ЦЕЛИ:
определить свойства 0, соотнести 0 с предметной картинкой;
развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
умения составлять равенства по данным картинкам;
воспитывать интерес к предмету, умение сотрудничать.
ОБОРУДОВАНИЕ: геометрические фигуры, Нолик, сугроб с цифрами, образец 0, таблица, карточки с выражениями.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Создание эмоционального настроя. Определение темы урока.
– Чтобы найти главного героя нашего урока, нужно назвать “лишнюю” фигуру.
(По двум признакам “лишняя” фигура – овал. Овал переворачивается – рисунок – наш герой Нолик.)
ВЫВОД: ТЕМА УРОКА “ЧИСЛО И ЦИФРА 0”.
3. Актуализация знаний:
а) Задания Нолика. Запись чисел на доске.
1 5 4 2 3
– Что обозначают числа по отношению к фигурам?
– Расположить числа в порядке возрастания. Докажите, что задание выполнили правильно.
Игра “День-ночь” (числа меняются местами).
– Расположить числа в порядке убывания. Доказать, что задание выполнено правильно.
– Продолжить числовой ряд.
5 4 3 2 1 … 0
Вывод: место 0 в числовом ряду?
б) Веселые задачи – работа с кассами цифр.
– Сколько груш может вырасти на яблоне?
– Сколько учеников в нашем классе старше 50 лет?
– Сколько Наташ в нашем классе?
– Сколько берез растет в нашем классе?
– На грядке прыгало 7 воробьев, кот поймал одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?
Вывод: что обозначает число 0? (отсутствие предметов).
4. Работа в тетради.
а) Пальчиковая гимнастика.
б) Запись числа. Месяц?
в) Письмо цифры 0.
– Дуют ветры в феврале, воют в трубах звонко.
– Змейкой вьется по земле легкая поземка.
– Замело дорогу Нолику. Помогите найти следы.
0 00 000…
– По какому правилу записаны цифры?
г) Письмо в воздухе по образцу.
– Цифра вроде буквы О, это 0 иль ничего.
д) Записать “соседей” числа 0..
5. Составляем рассказ о 0 по плану:
ЧТО ЗНАЕМ?
1. Что обозначает?
2. Место в числовом ряду?
3. “Соседи” числа 0.
6. Постановка учебной задачи.
– Продолжим наше путешествие. Запись на доске.
– С какими выражениями мы еще незнакомы? (действия с 0).
7. Решение учебной задачи Наблюдение: свойства 0.
– Что изменилось в каждой паре картинок? Записать равенства.
“Слова-помощники”: БЫЛО, СТАЛО, УВЕЛИЧИЛОСЬ, УМЕНЬШИЛОСЬ.
– Обобщение: сравните выражения, что заметили? (0 + а = а и а + 0 = а).
Значит – 3 выражения. (а – а = 0, а + 0 = а, а – 0 = а) – проговорим хором.
Вывод: узнали свойства 0. Зачем их знать?
8. Самостоятельная работа обучающего характера.
а) Группировка выражений: Нолик пошалил, разбросал выражения, их нужно распределить по свойствам.
б) Работа в парах: дополнить каждый столбик своими выражениями, найти значения придуманных выражений.
9. Физминутка.
10. Работа по учебнику: стр.108 номер 245 – самостоятельно.
– Что обозначает 0 на числовом луче?
Составление и запись равенств:
0 + 6 = 6
3 – 3 = 0
1 + 6 = 7
– Взаимопроверка.
– Найдите “лишнее” выражение. Докажите его выбор.
(не имеет 0, не подчиняется данным свойствам)