Интегрированный урок в начальных классах (физкультура + литературное чтение)

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Учитель заранее дает задание ученикам: найти и выучить стихи и загадки о спорте, спортсменах, о здоровом образе жизни. Затем остается только объединить эти произведения в одну логическую цепочку. Занятие можно приурочить ко Дню защитников Отечества.

Место проведения: спортивный зал школы.

Цели и задачи: воспитывать любовь к литературному чтению, физической культуре и спорту; развивать физические качества; воспитывать ответственность, чувство коллективизма, дружбы.

Ход урока

Учитель:

Дорогие друзья! Наши мальчики – будущие защитники Отечества, и они должны быть не только умными, но и выносливыми, быстрыми, ловкими. Да и любому человеку, чтобы обладать этими качествами, надо заниматься физкультурой, а каждый новый день начинать с зарядки.

Ученик:

У каждого излюбленный досуг…
Пожизненно порою неизменный.
Безостановочно за кругом круг
Сквозь утренний туман бегут спортсмены.
И я нередко с ними наравне
Бегу трусцою, обливаясь потом,
Чтобы здоровье помогало мне,
В трудах обширных становясь оплотом.
Прохожие с ухмылкой, свысока
Взирают, отправляясь на работу,
На всякого такого чудака,
Которому чуть свет бежать охота.
А я не знаю, кто из них правей:
И те правы, в конце концов, и эти…
Мне лично с чудаками веселей
День начинать зарядкой на рассвете. (Борис Кронин)

Учитель:

А бывает и такое: занятия физкультурой меняют всю судьбу человека буквально за неделю.

Ученик:

В моей судьбе произошло такое,
Что понял я, как глупо поступал,
Когда, ища комфорта и покоя,
Физической культуры избегал…
Я начал с понедельника зарядку,
Расставшись с благодушною ленцой!
Со вторника, согласно распорядку,
По скверу галопирую трусцой!
Стреляю со среды в том самом тире,
Где сроду не была моя нога!
Жму запросто две двухпудовых гири
Обеими руками с четверга!
Стал с пятницы я плавать баттерфляем!
С субботы я кручусь на турнике!
И к воскресенью стал неузнаваем:
Так бицепсы играют на руке!

Учитель:

Известный русский писатель А.Куприн часто судил соревнования по борьбе и был “своим человеком” в цирке. Английский писатель Конан Дойль тоже был поклонником физической силы и в 1901 году участвовал в жюри на конкурсе атлетов в Англии. Мы припасли советы и для тех мальчиков, которые мечтают стать настоящими силачами.

Ученик:

Силачом я стать хочу,
Прихожу я к силачу:
– Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
На меня силач взглянул,
К потолку подкинул стул.
А затем, его поймав,
Как пушинку, поднял шкаф.
Вот к столу он подошел,
Ухватил за ножку стол,
Стал жонглировать им ловко.
– Это просто тренировка!
Свой секрет не утаю:
Рано утром я встаю.
И при солнце, и в ненастье
Открываю окна настежь.
Приступаю я к зарядке:
Врозь носки и вместе пятки,
Вместе пятки, врозь носки-
Приседанья и прыжки.
Сто веселых упражнений
Со скакалкой и мячом!
Будешь делать их без лени,
Тоже станешь силачом. (Г.Сапгир)

Звучит марш, команды строятся для проведения эстафеты, выбирается жюри, капитаны команд сдают рапорт.

Ученик:

Это с нашего двор
Чемпионы-мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.
Во дворе и на бульваре,
В переулке и в саду,
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду.
И с разбега, и на месте,
И двумя ногами вместе… (А. Барто)

Учитель:

А теперь, как вы догадались, бег со скакалкой. Каждый участник, прыгая через скакалку, добегает до финиша и обратно, передает скакалку следующему.

Ученик:

Он гудит и чертит мелом,
Он рисует белым-белым
На бумаге голубой.
Сам рисует, сам поет.
Что же это? (Самолет!)

Учитель:

Ну, конечно же, самолет. Следующий конкурс – конкурс авиаконструкторов. Вот вам по листу бумаги. Нужно сделать самолет и запустить. Кто дальше?

Ученик:

На снегу две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то…(лыжи)

Учитель:

Следующая эстафета “Снаряди лыжника”. Каждый участник на своем этапе должен добежать до “лыжника”, надеть часть снаряжения и вернуться. Первый участник должен одеть на “лыжника” лыжную шапочку, второй – куртку, третий – лыжные ботинки, четвертый – шарф, пятый – варежки, шестой – лыжи, седьмой приносит лыжные палки.

Ученик:

Эта птица – не синица,
Не орел и не баклан.
Эта маленькая птица
Называется…(волан)

Учитель:

Вам надо донести на ракетке волан до финиша, вернуться и передать следующему.

Ученик:

Не обижен, а надут,
Его по полю ведут.
А ударят – нипочем
Не угнаться за… (мячом)

Учитель:

А теперь броски мяча в баскетбольное кольцо за 3 минуты. Участники друг за другом выполняют броски баскетбольного мяча. Чья команда выполнит больше точных бросков, та и считается победительницей.

Учитель:

Капитаны, подойдите
И заданье получите.
А задание такое,
Очень даже не простое.
Вам, ребята, вместе нужно
Выложить картинку дружно.

Капитаны команд собирают картинку на спортивную тематику из кубиков или небольших пазлов.

Учитель:

Перетягивание каната имеет многовековую историю. Этот вид спорта входил в программу Олимпийских игр в начале 20 века. А первые упоминания относятся еще к Древнему Египту. Перетягивание каната входило в программу физической подготовки юношей в древнегреческих городах-государствах Афинах и Спарте. Сейчас по этому виду спорта регулярно проводятся чемпионаты мира.

Перетягивание каната.

Жюри подводит итоги.

Награждение участников команд и чтецов книгами.

Звучит марш, участники команд под аплодисменты покидают зал.