечены изучением окружающей среды. Они настоящие исследователи природы. Сегодня я получила от них четыре письма. В них они вложили фотографии, сделанные во время своих путешествий. Капитаны групп получите письма с фотографиями и в группе подумайте, что объединяет все фотографии в конвертах.

(Дети работают в группах, раскладывают картинки с изображениями, обсуждают их и делают выводы)

1 группа: в нашем конверте собраны растения экосистемы болота (на доску вывешивается табличка – растения болота)

2 группа: в нашем конверте собраны растения экосистемы луга (на доску вывешивается табличка – растения луга)

3 группа: в нашем конверте собраны растения экосистемы леса (на доску вывешивается табличка – растения леса)

4 группа: в нашем конверте собраны растения экосистемы поля (на доску вывешивается табличка – растения поля)

  • Что общего у всех групп? (Это растения, они все – производители)
  • Назовите тему урока. (Открывается тема урока “Растения производители”)
  • Одним из представителей всех растений является комнатный цветок (У каждой группы на парте цветущее комнатное растение)

Проблемная ситуация: помоги Лене. Назови, из каких частей состоят растения. (Выполняется задание №1)

  • Как вы думаете, для всех растений характерно такое строение? (предположения детей)
  • А что вы скажите о строении этих растений? (показываю гербарий водорослей, папоротников)
  • Что мы уже знаем по этой теме?

(В группах учащиеся заполняют левую часть таблицы)

Что мы знаем Что мы узнали
Производители  
Выделяют кислород  
Поглощают углекислый газ  
В листьях происходит фотосинтез  

3. Совместное “открытие” новых знаний.

  • Давайте вновь обратимся к нашему комнатному растению.
  • Любому растению нужны свет и вода, но не всем его частям они доступны. Объясните, каким частям растения более доступен свет, а каким вода. (обсуждают в группах и делают выводы)
  • Все ли органы растения мы видим? Назовите видимые органы цветка (цветок, стебель, лист)
  • Какой орган нам не виден? (Корень)
  • Почему?
  • Как бы вы их назвали? (предположения детей)

(Проверка предположений по учебнику – 1-й абзац)

Мини вывод: наземные части растений тянутся вверх к свету. Они обеспечивают процесс фотосинтеза. А подземные части растения тянутся вниз, всасывая воду, а с ней и другие полезные вещества.

– Сложные задачи приходится решать различным частям растений. Сейчас вы поработаете в группах и попробуете доказать, какую роль выполняет каждый орган.

1 группа – лист.
2 группа – стебель.
3 группа – корень
4 группа – цветок.

(Дети работают в группах. У каждой группы фломастер и листы, на которых дети записывают ключевые слова. Результат работы – рассказ об органе растения. В итоге на доске появляется схема)

Физминутка.

Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали (ходьба)
Вверх на солнце посмотрели (руки вверх)
И их лучики согрели.
Бабочки летали (руки в стороны)
Крыльями махали (хлопки в ладоши)
Ножками мы топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

Рубрика “А знаете ли вы”?

  • Какие части растений мы едим у овощей? (Учащийся показывает картинки различных овощей, а дети отвечают)
  • Все ли органы рассмотрели и назвали? (Предположения)
  • Прочитайте с.2 учебника и дополните схему. (Дополняют: плоды – в них спрятаны семена)
  • А какие плоды мы употребляем в пищу?
  • Посмотрите на ряд растений и скажите, какое из них лишнее и почему? (Лишний папоротник, так как у него нет цветов)

(Один ученик рассказывает о папоротниках)

  • А как, по-вашему, можно назвать остальные растения? (Цветковые) (Раскрывается полностью схема)
  • Посмотрите, как много различных цветковых растений на Земле!
  • Какими способами они распространяются? (гипотезы детей – запись их на доске)
  • Проверьте свои предположения и распределите по группам способы распространения семян (работают в группах, взаимопроверка)

Мини вывод: семена распространяются ветром, с помощью птиц и животных.

  • Прочитайте пословицу и скажите, как вы ее понимаете “Растение – земли украшение”

(Показ фильма об экологической катастрофе (2 мин.)

  • Ребята подготовили сообщение о Красной книге.

(Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. (показ книги). Почему она Красная? Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Природа гибнет и просит у нас защиты.)

Релаксация. Сейчас вы под музыку нарисуете запрещающие знаки поведения человека в природе.

(Каждая группа рисует свой знак – перед ними правила поведения в природе, созданные на предыдущих уроках):

  1. Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
  2. Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  3. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
  4. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли.

4. Закрепление изученного материала. Самостоятельное применение знаний.

Учащиеся группы задают другим группам вопросы из учебника с.4.

1 группа – 1-й вопрос;
2 группа – 2-й вопрос;
3 группа – 3-й вопрос;
4 группа – 4-й вопрос.

5. Рефлексия урока. Итог урока.

  • Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
  • Какие новые знания вы получили?
  • Где могут пригодиться новые знания? (Учащиеся заполняют правую часть таблицы – что мы узнали)
  • Сегодня на уроке работа была в группах. Как вы считаете, работать в группе легче и интересней, чем по одному?
  • Попробуйте оценить вашу работу в группе (У каждого ученика табличка, где он цветом, отмечает свою “включенность” в урок. Зеленый – активная работа, желтый – хорошая работа, красный – неудовлетворенность своей работой.)
  • Что вас заинтересовало на уроке больше всего?
  • Какие задания показались интересными, а какие вызвали затруднения?

6. Домашнее задание.

  1. Задания из учебника №5-9 по выбору.
  2. Подготовить кроссворд по изученной теме.
  3. Сообщения из Красной книги.