"Письма с фронта"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ.

  1. Активизировать и расширять знания детей об особенностях эпистолярного жанра, совершенствовать умение писать письма.
  2. Расширять представление о героях Великой Отечественной войны.
  3. Формировать навыки работы с полученной информацией для осуществления собственной деятельности.
  4. Расширять словарный запас и работать над смысловым значением слов.
  5. Воспитывать уважение к воинам-освободителям и желание быть на них похожими.

ТИП УРОКА. Интегрированный.

ОБОРУДОВАНИЕ.

  1. Модель часов.
  2. Военные пилотки.
  3. Фонограммы “Голоса птиц в природе”, “Священная война”, “День Победы”.
  4. Книга “Комбат” Ю.Левин (у каждого ученика).
  5. Иллюстрация “Памятник воину– освободителю”.
  6. Письма с фронта из архивов школьного музея (подлинные).
  7. “Толковый словарь” С.И. Ожегов.

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к учебной деятельности: сообщение темы и цели.

– Тема урока “Письмо солдата с фронта”.

– Перед нами стоит учебная задача: представить, что сегодня 7 мая 1945 года, идут бои у стен Рейхстага, вы – русские солдаты, до победы осталось всего 2 дня, вы решили написать письмо с фронта своим родным. (Дети надевают военные пилотки)

– Расскажите, что вы знаете о тех далёких военных днях Великой Отечественной войны?

(ответы детей)

2. Подготовка к восприятию.

22 июня 1941 год.

Раннее воскресное утро. Проснулись и щебечут птицы в лесу, трава блестит от росы. На лесных полянках раскрываются лепестки цветов. Природа в ожидании нового дня. (Звучит фонограмма “Голоса птиц в природе”)

3 часа 55 минут. (На модели часов показываю время)

Читаю стихотворение:

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник.
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить,
В тот миг влезали в танки, закрывая люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

– 4 часа утра. (Передвигаю стрелки на модели часов)

Звучит фонограмма песни “Священная война”

Рано утром на рассвете началась Великая Отечественная война. Народ назвал её великой, потому что длилась она 4 года! 1417 дней и ночей!

Она унесла 27 миллионов людских жизней: жёны потеряли мужей, братья – сестёр, сотни тысяч детей остались сиротами. (Записываю 27000000 на доске)

За 4 долгих года много пришлось пережить солдатам. Сначала им пришлось отступать до самой Москвы. И только потом русские перешли в наступление.

– Послушайте стихотворение и скажите, в каких сражениях мы одержали победу над немцами?

Было много страшных битв,
В которых враг проклятый был разбит.
Великое сраженье под Москвой,
В котором мы врагу
Сказали грозно: “Стой!”
Конечно, вспомнить надо
И окружение врага под Сталинградом,
И Курскую дугу, и Крым, и Ленинград.
Был Гитлер, что напал на нас, уже не рад.
И мы пошли освобождать Европу -
Солдаты наши в блиндажах, в окопах,
В землянках, танках, дотах, дзотах,
На кораблях и в самолётах...
Фашистских оккупантов побеждали -
До самого Берлина немцев гнали.
Был взят Берлин, и на Рейхстаг
Был гордо водружён наш флаг!

– Как автор называет врага?

– Почему сражение под Москвой автор называет великим?

– В каком городе было последнее сражение?

– Где был водружён красный флаг?

Обобщаю ответы детей:

Битва под Москвой была решающей, немецкие генералы в бинокли уже видели Москву, но русские солдаты смогли остановить врага, и после этого началось наступление нашей армии. Советские воины освободили от фашистов не только нашу страну, но и другие страны Европы. Последние бои были в Берлине– столице Германии. Рейхстаг– здание, где работало германское правительство.

3. Работа с выставкой книг (стоят книги о Великой Отечественной войне)

– Ребята, о великом сражении в Берлине написана замечательная книга.

– Как она называется? (“Комбат”) Объясните значение этого слова.

– О чём эта книга, к какому жанру относится? Кто художник?

– В каком рассказе мы читали о подвиге советского солдата? (“Девочку звали Лотта.”) <Приложение 1>

– Почему солдату поставили памятник в Берлине?

Обобщаю ответы детей:

Когда немцы поняли, что они проиграли войну, они стали более ожесточённо защищать столицу Германии – Берлин. Шли бои за каждую улицу, за каждый дом. В самые последние дни войны погибали от пуль и немецкие солдаты, и русские. Гибли и мирные немецкие люди. Но советские солдаты ценой собственной жизни жителей Берлина спасали от пуль и снарядов. Советский солдат действительно совершил подвиг, и жители Берлина после войны в центре города поставили ему памятник.

3.1. Памятник воину-освободителю.

