Цель урока: Сформировать у учащихся представления о сущности реакции ионного обмена.
Задачи:
Образовательные: Рассмотреть реакции в растворах электролитов в свете ТЭД, сформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена.
Воспитательные: Отработать умения учащихся работать самостоятельно в малых группах, достигать поставленных целей, отработка навыков взаимопроверки, повышение мотивации УПД.
Развивающие: Продолжить формирование практических навыков при выполнении лабораторных работ, умения обобщать и делать выводы.
Оборудование: На столах у учащихся и демонстрационном:
химические реактивы: растворы HCl, H2SO4, KOH, ф/ф, BaCl2, Na2CO3, Na2SO4, KCl.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Формы обучения: Фронтальная; групповая; индивидуальная.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, инструктивный, стимулирующий, проблемный.
Вид деятельности: Познавательная, коммуникативная, практическая.
Ход урока
I Вводный этап: Приветствие учителя, проверка готовности к уроку (1 мин.)
II Этап актуализации опорных знаний, способов познавательных действий.
Проверка домашнего задания:
У доски учащийся выполняет упражнение №2 Пар. 17.4. Записывает уравнения электролитической диссоциации слабых электролитов.
Fe(OH)2 и H2SiO3
Второй учащийся выполняет задание по карточке:
Запишите уравнение электролитической диссоциации веществ: хлорида бария, серной кислоты, карбоната натрия, соляной кислоты, гидроксида калия.
В это время класс выполняет фронтальную проверочную работу по вариантам (7 мин), задания заранее разложены на столах у учащихся(задания выполняют на подготовленных листах)
По окончании работы учащихся в классе и у доски за отведенное время учитель просит обменяться работами учащихся с соседом по парте для взаимопроверки.
У: Давайте выслушаем ответы учащихся у доски, их ответы помогут вам проверить работы по вариантам. Проверяя задания, придерживаетесь следующих требований:
1задание-1 балл (если верно выполнено)
2, 3задания-за каждую формулу и уравнение правильно написанное по 1 баллу.
(всего 7 баллов)
После проверки запишите внизу свою фамилию и выставите оценку.
7 баллов-5
6, 5баллов-4
3, 4баллов-3
1, 2 балла-2
(заранее записано число баллов на доске)
Затем учитель обращается к отвечающим у доски:
1.Какие электролиты мы называем слабыми? Как происходит их диссоциация?
2.Какие электролиты являются сильными? Как происходит их диссоциация? (учащиеся отвечают)
У: проверьте до конца работы, поднимите руки, кто сделал правильно все задания? Кто набрал 5, 6 баллов? Кто меньше 3 баллов? Вас я жду на консультацию. Отложите работу, не забудьте их сдать в конце урока.
(проверка у доски и заданий не более 3 минут)
Далее:
У: говорит о том, что до сих пор рассматривались процессы, происходящие при растворении одного электролита в воде, но ведь в растворе могут присутствовать 2 электролита. Как вы уже знаете, при этом могут происходить реакции между веществами, а могут не происходить. По каким признакам можно судить о протекании реакции?
Ш: называют известные им из курса 8 класса признаки химической реакции.
У: Задача нашего урока рассмотреть реакции в растворах электролитов в свете представлений ТЭД, выяснить в чем сущность этих реакций и каковы условия протекания реакций. Запишите тему урока (заранее на доске).
Давайте рассмотрим примеры таких реакций, для этого выполним лабораторные опыты. Но прежде всего, чем приступить к их выполнению, я хочу напомнить о необходимости соблюдения правил техники безопасности. Основные правила т.б. у вас находятся на столах.(Учитель напоминает эти правила) Вы сегодня работаете с кислотами и щелочами, требующими осторожности. Результаты лабораторной оформите в таблице, она перед вами.
Рассмотрим взаимодействие раствора хлорида бария с раствором сульфата натрия. Для этого прильем в одну приборку по 1 мл этих растворов. Что наблюдаем?
Ш: наблюдают выпадение белого осадка, сообщают, что реакция произошла.
У: Давайте запишем уравнение данной реакции (в какую графу).
Ш: отвечают, что в первую.
(Учитель записывает молекулярное уравнение реакции.)
BaCl2+Na2SO4=BaSO4+2NaCl
У: задаем вопрос классу: какое из веществ выпало в осадок? Воспользуетесь таблицей растворимости и найдите.
Ш: BaSO4
У: Давайте рассмотрим эту реакцию с точки зрения ТЭД. Для этого сильные электролиты запишем в ионном виде, слабые электролиты – нераств., малорастворимые вещества, простые вещества будем писать в молекулярном.
Ш: определяют с учителем, что все электролиты, кроме сульфата бария, являются растворимыми, а значит сильными электролитами. Тогда запись следующая:
Ba2++2Cl-+2Na++SO42--> BaSO4 +2Na++ 2Cl-
(с учетом зарядов в левой и правой части уравнения и количества ионов, расставляем коэффициенты.
