ЦЕЛИ.
- Активизировать и расширять знания детей об особенностях эпистолярного жанра, совершенствовать умение писать письма.
- Расширять представление о героях Великой Отечественной войны.
- Формировать навыки работы с полученной информацией для осуществления собственной деятельности.
- Расширять словарный запас и работать над смысловым значением слов.
- Воспитывать уважение к воинам-освободителям и желание быть на них похожими.
ТИП УРОКА. Интегрированный.
ОБОРУДОВАНИЕ.
- Модель часов.
- Военные пилотки.
- Фонограммы “Голоса птиц в природе”, “Священная война”, “День Победы”.
- Книга “Комбат” Ю.Левин (у каждого ученика).
- Иллюстрация “Памятник воину– освободителю”.
- Письма с фронта из архивов школьного музея (подлинные).
- “Толковый словарь” С.И. Ожегов.
ХОД УРОКА
1. Самоопределение к учебной деятельности: сообщение темы и цели.
– Тема урока “Письмо солдата с фронта”.
– Перед нами стоит учебная задача: представить, что сегодня 7 мая 1945 года, идут бои у стен Рейхстага, вы – русские солдаты, до победы осталось всего 2 дня, вы решили написать письмо с фронта своим родным. (Дети надевают военные пилотки)
– Расскажите, что вы знаете о тех далёких военных днях Великой Отечественной войны?
(ответы детей)
2. Подготовка к восприятию.
22 июня 1941 год.
Раннее воскресное утро. Проснулись и щебечут птицы в лесу, трава блестит от росы. На лесных полянках раскрываются лепестки цветов. Природа в ожидании нового дня. (Звучит фонограмма “Голоса птиц в природе”)
3 часа 55 минут. (На модели часов показываю время)
Читаю стихотворение:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник.
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить,
В тот миг влезали в танки, закрывая люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
– 4 часа утра. (Передвигаю стрелки на модели часов)
Звучит фонограмма песни “Священная война”
Рано утром на рассвете началась Великая Отечественная война. Народ назвал её великой, потому что длилась она 4 года! 1417 дней и ночей!
Она унесла 27 миллионов людских жизней: жёны потеряли мужей, братья – сестёр, сотни тысяч детей остались сиротами. (Записываю 27000000 на доске)
За 4 долгих года много пришлось пережить солдатам. Сначала им пришлось отступать до самой Москвы. И только потом русские перешли в наступление.
– Послушайте стихотворение и скажите, в каких сражениях мы одержали победу над немцами?
Было много страшных битв,
В которых враг проклятый был разбит.
Великое сраженье под Москвой,
В котором мы врагу
Сказали грозно: “Стой!”
Конечно, вспомнить надо
И окружение врага под Сталинградом,
И Курскую дугу, и Крым, и Ленинград.
Был Гитлер, что напал на нас, уже не рад.
И мы пошли освобождать Европу -
Солдаты наши в блиндажах, в окопах,
В землянках, танках, дотах, дзотах,
На кораблях и в самолётах...
Фашистских оккупантов побеждали -
До самого Берлина немцев гнали.
Был взят Берлин, и на Рейхстаг
Был гордо водружён наш флаг!
– Как автор называет врага?
– Почему сражение под Москвой автор называет великим?
– В каком городе было последнее сражение?
– Где был водружён красный флаг?
Обобщаю ответы детей:
Битва под Москвой была решающей, немецкие генералы в бинокли уже видели Москву, но русские солдаты смогли остановить врага, и после этого началось наступление нашей армии. Советские воины освободили от фашистов не только нашу страну, но и другие страны Европы. Последние бои были в Берлине– столице Германии. Рейхстаг– здание, где работало германское правительство.
3. Работа с выставкой книг (стоят книги о Великой Отечественной войне)
– Ребята, о великом сражении в Берлине написана замечательная книга.
– Как она называется? (“Комбат”) Объясните значение этого слова.
– О чём эта книга, к какому жанру относится? Кто художник?
– В каком рассказе мы читали о подвиге советского солдата? (“Девочку звали Лотта.”) <Приложение 1>
– Почему солдату поставили памятник в Берлине?
Обобщаю ответы детей:
Когда немцы поняли, что они проиграли войну, они стали более ожесточённо защищать столицу Германии – Берлин. Шли бои за каждую улицу, за каждый дом. В самые последние дни войны погибали от пуль и немецкие солдаты, и русские. Гибли и мирные немецкие люди. Но советские солдаты ценой собственной жизни жителей Берлина спасали от пуль и снарядов. Советский солдат действительно совершил подвиг, и жители Берлина после войны в центре города поставили ему памятник.
3.1. Памятник воину-освободителю.