– Рассмотрите иллюстрацию и опишите памятник. < Приложение 2>

Обобщаю ответы детей:

Стоит русский солдат на высоком постаменте, в одной руке он держит меч, а другой рукой нежно и бережно прижимает к себе немецкую девочку, как будто хочет закрыть её от пуль и снарядов. И неважно, как его зовут, наверное, много было таких солдат, которые, рискуя собственной жизнью, спасали немецких детей.

Автор Геннадий Рублёв написал стихотворение о советском солдате. Послушайте его и скажите, какие строчки описывают подвиг русского воина.

Солдаты.

Это было в мае на рассвете, нарастал у стен рейхстага бой…
Девочку немецкую заметил наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла, в голубых глазах застыл испуг,
А куски свистящего металла смерть и муку сеяли вокруг…
И сейчас, в Берлине, под обстрелом, полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство, подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской, люди, победившие войну!
И в Берлине в праздничную дату был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату с девочкой спасённой на руках

– Как автор описывает бой в Берлине?

– Могли бы вы совершить подвиг и спасти немецкую девочку, если бы оказались там?

4. Актуализация знаний

– Писали ли письма на фронте?

– Что вы знаете о письмах с фронта?

– Сохранились ли в Вашей семье письма с фронта?

– Чьи это письма? Кто из вас их читал?

– Что необычного в солдатском письме?

– Почему оно короткое?

– В нашем школьном музее есть солдатские письма с фронта. Вот они перед вами.

Обобщаю ответы детей:

Письма с фронта играли важную роль в жизни людей. Письма писали, потому что людям было необходимо общаться на расстоянии. Четыре долгих года шла война! И письма вселяли надежду, что надо верить в победу, что до встречи осталось совсем немного. Во многих семьях есть солдатские письма, которые хранят долгие годы и перечитывают их много раз. Это письма от родных и близких, которых, уже нет рядом.

Такое же большое значение имели письма родных на фронт. Они поднимали боевой дух солдат.

Послушайте отрывок из стихотворения С.Маршака “Почта военная” и ответьте на вопрос:

– Как автор называет “войну”? (край огня и смерти)

Сын писал письмо отцу и поставил точку.
Дочка тоже к письмецу приписала строчку.
Много дней письму идти, чтоб дойти до цели.
Будут горы на пути, гулкие туннели.
Будет ветер гнать песок за стеклом вагона

– Как вы понимаете эти слова?

А потом мелькнёт лесок, садик станционный.
А потом пойдут поля и леса густые,
Пашен чёрная земля – Средняя Россия.
Через всю пройдут страну два листка в конверте
И приедут на войну, в край огня и смерти.

5. Подготовительная работа.

5.1. Виды писем.

– Какие виды писем вы знаете?

– Правильно, письма бывают разные: письмо-пожелание, письмо-поздравление, письмо-информация.

– Какое письмо приходило с фронта? Почему?

– Обычно, письма стараются писать разборчиво, чётко, на аккуратном листе бумаги. Как вы думаете, письма с фронта отвечали этим требованиям?

– Правильно. Письма писали на листочках из обычной тетрадки, чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Были раньше такие карандаши, называли их химические, очень похожие на простые карандаши, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила.

Не было в окопах ни стола, ни стула, ни настольной лампы. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке, под свет лучины или луны.

5.2.Письмо-текст.

– Вспомните, какую структуру имеет любой текст? (Вступление, основная часть, заключение.)

– Правильно. Но письмо как текст обладает своими особенностями. Давайте вспомним их.

Схема текста письма.

1.Обращение.

Начальная фраза о состоянии переписки.

2.Основное содержание письма.

3.Заключительная часть.

Вопросы адресату. Просьбы.
Приветы и пожелания.
Прощание. Подпись.
Дата написания.

– Что включает в себя начало?

– О чём говорится в основной части письма?

– Как завершается письмо?

– Нужно ли придерживаться этой схемы при составлении текста письма с фронта?

Обобщаю ответы детей:

Значит, мы будем придерживаться этой схемы, но надо помнить, что письмо с фронта очень короткое и в нём писали самое главное, что живы, бьют врага и верят в победу.

6. Словарная работа.

– Итак, представьте, что вы оказались на передовой. Идёт бой у стен рейхстага. Сегодня 7 мая 1945 года. Вам надо написать письмо с фронта своим родным и близким: маме, сестре, бабушке.

– Объясните значение слов:

ОКОП ГОСПИТАЛЬ ПЕРЕДОВАЯ АТАКА
НАЛЁТ ЯЗЫК ОБОРОНА ДЗОТ
ТАРАН БЛИНДАЖ ДОНЕСЕНИЕ ФРОНТ
ПЕРЕКУР МАРШ-БРОСОК    

Окоп – укрытие для стрельбы и для защиты от огня.