У: сообщает, что подобная запись называется полным ионным уравнением. Можно преобразовать это уравнение, сократив левые и правые части уравнений, на ионы одинаковые по составу и по зарядам, не изменившимся в ходе реакции. получаем уравнение: Ba2++SO42-=BaSO4
Оно называется кратким ионным уравнением . Оно нам показывает, что в основе данной реакции лежит связывание именно этих ионов, в результате чего реакция идет до конца с выпадением осадка.
Проделаем следующий лабораторный опыт: взаимодействие карбоната натрия с соляной кислотой, для этого прильем в пробирку по 1 мл этих растворов, что наблюдается?
Давайте составим молекулярное уравнение реакции(с учителем), для этого вспомним что H2CO3 распадается на углекислый газ и воду
Na2CO3+2HCl->2NaCl+CO2+H2O
Затем у доски учащиеся составляют полные ионные и краткие ионные уравнения(записывают в определенные графы в таблице). Делают вывод о протекании реакции до конца в случае выделения газа.
У: А сейчас еще один пример: взаимодействие между серной кислотой и щелочью гидроксидом калия. Как по другому мы называем реакции между кислотой и щелочью? Какой еще реактив необходим для ее проведения?
Ш: Отвечают, что это реакция нейтрализации и необходим индикатор в данном случае ф/ф.
Опыт проделывают вместе с учителем.
У: Сначала к щелочи прильем 1-2 капли ф/ф . Затем постепенно по капелькам добавляем серную кислоту до исчезновения окраски.
Запишите уравнение этой реакции в молекулярном и ионном виде. В какую графу следует записать уравнение? Один учащийся записывает на доске:
H2SO4+2KOH->K2SO4+2H2O
2H++SO42-+2K++2OH-=2K++SO42+2H2O
2H++2OH-=2H2O
H++OH-=H2O
(или можно HCl и KOH)
Ш: наблюдают обесцвечивание раствора делают вывод о протекании реакции до конца, т.к. образовалось малодиссоциирующее вещество – слабый электролит – вода.
У: Давайте озаглавим нашу таблицу?
Ш: Озаглавливают и делают вывод. Условия протекания реакций ионного обмена до конца образование осадка, газа или малодиссоциирующего вещества – воды.
У: Молодцы, а сейчас еще один опыт: взаимодействие растворов хлорида калия и сульфата натрия.
Прилейте по 1 мл в пробирку. Что вы наблюдаете?
Ш: Не наблюдаем признаков реакции.
У: Составьте молекулярные и ионные уравнения этой реакции
Ш: Выясняют, что в основе этой реакции нет связывания ионов, значит эта реакция не протекает до конца и является обратимой.
У: Напоминает о необходимости в таких случаях ставить знак обратимости .
III этап применения, закрепления изучаемого материала.
У: А сейчас давайте выполним упражнения для закрепления изучаемого нами материала.
Определите какие реакции будут протекать до конца? Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном виде:
а)Между нитратом серебра и хлоридом натрия.
Б) Сульфатом калия и азотной кислотой.
Ш: Записывают и еще раз объясняют почему в 1-ом случае реакция протекает до конца, а во втором нет.
IV этап итоги урока и домашнее задание.
Подобную работу выполните пожалуйста дома параграф 17.5 Упр.10 (1-столбик), откройте пожалуйста учебник страница 49 (с 1 по 5). А для желающих индивидуально подумайте и выполните упражнение 24.
Приложение 1
Таблица к уроку
Таблица:*
Уравнения | Реакция с образованием осадка | Реакция с выделением газа | Реакции с образованием малодиссициирующего вещества (вода) |
Молекулярное | |||
*Заполняется в процессе изучения материала.
Приложение 2
Проверочная работа по теме: “Сильные и слабые электролиты”.
I вариант
Задания:
- Допишите фразу:
- Подчеркните формулу слабых электролитов:
Сильные электролиты диссоциируют в растворе __________________, их диссоциация происходит _____________________.
- H2SO4
- Cu(OH)2
- H2S
- NaCl
- Напишите уравнения электролитической диссоциации веществ:
- Соляной кислоты
- Сульфата натрия
- Хлорида калия
- Гидроксида бария
Проверочная работа по теме: “Сильные и слабые электролиты”.
II вариант
Задания:
- Допишите фразу:
- Подчеркните формулы сильных электролитов:
Слабые электролиты диссоциируют в растворе ______________________, их диссоциация происходит _____________________.
- H2SO4
- Cu(OH)2
- H2S
- NaCl
- Напишите уравнение электролитической диссоциации веществ:
- Серной кислоты
- Карбоната натрия
- Гидроксида калия
- Хлорида бария
Список используемой литературы
- Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия.9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:Дрофа, 2004.
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:Дрофа, 2009.
- Габриелян О.С.Химия 8 класс: контрольные и проверочные работы.-М.:Дрофа, 2004.
- Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия 8-9 класс: контрольные работы. - М.:Дрофа, 2004.
- Радецкий А.М. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя-М.: Просвещение, 2004.