– Рассмотрите иллюстрацию и опишите памятник. < Приложение 2>
Обобщаю ответы детей:
Стоит русский солдат на высоком постаменте, в одной руке он держит меч, а другой рукой нежно и бережно прижимает к себе немецкую девочку, как будто хочет закрыть её от пуль и снарядов. И неважно, как его зовут, наверное, много было таких солдат, которые, рискуя собственной жизнью, спасали немецких детей.
Автор Геннадий Рублёв написал стихотворение о советском солдате. Послушайте его и скажите, какие строчки описывают подвиг русского воина.
Солдаты.
Это было в мае на рассвете, нарастал у стен рейхстага бой…
Девочку немецкую заметил наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла, в голубых глазах застыл испуг,
А куски свистящего металла смерть и муку сеяли вокруг…
И сейчас, в Берлине, под обстрелом, полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство, подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской, люди, победившие войну!
И в Берлине в праздничную дату был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату с девочкой спасённой на руках
– Как автор описывает бой в Берлине?
– Могли бы вы совершить подвиг и спасти немецкую девочку, если бы оказались там?
4. Актуализация знаний
– Писали ли письма на фронте?
– Что вы знаете о письмах с фронта?
– Сохранились ли в Вашей семье письма с фронта?
– Чьи это письма? Кто из вас их читал?
– Что необычного в солдатском письме?
– Почему оно короткое?
– В нашем школьном музее есть солдатские письма с фронта. Вот они перед вами.
Обобщаю ответы детей:
Письма с фронта играли важную роль в жизни людей. Письма писали, потому что людям было необходимо общаться на расстоянии. Четыре долгих года шла война! И письма вселяли надежду, что надо верить в победу, что до встречи осталось совсем немного. Во многих семьях есть солдатские письма, которые хранят долгие годы и перечитывают их много раз. Это письма от родных и близких, которых, уже нет рядом.
Такое же большое значение имели письма родных на фронт. Они поднимали боевой дух солдат.
Послушайте отрывок из стихотворения С.Маршака “Почта военная” и ответьте на вопрос:
– Как автор называет “войну”? (край огня и смерти)
Сын писал письмо отцу и поставил точку.
Дочка тоже к письмецу приписала строчку.
Много дней письму идти, чтоб дойти до цели.
Будут горы на пути, гулкие туннели.
Будет ветер гнать песок за стеклом вагона
– Как вы понимаете эти слова?
А потом мелькнёт лесок, садик станционный.
А потом пойдут поля и леса густые,
Пашен чёрная земля – Средняя Россия.
Через всю пройдут страну два листка в конверте
И приедут на войну, в край огня и смерти.
5. Подготовительная работа.
5.1. Виды писем.
– Какие виды писем вы знаете?
– Правильно, письма бывают разные: письмо-пожелание, письмо-поздравление, письмо-информация.
– Какое письмо приходило с фронта? Почему?
– Обычно, письма стараются писать разборчиво, чётко, на аккуратном листе бумаги. Как вы думаете, письма с фронта отвечали этим требованиям?
– Правильно. Письма писали на листочках из обычной тетрадки, чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Были раньше такие карандаши, называли их химические, очень похожие на простые карандаши, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила.
Не было в окопах ни стола, ни стула, ни настольной лампы. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке, под свет лучины или луны.
5.2.Письмо-текст.
– Вспомните, какую структуру имеет любой текст? (Вступление, основная часть, заключение.)
– Правильно. Но письмо как текст обладает своими особенностями. Давайте вспомним их.
Схема текста письма.
1.Обращение.
Начальная фраза о состоянии переписки.
2.Основное содержание письма.
3.Заключительная часть.
Вопросы адресату. Просьбы.
Приветы и пожелания.
Прощание. Подпись.
Дата написания.
– Что включает в себя начало?
– О чём говорится в основной части письма?
– Как завершается письмо?
– Нужно ли придерживаться этой схемы при составлении текста письма с фронта?
Обобщаю ответы детей:
Значит, мы будем придерживаться этой схемы, но надо помнить, что письмо с фронта очень короткое и в нём писали самое главное, что живы, бьют врага и верят в победу.
6. Словарная работа.
– Итак, представьте, что вы оказались на передовой. Идёт бой у стен рейхстага. Сегодня 7 мая 1945 года. Вам надо написать письмо с фронта своим родным и близким: маме, сестре, бабушке.
– Объясните значение слов:
ОКОП | ГОСПИТАЛЬ | ПЕРЕДОВАЯ | АТАКА |
НАЛЁТ | ЯЗЫК | ОБОРОНА | ДЗОТ |
ТАРАН | БЛИНДАЖ | ДОНЕСЕНИЕ | ФРОНТ |
ПЕРЕКУР | МАРШ-БРОСОК |
Окоп – укрытие для стрельбы и для защиты от огня.
