Педсовет. Тема: "Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания"

Разделы: Администрирование школы, Патриотическое воспитание


ПЛАН:

  1. Тема и цели педагогического совета.
  2. Организация и руководство военно-патриотическим воспитанием в школе. (зам. директора по ВР Буняк Ю.Н.)
  3. Целевая программа СОШ № 61 по военно-патриотической и оборонно-массовой работе с учащимися 2007-2010 гг. «Патриот» (актуальность программы, цель программы, задачи, система комплексных мероприятий). (зам. директора по ВР Буняк Ю.Н.)
  4. Работа по военно-патриотическому воспитанию учащихся:
    4.1. Программа, цели, задачи организации «Светлячок» (1-4 классы). (педагог-организатор Камерная М.А.)
    4.2. Результаты работы организации по формированию гражданского сознания у учащихся начальной школы. (Камерная М.А.)
  5. Программа, цели, задачи организации «Пламя» (5-6 классы) (вожатая Салогубова Е.П.)
  6. Новые формы работы классного руководителя Использование информационных технологий в воспитательном процессе. (Дни воинской славы и памятные даты России) (председатель МО классных руководителей Статовая С.Н.)
  7. Результаты работы школы по военно-патриотическому воспитанию учащихся. «Месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы» (заместитель директора по ВР Буняк Ю.Н.)
  8. Решение педагогического совета.

1. Цель:

совершенствование форм и способов формирования развития у учащихся гражданского сознания, патриотизма - как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, высокой ответственности и дисциплинированности.

2. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека.»

Эти хорошо известные слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в современном обществе. Многое из окружающей действительности мы изменить не можем, но в силах так воспитать своих учеников, чтобы они были готовы противостоять жизненным проблемам, выбрать для себя истинные жизненные ценности.

Среди задач учебно-воспитательного процесса можно выделить следующие: получение глубоких и прочных знаний, воспитание воли и стойкости, формирование умения ориентироваться в окружающей среде, ведение профориентационной работы, приобщение к истинной культуре, поиск новых форм нравственного воспитания. Эти задачи решаются в комплексе, где учебный процесс неотделим от воспитательного. Таким образом, выстраивается воспитательная система школы, которая представляет собой способ организации жизнедеятельности и воспитания членов коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов способствующих развитию личности и коллектива. Такая воспитательная система выстроилась в нашей школе на протяжении многих лет, были опробованы различные программы деятельности. Но на практике наиболее приемлемой и находящей отклик среди учащихся и большинства членов педагогического коллектива явились программа: гражданско-патриотического воспитания. выбрать для себя истинные жизненные ценности.

Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. События последнего времени подтвердили, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства подростков, резко снизили воспитательное воздействие. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.

Новое поколение молодёжи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. И как неизбежный результат - растут наркомания, пьянство и детская преступность. Проявляется устойчивое падение престижа военной службы.

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в нашей школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.

Если в патриотическом воспитании не созданы условия для детской заботы о людях, жизнь и работа которых создавала культурные ценности нашей страны, то такое воспитание становится неполноценным

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику, физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической, военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной службы.

Учащимся 1-11 классов была предложена анкета «Патриот»

Цель анкетирования:

  • определение содержательной стороны направленности личности, основа отношения учащихся к окружающему социуму;
  • определение актуальности вопросов патриотизма в системе ценностной ориентации школьников;
  • определение градации личностных качеств, входящих в понятие «патриот».

Учащимся была предложена анкета:

  1. Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?
    а) знаю;
    б) слышал;
    в) слышу сейчас впервые;
    г) затрудняюсь ответить.
  2. Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?
    а) с первой;
    б) со второй;
    в) затрудняюсь ответить.
  3. Патриотизм – это…
    а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу;
    б) позитивное чувство к Родине;
    в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине;
    г) готовность к самопожертвованию;
    д) затрудняюсь.

Результаты следующие:

1 вопрос. Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?
чел. %

2 вопрос. Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны .Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?
С первой чел. %
Со второй чел. %

3 вопрос. Патриотизм – это…

Данная анкета была использована в работе со школьниками для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов каждым классным руководителем и педагогическим коллективом, в целом, могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением.

Понятие патриотизма

Патриот:

  1. Человек, одушевленный патриотизмом.
  2. Человек, преданный интересам какого- либо дела, горячо любящий что-то.

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.

Цели патриотического воспитания:

  • ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ
  • ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
    Нравственное сознание
    экологическое сознание
    эстетическое сознание

Компоненты сознания

  • Знание человеком фактов культуры, истории, которые он воспринимает как фразу «Я знаю, что это наше!»
  • Положительное отношение к определенным «нашим» фактам истории и культуры. («Я горжусь, одобряю такие события»).
  • Готовность участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране. («Я готов действовать на благо своей страны»)

Резервы современного патриотического сознания

  • проблемность: развивающее обучение
  • развивающее воспитание:
  • исторические
  • культурные
  • личностные

Задачи современного патриотического воспитания

  • РАСШИРЕНИЕ СПЕКТРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДИСКУССИОННЫХ, ПРОБЛЕМНЫХ МЕТОДОВ.

Направления патриотического воспитания

  • ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
  • ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ
  • КУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
  • СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
  • НАУЧНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

3. ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА средней общеобразовательной школы № 61 г. Краснодара по военно-патриотической и оборонно-массовой работе с учащимися 2007-2010 гг.

4. Уже несколько лет подряд в начальной школе со своими традициями и законами существует детская организация патриотической направленности «Светлячок».

У них имеются свои достижения и результаты . Об этом с нами поделиться опытом Камерная М.А.

Работа по военно-патриотическому воспитанию учащихся:

4.1 Программа, цели, задачи организации «Светлячок» (1-4 классы). (Камерная М.А.)

5. На протяжении нескольких лет шла речь о том, что все, что заложено в начальной школе должно каким-то образом продолжаться в среднем и даже старшем звене.

Это очень серьезный вопрос, требующий участия всего педагогического коллектива. Сегодня вам предлагается проект целевой программы МОУ СОШ № 61 детской организации «Пламя» (5-6 классы)

6. Новые формы работы классного руководителя.

Использование информационных технологий в воспитательном процессе. (Дни воинской славы и памятные даты России) (председатель МО классных руководителей Статовая С.Н.)

7. Результаты работы школы по военно-патриотическому воспитанию учащихся.

«Месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы» (презентация)

8. Проект решения педагогического совета:

  1. Утверждение программы «Патриот» на 2007-2010 гг.
  2. Утверждение программы детской организации «Пламя»
  3. Продолжить реализацию программы « Патриот» на 2007-2010 гг. обратив особое внимание на:
    • повышение уровня подготовки и проведения мероприятий военно-патриотического характера с детьми;
    • усиление воспитательного воздействия семьи в формировании гражданских и патриотических чувств ребенка;
    • совершенствование работы по проведению экскурсий, уроков, классных часов с использованием новых информационных технологий в воспитательном процессе.
    • реализацию решения педагогического совета школы от 24.03.08.