Цель урока: формирование у обучающихся представлений о разнообразии
природного и животного мира в холодных и тёплых районах Земли.
Задачи урока:
- Способствовать формированию умений выдвигать гипотезу и обосновывать доказательство своего предположения в процессе анализа учебной информации, оформлять результаты в виде аппликации, рисунков, плакатов.
- Через содержание учебного занятия подвести обучающихся к мысли, что белый
медведь может приспособиться только к суровым климатическим условиям,
а слон к тёплым.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, используя приёмы проектного обучения и игровой деятельности.
Форма урока: защита проектов
Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков, карта полушарий, глобус, выполненные проекты, ТСО.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Презентация проектов
- Необычный урок сегодня у нас. К нему готовился каждый из вас. И я верю,
что каждого из вас ждёт успех. (Учитель знакомит с темой урока).
Действительно, необычный урок у нас сегодня, он называется урок-проект. Как вы понимаете слово «проект»? (проект дома, машины и т.д.)
Сегодня на уроке вы будете защищать свои работы.
Мудрая черепаха принесла к нам на урок загадки, если отгадаете, узнаете тему сегодняшнего урока (загадки о слоне и медведе). Молодцы!
Ребята, а Муравьишке-Вопросишке интересно узнать, где живут эти животные. Давайте поможем Муравьишке-Вопросишке ответить на его вопрос.
В течение трёх недель мы решали проблему, которую нам поставила Мудрая Черепаха.
Как мы шли к этому?
На уроках «Мир вокруг нас» знакомились с жизнью животных и растений. Работали с энциклопедией «Всё обо всём»
На уроках ИЗО - рисовали животных.
На уроках трудового обучения -лепили животных, делали аппликации.
На уроках чтения - писали сочинения.
На уроках музыки - разучили песню «Почему медведь спит зимой?»
Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и слонов, мы отправляемся в путешествие. Для этого мы разделимся на две группы. Одна группа отправиться на Северный полис, а другая на Южный полис.
Мудрая Черепаха каждой группе придумала задание (У каждой группы планшетная карта, на которой они должны разместить животных, растения и обитателей морей в холодных и тёплых районах. Для этого они должны разгадать кроссворд. Учитель показывает на карте Северный и Южный полюсы).
На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Арктика - на севере, Антарктида - на крайнем юге (показ на карте).
Первый участник нашей экспедиции расскажет о климатических условиях Арктики, и каким он представляет себе одно из явлений, которое можно наблюдать в Арктике.
ПРОЕКТ 1. Рисунок «Северное сияние»
- Мудрая Черепаха приготовила загадку:
Что за чудо – чудеса?
Загорелись небеса.
Ой, горит, пылает пламя
Над сверкающими льдами.
Кто зажёг огонь чудесный
Золотой костёр небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льётся свет.
-Что это за явление природы? (Северное сияние)
(Рассказ о северном сиянии)
Теперь мы знаем, что в Арктике очень суровые климатические условия. Кто же живёт и что растёт там, в стране вечного холода? Об этом нам расскажет следующий участник экспедиции. (На доске закрепляется планшетная карта с растительным и животным миром, и обитателями морей Арктики и Антарктиды)
Ледяная страна Арктика, от греческого слова «Арктос», что означает медведь. Правда, древние греки ничего не знали о белом медведе. Далёкий северный край они прозвали «медвежьим» по созвездию Малой Медведицы, к которому принадлежит «Полярная звезда»
ПРОЕКТ 2. Аппликация «Белый медведь»
(Рассказ о белом медведе)
- От одного слова Антарктида на душе становится холодно. Это слово значит
«напротив Арктики». Этот материк ещё холоднее. Здесь под толщей снега и
льда не океан, а гористая суша. Температура воздуха достигает 80
градусов.
Вывод:
В каких районах мы побывали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)
На каких полюсах они расположены? (на Южном и Северном)
Чем похожи эти районы? (холодно, много снега и льда)
- Одни и те же, или разные животные встречаются в этих районах? (разные)
- Ответьте на вопрос Мудрой Черепахи: где живут белые медведи? (на крайнем севере, на островах и побережьях Северного Ледовитого океана)
3 .Физминутка (под музыку «Песня о белом медведе»)
- Наше путешествие продолжается
Мы попали в Африку, где круглый год тепло (учитель показывает детям на глобусе Африку)
Земля делится вот этой линией- экватором на Северное и Южное полушария. По обе стороны Экватора находятся жаркие районы (Саванна и тропические леса)
Где живут слоны? Мы отправимся в тёплые страны, где живут слоны.
Одна группа отправляется в Саванну, а другая в тропические леса. Саванна-это травянистые равнины и тропические степи. Там есть времена года. Но не зима, весна, лето и осень, как у нас.
В Саванне климат сухой и климат влажный. В сухое время стоит жара, температура 50 градусов. Трава желтеет и высыхает. Деревья и кусты теряют листья. Но когда начинаются дожди, всё оживает, появляются травы, деревья покрываются зеленью.
Красотой Саванны можно любоваться долго, но не забывай поглядывать под ноги. В траве ползает множество змей. И плохо тебе придётся. Если не подоспеет добрый доктор Айболит.
Каких животных и растений можно встретить в Саванне?
(Нам расскажет следующий участник экспедиции. Показ на планшетной карте)
Дождевой лес
Родина многих комнатных растений жаркие страны, незнающие зимы. Некоторые из них растут во влажных тропических лесах.
Влажными тропическими лесами называют дождевой лес, где много влаги. Эти условия особенно благоприятны для растений и животных.
- Эти животные - гиганты. Высотой до 2 метров. Они очень умные, помогают
человеку.
ПРЕКТ 3. «Слон из пластилина»
(Рассказ о слоне)
- Очень много сказок прочитано, где главный герой этих сказок - слон.
Киплинг «Слонёнок». А Юля придумала сказку про слона. Как он отправился в путешествие в страну Вечных ледников.
ПРОЕКТ 4. Авторская сказка «Путешествие слонёнка»
4. Итог урока
- В каких районах круглый год жарко?
- Какие животные живут в тёплых странах?
- Где живут медведи, слоны?
- Наше путешествие подошло к концу. Я хочу поблагодарить всех членов экспедиции за проделанную работу.