Цели урока:
- Научить детей сравнивать деловой и художественный текст.
- Анализируя произведения, выявить какими средствами пользуются авторы, чтобы показать специфику текстов.
- Продолжить работу по развитию умения работать с текстом.
- Формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации,
- Воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности.
- Развитие познавательных интересов.
- Учить писать разные по стилю тексты.
Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения систематизации, закрепления полученной информации.
Оборудование:
– компьютер, проектор;
– научная справка;
– презентация;
– учебник;
– фотография.
План урока:
Организационный момент.
Психологический настрой.
Сообщение темы и цели урока.
Работа над научной статьёй.
Чтение учителя. Работа над художественным
текстом.
Работа в творческих группах.
Выступление спикеров команд с результатами.
Рефлексия.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1.
Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.– Здравствуйте ребята!
– Давайте настроимся на работу и начнем наш урок.
Мы с тобой,
Ты с нами.
И океан знаний перед нами.
2.
Сообщение темы и цели урока.3.
Работа над научной статьёй. [2]– Прочтите научную справку. О каком природном явлении вы узнали?
Ответ:
– О росе.
– Что нового вы узнали об этом явлении?
– Каким языком написан текст?
Ответ:
– Научным.
– Почему? Докажите.
Ответы:
– В тексте научные термины. Они рассказывают о природном явлении, его происхождении и особенности. Текст написан “сухим” языком. Чтение такого текста не пробуждает чувств, не вызывает эмоций. (По ходу ответов дети зачитывают вслух предложения и отрывки)
– Послушайте текст Л.Н.Толстого об этом явлении. Сравните стили.
4.
Чтение учителя. [1]5.
Работа над художественным текстом.– Какой стиль у текста?
– Художественный.
– Докажите.
(живой, образный язык, яркая эмоциональная окрашенность, чувствуется отношение автора)
– Прочтите текст. Какой он по типу речи? Докажите. (Описание, много прилагательных, эпитеты, сравнения)
6.
Работа с презентацией.– Найдите в тексте предложения, соответствующие данным фотографиям.
(По мере заполнения идёт обсуждение, затем чтение получившегося диафильма)
7.
Отгадайте загадку.В белом бархате деревня-
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт. (Иней)
8.
Рассказ учителя об этом природном явлении.В морозные зимние ночи, когда температура воздуха падает ниже точки замерзания воды, капельки росы превращаются в крохотные, по большей части игольчатые, кристаллики льда, и землю укутывает серебристо-сверкающее покрывало которое ложится и на кустарники, и на ветви деревьев, и на электропровода. Иногда кристаллики так густо покрывают землю что те обламываются под их тяжестью.
– Кто знаком с этим явлением и наблюдал его в природе?
Расскажите о нём.
Рисунок 1
– Соответствует ли предложенная фотография вашим впечатлениям?
9.
Работа в группах.– Разделим класс на две группы. Ваша задача составить два текста
разных по стилю. Одна группа работает над научной статьёй, а другая над текстом – описанием, а затем представители от каждой группы расскажут о результатах своей работы, прочтут получившиеся тексты и ответят на вопросы оппонентов.
10.
Обсуждение результатов. Ответ на вопросы оппонентов.11.
Рефлексия.– Наш урок подходит к концу. Что узнали на уроке?
– С каким текстом интереснее работать?
– Оцените свою работу.
– Поднимите красное сердечко, если считаете, что поработали на “5”, зеленое – на “4”, голубое – на “3”.
– Благодарю вас за активную работу на уроке.
12.
Послушайте варианты домашнего задания:– выучить наизусть произведение Л.Н.Толстого;
– выполнить задание другой группы;
– составить свой текст.
Используемая литература.
- Толстой Лев Николаевич, “Какая бывает роса на траве”.
- Энциклопедия “Что есть что” / Слово, 1989год
- Ссылка: Рисунок №1, http://fotki.yandex.ru/users/katrinvialet/view/137221/?page=0
- Ссылка: Автор: Соколова Е.Б., www.pedsovet.org, Приложение №1, “Какая бывает роса на траве…”