Цель урока:
- Формировать первоначальное представление о склонении имён существительных; знакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами.
- Развивать орфографическую зоркость учащихся.
- Воспитывать культуру речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать,
Думать и запоминать?
II. Чистописание.
III. Работа над новым материалом.
У. Ребята, я прочитаю вам сказку. Вы внимательно послушайте, а потом найдите в этой сказке одно и то же существительное, но с разными окончаниями. Вы, конечно, знаете, что такое окончание?
(Окончание—это часть слова, которая находится на конце слова и изменяется.)
У. Правильно. Ну, слушайте.
Жила-была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.
У. Какие два слова здесь часто встречаются (ромашка и мотылёк)
Давайте сейчас мы выпишем эти слова в столбик и зададим к ним вопросы.
ромашка | мотылёк |
о ромашке | мотыльком |
ромашку | о мотыльке |
ромашке | мотылька |
ромашкой | мотыльку |
для ромашки | мотылька |
У. На что обратили внимание при списывании?
(Изменяется форма слова.)
У. Почему вы решили, что это форма слова, а не родственные слова?
(Изменяется только окончание.)
У. Для чего служит окончание?
(Окончания служат для связи слов в предложении.)
У. Итак, имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами.
На какие две группы делятся имена существительные?
(Одушевленные и неодушевлённые.)
Какие имена существительные относятся к одушевлённым, а какие к неодушевлённым?
(Одушевленными именами существительными мы называем те, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос КТО?)
У. Верно! Так вот, к одушевленным именам существительным можно поставить такие вопросы: КТО? КОГО? КОМУ? КЕМ? О КОМ?
К неодушевленным именам существительным можно поставить такие вопросы: ЧТО? ЧЕГО? ЧЕМУ? ЧЕМ? О ЧЕМ?
У. Какой вид работы мы с вами выполняли?
(Изменяли имена существительные по вопросам.)
У. Кто из вас знает, каким одним словом можно заменить эту длинную фразу?
(Выслушиваются ответы детей.)
У. Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам.)
Прочитайте определение понятия “склонение” на стр. 90.
У. Всего в русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
В именительном падеже стоят существительные, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? (ромашка, мотылек), в родительном—существительные, которые отвечают на вопросы КОГО? ЧЕГО? (ромашки, мотылька), в дательном—существительные, которые отвечают на вопросы КОМУ? ЧЕМУ? (ромашке, мотыльку), в винительном—те, что отвечают на вопросы КОГО? ЧТО? (ромашку, мотылька), в творительном стоят существительные, которые отвечают на вопросы КЕМ? ЧЕМ? (ромашкой, мотыльком), вопросы предложного падежа—О КОМ? О ЧЕМ? (о ромашке, о мотыльке).
Но почему падежи получили такие названия? Чтобы получить ответ на этот вопрос, вы должны послушать сказку
“Откуда пошли названия падежей”
Е. МережинскойОн ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный, от слова имя.
Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным. Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.
У падежей как-то спросили:
— А зачем вы нужны существительным?
— Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении.
— А как именно?
— Указываем на отношение действия и места (идти лесом, сидеть на стуле), действия и орудия (бить молотом, рисовать карандашом), действия и объекта (читать книгу, собирать ягоды) И так далее.
У. А сейчас запишем в столбики по порядку названия падежей и вопросы к ним, которые получились при склонении слов мотылек и ромашка.
Чтобы узнать падеж существительного (если оно не является подлежащим), надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному.
Например,
нести (кому?) бабушке,
помнить (о ком?) о щенке,
висели (на чем?) на стене.
(Дети под руководством учителя записывают падежи и вопросы к ним в таблицу.)
Падеж |
Вопрос |
Именительный | кто? что? |
Родительный | кого? чего? |
Дательный | кому? чему? |
Винительный | кого? что? |
Творительный | кем? чем? |
Предложный | о ком? о чём? |
IV. Физминутка
У. Существительное в именительном падеже узнать легче всего. В предложении оно является подлежащим. Существительные во всех остальных падежах будут другими членами предложения.
А что такое подлежащее?
(Это главный член предложения, который называет того, о ком (или о чем) говорится в предложении. Дети приводят примеры существительных в именительном падеже.)
У. Ребята, очень многие люди для того, чтобы легче было просклонять слово, применяют слова-помощники. Эти слова-помощники дружат с падежами.
(На доске вывешивается таблица, которая висит на последующих уроках для более прочного усвоения падежей и падежных вопросов).
Падеж |
Вопрос |
Именительный | кто? что? |
Родительный | (Нет) кого? чего? |
Дательный | (Дали) кому? чему? |
Винительный | (Вижу) кого? что? |
Творительный | (Горжусь) кем? чем? |
Предложный | (Говорю) о ком? о чём? |
У. Я сейчас прочитаю вам стихи, где встречается много слов в различных падежах. Запомнив эти стихи, вы быстро запомните падежи.
Поворот судьбы такой удивительный:
Изучаем мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ.
На суку висит (что?) — ватрушка!
На заборе спит (кто?) — старушка!
С неба к нам летит (что?) — игрушка!
Соловьем свистит (кто?) — подружка!
На сосне сопит (кто?) — хрюшка!
Рассказала все (кто?) — врушка!
Сочинили мир такой изумительный!
Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!
У. О каком падеже стихотворение? На какой вопрос отвечают существительные в именительном падеже? (Дети дают ответы)
У.
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял.
С дерева в сугроб сигал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски,
Но РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж
Я не вспомню, хоть зарежь!
У. О каком падеже это стихотворение? На какой вопрос отвечают существительные в родительном падеже? (Дети дают ответы)
V
. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.Составить таблицу.
Название падежа | Вопрос к одушевлённому предмету | Слово | Вопрос к неодушевлённому предмету | Слово |
Пользуясь составленной таблицей, дети делают вывод:
Что мы называем склонением?
Сколько падежей в русском языке?
К какому падежу относятся существительные в начальной форме?
Назовите вопросы косвенных падежей.
VI
. Словарная работа. Словарная работаУ. Определите, в каком падеже стоят имена существительные?
На языке, без учителя, от ученика, по улице, за трактором, на станках, перед соломой, с севера, по Родине, на рисунках, с ребятами.
У. В каком числе можно склонять имена существительные? (И во множественном числе, и в единственном.)
VII.
Домашнее задание:Упр. 96; выучить определения понятий склонения, вопросы падежей стр.90
VIII.
Итог урока:Чем занимались на уроке?
Что нового узнали?
Чем является начальная форма имени существительного в предложении?
У кого из вас вызвало затруднение склонение имён существительных?