Актуальность:
Необходимо воспитать такого выпускника (конечную личность), который в реальной, повседневной жизни, а так же в любой учебной, производственной, научной и т.д. деятельности сможет свободно выполнять любые информационные процессы, будет знать все основные и сможет освоить новые информационные технологии, сумеет применить в работе (для решения новых, а не только изученных ранее задач) все известные ему технологические средства, сможет самостоятельно освоить новые. Выпускник должен быть “информационно адаптированным”.
Настоящее состояние учебно-воспитательного процесса такого, что ученик на выходе получает определенный набор ЗУН, но не получает способов овладения новыми. Большинство учащихся не способны применять свои ЗУН в незнакомой обстановке, адаптировать их под новые технические средства и технологии.
Данная опытно-экспериментальная работа основной своей целью ставит разрешить вышеизложенное противоречие.
Цель: Разработать и внедрить в методику изучения предмета “Информационные технологии” (не меняя содержания) такие методы, которые позволят получить информационно-адаптированную личность.
Задачи:
- Анализ теоретической литературы.
- Создание условий на уроках для развития информационной компетенции.
- Формирование информационной культуры учащихся.
- Отбор содержания, технологий, методов.
- Формулировка критериев оценки.
- Отбор методики отслеживания критериев.
- Разработка и апробирование методов изучения предмета “Информационные технологии”, позволяющих развивать у ученика информационную компетенцию.
- Разработка методических рекомендаций по изучению предмета “Информационные технологии”.
Объект: Преподавание предмета “Информационные технологии” в классах экономико-технологического направления.
Предмет: Закономерности и механизмы развития информационной компетенции в процессе изучения предмета “Информационные технологии”.
Гипотеза:
Если
Произвести объединение в единый объект изучения изучаемой единицы (программного продукта, информационной технологии, теоретического материала и т.д.) и способов ее изучения
Предоставить учащимся больше возможностей для самостоятельного исследования изучаемого объекта.
То
Учащиеся получат не только определенный набор ЗУН об изучаемом объекте, но и способы изучения новых аналогичных объектов, и способы их использования в реальной жизни.
База эксперимента: 8 А – экспериментальный класс
Сроки эксперимента: сентябрь 2005-май 2009.
Этапы эксперимента:
- Диагностический (2005-2006 учебный год)
1)Выявление проблем и обоснование их
актуальности - Прогностический (2005-2006 учебный год)
Разработка развёрнутой программы
эксперимента.
- Организационный (2005 – 2006 год)
- Практический (2005-2009 год):
Обобщающий (январь – май 2009 года) - Внедренческий.
1) В случае реальных сдвигов в позитивную
сторону внедрить разработанные методы в
методику изучения предметов “Информатика” или
“Информационные технологии” в гимназических
классах физико-математического направления
(2007-2008 учебный год)
2)Выявление уровня мотивации учащихся.
3)Выявление уровня развития информационной компетенции, согласно представленным критериям.
4)Выявление уровня информационной адаптации и информационной культуры.
1) Изучение теоретической литературы.
2) Проведение бесед с психологом по проведению диагностики учащихся.
3) Проведение беседы на родительском собрании с разъяснением родителям цели эксперимента, с настроением на эмоциональную поддержку, сотрудничество.
№ п/п | Время |
Вид деятельности |
1 | Май 2006 г. | Анализ диагностического этапа (начального уровня мотивации и развития информационной компетенции, согласно представленным критериям) |
2 | Февраль – май 2006 г. | Разработка и реализация методов, приводящих к повышению уровня мотивации и развития информационной компетенции, согласно представленным критериям. |
3 | Сентябрь 2006 г.- декабрь 2008 г. | Внедрение новой методики в процесс преподавания предмета “Информационные технологии”. |
4 | Апрель – май 2006 Декабрь 2006 г. Май 2007 г. Декабрь 2007 г. Май 2008 г. Декабрь 2008 г. |
Диагностика и анализ уровня мотивации и уровня развития информационной компетенции, согласно представленным критериям на промежуточных стадиях внедрения программы. |
5 | Январь 2007 г. Июнь 2007 г. Январь 2008 г. Июнь 2008 г. |
Коррекция и оптимизация используемых методов в зависимости от результатов диагностики и анализа. |
6 | Февраль – март 2009 г. | Контрольная диагностика и анализ уровня мотивации и уровня развития информационной компетенции, согласно представленным критериям. |
1) Анализ результатов эксперимента путем диагностирования учеников 11 “А” класса на предмет развития у них информационной адаптации и информационной культуры.
2) Формализация анализа результатов эксперимента.
2) В случае положительных результатов опытно-экспериментальной работы применять разработанные методы при изучении предметов “Информатика” и “Информационные технологии” в гимназических классах всех направлений. Адаптировать и использовать разработанные методы при изучении предметов “Информатика” и “Информационные технологии” в общеобразовательных классах и классах коррекции.
Прогноз ожидаемых результатов
Положительные результаты
В результате использования новых методов изучения предмета “Информационные технологии” ученик в конце 11 – го класса должен стать информационно-адаптированной личностью, т.е. иметь уровень развития по показателям критериев оценки эффективности выше среднего (по представленной шкале каждый показатель должен быть не ниже 7 баллов) и соответствовать требованиям, прописанным в актуальности темы опытно - экспериментальной работы.
Отрицательны результаты: не прогнозируются.
Критерии оценки
I) Информационная адаптация.
Показатели:
- Умеет извлекать пользу из опыта
- Организовывать свои приемы обучения
- Умеет запрашивать различные БД
- Умеет опрашивать окружение
- Умеет консультироваться у эксперта
- Умеет организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий
- Умеет противостоять неуверенности и сложности
- Умеет сотрудничать и работать в группе
- Умеет принимать решения
- Умеет договариваться
- Умеет включаться в проект
- Умеет нести ответственность
- Умеет организовывать свою работу
- Умеет использовать новые технологии
- Умеет находить новые решения
II) Мотивация.
Показатели:
- Потребность в достижении.
- Потребность в одобрении.
- Иерархия потребностей.
Шкала оценки критериев:
Показатели 1-15 10-ти бальная шкала:
10 – блестяще
9 – отлично
8 – очень хорошо
7 – хорошо
6 – почти хорошо
5 – посредственно
4 – несоответствие требованиям
3 – слабо
2 – очень слабо
1 – сверхслабо
0 – полное отсутствие критерия.
Все остальные показатель по индивидуальным шкалам.
Инструментарий оценки критериев:
- Анкетирование (направленно на самооценку)
- Тестирование.
- Педагогическое наблюдение.
- Итоговые и промежуточные проверочные работы.
- Практические работы.
Форма отслеживания результативности: Дневник наблюдения.
Диагностика (Приложение 1)
Итоговый отчет (Приложение 2)
Дневник наблюдения (Приложение 3)
Модифицированная программа курса Информатика 8 – 11 ( на основе программ Семакина и Угриновича) (Приложение 4)