Передовая – первая полоса боёв.
Налёт – внезапное нападение.
Оборона – вид боевых действий.
Таран – атака противника нанесением удара своим самолётом, танком, кораблём.
Донесение – служебное сообщение военных сведений командиру.
Перекур – короткий отдых.
Госпиталь – военная больница.
Атака – стремительное, наступательное движение войск.
Язык – пленный, захваченный для получения нужных сведений.
Дзот – укреплённая, оборонительная огневая точка.
ДОТ – Долговременная Огневая Точка– пулемётное или артиллерийское оборонительное сооружение.
Блиндаж – углублённое в землю и укруплённое укрытие для защиты от огня противника.
Фронт – линия расположения войск.
Марш-бросок – походное (быстрое) движение войск.
– Какими словами вы хотели бы дополнить список слов?
Если дети не могут объяснить значение слов, предлагаю им воспользоваться толковым словарём.
7. Составление текста письма.
– Родные уже ждут, когда вы вернётесь домой, но бои всё идут и идут. Вы давно не писали маме, она о вас беспокоится. Может, вы были ранены и не могли написать, может, вы выполняли ответственное задание или были в окружении, а сейчас вы нашли минутку перед последним боем написать родным. Кто знает, останетесь ли вы живы, в этом жестоком бою. Ваша задача составить текст письма с фронта.
– Будем работать с вами по схеме текста письма.
– Помним о том, что мы должны написать письмо-информацию.
– Писать письмо будем простым карандашом на листочке из старой тетрадки (дети действительно получают листочки из старой-старой тетрадки, жёлтого цвета!), на “пеньках”, на коленках. Представьте, что вы на передовой, там нет таких условий, как в классе.
Дети самостоятельно пишут письма. < Приложение 3>
8. Презентация письма с фронта.
– Мы закончили работу. Кто желает прочитать своё письмо?
– Если вам хочется что-то исправить в тексте, вы можете это сделать.
9. Оформление конверта.
– Как отправляли солдаты письма с фронта?
Обобщаю ответы:
Не было на войне почты, конвертов и обратного адреса, но почтальоны были, был номер полевой почты. В минуты затишья написанные письма складывали в “солдатский треугольник”, писали адрес назначения, вместо обратного адреса писали № воинской части, складывали все письма в холщовый мешок и отправляли на попутном транспорте в тыл. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому солдаты старались писать их очень часто, вдруг хоть одно письмецо из 10 дойдёт до родных.
– Давайте и мы запечатаем наше письмо.
Складываем письмо в треугольник, пишем адрес и № воинской части (придумывают сами).
10. Фронтовое письмо – радость или горе?
– Получить такой “треугольничек” было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись. Кто знает, почему?
– Правильно. В конвертах приходили похоронки или извещение о том, что кто-то пропал без вести.
– Во время войны все отказывались работать почтальонами, послушайте стихотворение о 14-летней почтальонке и вы узнаете, почему?
Год 41-й…
Стали тоньше нервы…
Она прошла лишь два квартала…
Девчушечка 14ти-лет
Нести устала с похоронкою конверт.
Нет горше, нет ужасней новостей;
Ей кажется невыносимой ноша:
Сейчас ведь зарыдают пять детей,
Жена заплачет: “Лёшенька! Алёша!”
Когда ж девчушка “треугольничек” вручала,
Вся улица и пела, и плясала!
И, получив привет с передовой,
Заплачет мать: “Сыночек мой! Живой!”
11. Итог по уроку.
– Закончилась война в мае 1945 года.
9 мая – считается великим праздником. Если вспомнить всех погибших и каждому из них посвятить минуту молчания, тогда население всей Земли будет молчать ТРИДЦАТЬ ЛЕТ !
– Что такое ДЕНЬ ПОБЕДЫ?
1 ученик:
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат
– Что такое ДЕНЬ ПОБЕДЫ?
2 ученик:
Это праздничный салют.
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
– Что такое ДЕНЬ ПОБЕДЫ?
3 ученик:
Это песни за столом,
Это речи и беседы.
Это дедушкин альбом
– Что такое ДЕНЬ ПОБЕДЫ?
4 ученик:
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Хором:
Это значит НЕТ ВОЙНЫ!
Звучит фонограмма песни “День Победы”
11.1. Самооценка собственной деятельности.
– Чему учились на уроке?
– Кто получил удовольствие от работы?
Обобщаю ответы детей:
Мы поставили перед собой цель: написать письмо с фронта. У вас получились замечательные творческие работы. Маме будет приятно получить в подарок это письмо. Встаньте 9 мая пораньше и положите его в почтовый ящик. Это будет самый дорогой подарок в этот день. <Приложение 4>