Программа экспериментальной деятельности "Развитие информационной компетенции при изучении информационных технологий"

Разделы: Информатика


Актуальность:

Необходимо воспитать такого выпускника (конечную личность), который в реальной, повседневной жизни, а так же в любой учебной, производственной, научной и т.д. деятельности сможет свободно выполнять любые информационные процессы, будет знать все основные и сможет освоить новые информационные технологии, сумеет применить в работе (для решения новых, а не только изученных ранее задач) все известные ему технологические средства, сможет самостоятельно освоить новые. Выпускник должен быть “информационно адаптированным”.

Настоящее состояние учебно-воспитательного процесса такого, что ученик на выходе получает определенный набор ЗУН, но не получает способов овладения новыми. Большинство учащихся не способны применять свои ЗУН в незнакомой обстановке, адаптировать их под новые технические средства и технологии.

Данная опытно-экспериментальная работа основной своей целью ставит разрешить вышеизложенное противоречие.

Цель: Разработать и внедрить в методику изучения предмета “Информационные технологии” (не меняя содержания) такие методы, которые позволят получить информационно-адаптированную личность.

Задачи:

  1. Анализ теоретической литературы.
  2. Создание условий на уроках для развития информационной компетенции.
  3. Формирование информационной культуры учащихся.
  4. Отбор содержания, технологий, методов.
  5. Формулировка критериев оценки.
  6. Отбор методики отслеживания критериев.
  7. Разработка и апробирование методов изучения предмета “Информационные технологии”, позволяющих развивать у ученика информационную компетенцию.
  8. Разработка методических рекомендаций по изучению предмета “Информационные технологии”.

Объект: Преподавание предмета “Информационные технологии” в классах экономико-технологического направления.

Предмет: Закономерности и механизмы развития информационной компетенции в процессе изучения предмета “Информационные технологии”.

Гипотеза:

Если

Произвести объединение в единый объект изучения изучаемой единицы (программного продукта, информационной технологии, теоретического материала и т.д.) и способов ее изучения

Предоставить учащимся больше возможностей для самостоятельного исследования изучаемого объекта.

То

Учащиеся получат не только определенный набор ЗУН об изучаемом объекте, но и способы изучения новых аналогичных объектов, и способы их использования в реальной жизни.

База эксперимента: 8 А – экспериментальный класс

Сроки эксперимента: сентябрь 2005-май 2009.

Этапы эксперимента:

  1. Диагностический (2005-2006 учебный год)
    1)Выявление проблем и обоснование их актуальности
    2)Выявление уровня мотивации учащихся.
    3)Выявление уровня развития информационной компетенции, согласно представленным критериям.
    4)Выявление уровня информационной адаптации и информационной культуры.
  2. Прогностический (2005-2006 учебный год)
    Разработка развёрнутой программы эксперимента.
  3. Организационный (2005 – 2006 год)
    1) Изучение теоретической литературы.
    2) Проведение бесед с психологом по проведению диагностики учащихся.
    3) Проведение беседы на родительском собрании с разъяснением родителям цели эксперимента, с настроением на эмоциональную поддержку, сотрудничество.
  4. № п/п

    Время

    Вид деятельности

    1 Май 2006 г. Анализ диагностического этапа (начального уровня мотивации и развития информационной компетенции, согласно представленным критериям)
    2 Февраль – май 2006 г. Разработка и реализация методов, приводящих к повышению уровня мотивации и развития информационной компетенции, согласно представленным критериям.
    3 Сентябрь 2006 г.- декабрь 2008 г. Внедрение новой методики в процесс преподавания предмета “Информационные технологии”.
    4 Апрель – май 2006

    Декабрь 2006 г.

    Май 2007 г.

    Декабрь 2007 г.

    Май 2008 г.

    Декабрь 2008 г.

    Диагностика и анализ уровня мотивации и уровня развития информационной компетенции, согласно представленным критериям на промежуточных стадиях внедрения программы.
    5 Январь 2007 г.

    Июнь 2007 г.

    Январь 2008 г.

    Июнь 2008 г.

    Коррекция и оптимизация используемых методов в зависимости от результатов диагностики и анализа.
    6 Февраль – март 2009 г. Контрольная диагностика и анализ уровня мотивации и уровня развития информационной компетенции, согласно представленным критериям.
  5. Практический (2005-2009 год):
    Обобщающий (январь – май 2009 года)

    1) Анализ результатов эксперимента путем диагностирования учеников 11 “А” класса на предмет развития у них информационной адаптации и информационной культуры.
    2) Формализация анализа результатов эксперимента.
  6. Внедренческий.
    1) В случае реальных сдвигов в позитивную сторону внедрить разработанные методы в методику изучения предметов “Информатика” или “Информационные технологии” в гимназических классах физико-математического направления (2007-2008 учебный год)
    2) В случае положительных результатов опытно-экспериментальной работы применять разработанные методы при изучении предметов “Информатика” и “Информационные технологии” в гимназических классах всех направлений. Адаптировать и использовать разработанные методы при изучении предметов “Информатика” и “Информационные технологии” в общеобразовательных классах и классах коррекции.

Прогноз ожидаемых результатов

Положительные результаты

В результате использования новых методов изучения предмета “Информационные технологии” ученик в конце 11 – го класса должен стать информационно-адаптированной личностью, т.е. иметь уровень развития по показателям критериев оценки эффективности выше среднего (по представленной шкале каждый показатель должен быть не ниже 7 баллов) и соответствовать требованиям, прописанным в актуальности темы опытно - экспериментальной работы.

Отрицательны результаты: не прогнозируются.

Критерии оценки

I) Информационная адаптация.

Показатели:

  1. Умеет извлекать пользу из опыта
  2. Организовывать свои приемы обучения
  3. Умеет запрашивать различные БД
  4. Умеет опрашивать окружение
  5. Умеет консультироваться у эксперта
  6. Умеет организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий
  7. Умеет противостоять неуверенности и сложности
  8. Умеет сотрудничать и работать в группе
  9. Умеет принимать решения
  10. Умеет договариваться
  11. Умеет включаться в проект
  12. Умеет нести ответственность
  13. Умеет организовывать свою работу
  14. Умеет использовать новые технологии
  15. Умеет находить новые решения

II) Мотивация.

Показатели:

  1. Потребность в достижении.
  2. Потребность в одобрении.
  3. Иерархия потребностей.

Шкала оценки критериев:

Показатели 1-15 10-ти бальная шкала:

10 – блестяще

9 – отлично

8 – очень хорошо

7 – хорошо

6 – почти хорошо

5 – посредственно

4 – несоответствие требованиям

3 – слабо

2 – очень слабо

1 – сверхслабо

0 – полное отсутствие критерия.

Все остальные показатель по индивидуальным шкалам.

Инструментарий оценки критериев:

  1. Анкетирование (направленно на самооценку)
  2. Тестирование.
  3. Педагогическое наблюдение.
  4. Итоговые и промежуточные проверочные работы.
  5. Практические работы.

Форма отслеживания результативности: Дневник наблюдения.

Диагностика (Приложение 1)

Итоговый отчет (Приложение 2)

Дневник наблюдения (Приложение 3)

Модифицированная программа курса Информатика 8 – 11 ( на основе программ Семакина и Угриновича) (Приложение 4)