Цели урока:
Первая линия развития личности ребенка:
– познакомить детей с органами цветкового растения и их ролью в жизни растений;
– способствовать формированию у детей естественнонаучной картины мира;
– развивать логику суждений, наблюдательность, воображение, монологическую и диалогическую речь;
Вторая линия развития личности ребенка:
– формировать у учащихся экологическую культуру;
– развивать умение работать в группе;
– воспитывать взаимоуважение, взаимопомощь, толерантности.
Оборудование:
– конверты с изображениями растений разных экосистем : болота, луга, леса, поля;
– комнатное цветущее растение;
– гербарии водорослей, папоротника;
– клястеры;
– предметные картинки с изображениями овощей, фруктов;
– пословица;
– видеофильм об экологической катастрофе;
– Красная книга;
– фонозапись со звуками природы;
– альбомные листы, фломастеры;
– разноцветные круги для рефлексии;
– учебник “Окружающий мир. Обитатели Земли”, А.А.Вахрушев– М.: Баласс, 2007.
Ход урока
1. Организационный момент – установка на работу.
Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем сейчас урок.
– Желаю вам успехов в работе. Сегодня вы работаете в группах. Вспомним правила работы в группах.
2. Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации.
- Скажите, ребята, что нас окружает?
- Как все это называется? (Окружающий мир, природа)
- Что можете сказать о природе? (Живая и неживая)
- Назовите признаки живой природы? (Рождение, дыхание, питание, рост, размножение, умирание)
- Какие условия необходимы для существования живой природы? (Свет, тепло, вода, воздух)
- Лена и Миша увлечены изучением окружающей среды. Они настоящие исследователи природы. Сегодня я получила от них четыре письма. В них они вложили фотографии, сделанные во время своих путешествий. Капитаны групп получите письма с фотографиями и в группе подумайте, что объединяет все фотографии в конвертах.
(Дети работают в группах, раскладывают картинки с изображениями, обсуждают их и делают выводы)
1 группа: в нашем конверте собраны растения экосистемы болота (на доску вывешивается табличка – растения болота)
2 группа: в нашем конверте собраны растения экосистемы луга (на доску вывешивается табличка – растения луга)
3 группа: в нашем конверте собраны растения экосистемы леса (на доску вывешивается табличка – растения леса)
4 группа: в нашем конверте собраны растения экосистемы поля (на доску вывешивается табличка – растения поля)
- Что общего у всех групп? (Это растения, они все – производители)
- Назовите тему урока. (Открывается тема урока “Растения производители”)
- Одним из представителей всех растений является комнатный цветок (У каждой группы на парте цветущее комнатное растение)
Проблемная ситуация: помоги Лене. Назови, из каких частей состоят растения. (Выполняется задание №1)
- Как вы думаете, для всех растений характерно такое строение? (предположения детей)
- А что вы скажите о строении этих растений? (показываю гербарий водорослей, папоротников)
- Что мы уже знаем по этой теме?
(В группах учащиеся заполняют левую часть таблицы)
Что мы знаем | Что мы узнали |
Производители | |
Выделяют кислород | |
Поглощают углекислый газ | |
В листьях происходит фотосинтез |
3. Совместное “открытие” новых знаний.
- Давайте вновь обратимся к нашему комнатному растению.
- Любому растению нужны свет и вода, но не всем его частям они доступны. Объясните, каким частям растения более доступен свет, а каким вода. (обсуждают в группах и делают выводы)
- Все ли органы растения мы видим? Назовите видимые органы цветка (цветок, стебель, лист)
- Какой орган нам не виден? (Корень)
- Почему?
- Как бы вы их назвали? (предположения детей)
(Проверка предположений по учебнику – 1-й абзац)
Мини вывод: наземные части растений тянутся вверх к свету. Они обеспечивают процесс фотосинтеза. А подземные части растения тянутся вниз, всасывая воду, а с ней и другие полезные вещества.
– Сложные задачи приходится решать различным частям растений. Сейчас вы поработаете в группах и попробуете доказать, какую роль выполняет каждый орган.
1 группа – лист.
2 группа – стебель.
3 группа – корень
4 группа – цветок.
(Дети работают в группах. У каждой группы фломастер и листы, на которых дети записывают ключевые слова. Результат работы – рассказ об органе растения. В итоге на доске появляется схема)
Физминутка.
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали (ходьба)
Вверх на солнце посмотрели (руки вверх)
И их лучики согрели.
Бабочки летали (руки в стороны)
Крыльями махали (хлопки в ладоши)
Ножками мы топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
Рубрика “А знаете ли вы”?
- Какие части растений мы едим у овощей? (Учащийся показывает картинки различных овощей, а дети отвечают)
- Все ли органы рассмотрели и назвали? (Предположения)
- Прочитайте с.2 учебника и дополните схему. (Дополняют: плоды – в них спрятаны семена)
- А какие плоды мы употребляем в пищу?
- Посмотрите на ряд растений и скажите, какое из них лишнее и почему? (Лишний папоротник, так как у него нет цветов)
(Один ученик рассказывает о папоротниках)
- А как, по-вашему, можно назвать остальные растения? (Цветковые) (Раскрывается полностью схема)
- Посмотрите, как много различных цветковых растений на Земле!
- Какими способами они распространяются? (гипотезы детей – запись их на доске)
- Проверьте свои предположения и распределите по группам способы распространения семян (работают в группах, взаимопроверка)
Мини вывод: семена распространяются ветром, с помощью птиц и животных.
- Прочитайте пословицу и скажите, как вы ее понимаете “Растение – земли украшение”
(Показ фильма об экологической катастрофе (2 мин.)
- Ребята подготовили сообщение о Красной книге.
(Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. (показ книги). Почему она Красная? Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Природа гибнет и просит у нас защиты.)
Релаксация. Сейчас вы под музыку нарисуете запрещающие знаки поведения человека в природе.
(Каждая группа рисует свой знак – перед ними правила поведения в природе, созданные на предыдущих уроках):
- Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли.
4. Закрепление изученного материала. Самостоятельное применение знаний.
Учащиеся группы задают другим группам вопросы из учебника с.4.
1 группа – 1-й вопрос;
2 группа – 2-й вопрос;
3 группа – 3-й вопрос;
4 группа – 4-й вопрос.
5. Рефлексия урока. Итог урока.
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
- Какие новые знания вы получили?
- Где могут пригодиться новые знания? (Учащиеся заполняют правую часть таблицы – что мы узнали)
- Сегодня на уроке работа была в группах. Как вы считаете, работать в группе легче и интересней, чем по одному?
- Попробуйте оценить вашу работу в группе (У каждого ученика табличка, где он цветом, отмечает свою “включенность” в урок. Зеленый – активная работа, желтый – хорошая работа, красный – неудовлетворенность своей работой.)
- Что вас заинтересовало на уроке больше всего?
- Какие задания показались интересными, а какие вызвали затруднения?
6. Домашнее задание.
- Задания из учебника №5-9 по выбору.
- Подготовить кроссворд по изученной теме.
- Сообщения из Красной книги.