Передовая – первая полоса боёв.

Налёт – внезапное нападение.

Оборона – вид боевых действий.

Таран – атака противника нанесением удара своим самолётом, танком, кораблём.

Донесение – служебное сообщение военных сведений командиру.

Перекур – короткий отдых.

Госпиталь – военная больница.

Атака – стремительное, наступательное движение войск.

Язык – пленный, захваченный для получения нужных сведений.

Дзот – укреплённая, оборонительная огневая точка.

ДОТ – Долговременная Огневая Точка– пулемётное или артиллерийское оборонительное сооружение.

Блиндаж – углублённое в землю и укруплённое укрытие для защиты от огня противника.

Фронт – линия расположения войск.

Марш-бросок – походное (быстрое) движение войск.

– Какими словами вы хотели бы дополнить список слов?

Если дети не могут объяснить значение слов, предлагаю им воспользоваться толковым словарём.

7. Составление текста письма.

– Родные уже ждут, когда вы вернётесь домой, но бои всё идут и идут. Вы давно не писали маме, она о вас беспокоится. Может, вы были ранены и не могли написать, может, вы выполняли ответственное задание или были в окружении, а сейчас вы нашли минутку перед последним боем написать родным. Кто знает, останетесь ли вы живы, в этом жестоком бою. Ваша задача составить текст письма с фронта.

– Будем работать с вами по схеме текста письма.

– Помним о том, что мы должны написать письмо-информацию.

– Писать письмо будем простым карандашом на листочке из старой тетрадки (дети действительно получают листочки из старой-старой тетрадки, жёлтого цвета!), на “пеньках”, на коленках. Представьте, что вы на передовой, там нет таких условий, как в классе.

Дети самостоятельно пишут письма. < Приложение 3>

8. Презентация письма с фронта.

– Мы закончили работу. Кто желает прочитать своё письмо?

– Если вам хочется что-то исправить в тексте, вы можете это сделать.

9. Оформление конверта.

– Как отправляли солдаты письма с фронта?

Обобщаю ответы:

Не было на войне почты, конвертов и обратного адреса, но почтальоны были, был номер полевой почты. В минуты затишья написанные письма складывали в “солдатский треугольник”, писали адрес назначения, вместо обратного адреса писали № воинской части, складывали все письма в холщовый мешок и отправляли на попутном транспорте в тыл. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому солдаты старались писать их очень часто, вдруг хоть одно письмецо из 10 дойдёт до родных.

– Давайте и мы запечатаем наше письмо.

Складываем письмо в треугольник, пишем адрес и № воинской части (придумывают сами).

10. Фронтовое письмо – радость или горе?

– Получить такой “треугольничек” было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись. Кто знает, почему?

– Правильно. В конвертах приходили похоронки или извещение о том, что кто-то пропал без вести.

– Во время войны все отказывались работать почтальонами, послушайте стихотворение о 14-летней почтальонке и вы узнаете, почему?

Год 41-й…
Стали тоньше нервы…
Она прошла лишь два квартала…
Девчушечка 14ти-лет
Нести устала с похоронкою конверт.
Нет горше, нет ужасней новостей;
Ей кажется невыносимой ноша:
Сейчас ведь зарыдают пять детей,
Жена заплачет: “Лёшенька! Алёша!”
Когда ж девчушка “треугольничек” вручала,
Вся улица и пела, и плясала!
И, получив привет с передовой,
Заплачет мать: “Сыночек мой! Живой!”

11. Итог по уроку.

– Закончилась война в мае 1945 года.

9 мая – считается великим праздником. Если вспомнить всех погибших и каждому из них посвятить минуту молчания, тогда население всей Земли будет молчать ТРИДЦАТЬ ЛЕТ !

– Что такое ДЕНЬ ПОБЕДЫ?

1 ученик:

Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат
– Что такое ДЕНЬ ПОБЕДЫ?

2 ученик:

Это праздничный салют.
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
– Что такое ДЕНЬ ПОБЕДЫ?

3 ученик:

Это песни за столом,
Это речи и беседы.
Это дедушкин альбом
– Что такое ДЕНЬ ПОБЕДЫ?

4 ученик:

Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…

Хором:

Это значит НЕТ ВОЙНЫ!

Звучит фонограмма песни “День Победы”

11.1. Самооценка собственной деятельности.

– Чему учились на уроке?

– Кто получил удовольствие от работы?

Обобщаю ответы детей:

Мы поставили перед собой цель: написать письмо с фронта. У вас получились замечательные творческие работы. Маме будет приятно получить в подарок это письмо. Встаньте 9 мая пораньше и положите его в почтовый ящик. Это будет самый дорогой подарок в этот день. <Приложение 4>