Тема: Память и ее значение.
Цель:
1. Познакомить с понятием память, с
условиями успешного запоминания.
2. Развивать различные виды памяти.
3. Воспитывать интерес к самосознанию.
Оборудование:
1. Карта путешествий.
2. Картинки.
3. Таблица с правилами запоминания.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Вводная беседа.
Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в страну Человековедения (показ таблицы).
Какие науки изучают человека?
На доске:
Науки о человеке изучают
Гигиена. Что такое кровь, как справляются со своей работой сердце, желудок и другие органы.
Медицина. Какую форму и строение имеют отдельные части тела, органы.
Физиология. Как нужно охранять здоровье, беречь и закалять организм.
Анатомия. Как узнать, чем заболел, чем лечить.
Психология. (“психо” - душа, “логос” - наука).
Прочитайте! Покажите стрелочками, что изучает каждая наука? Правильно.
Мы обязательно побываем на всех станциях этой страны, а сегодня наш путь лежит к острову “Память”.
- А для чего человеку нужна память?
- Что такое память?
3. Изучение нового материала.
Память: способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние воспоминания, впечатления, опыт, запас хранящихся в сознании впечатлений.
Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительницу всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью.
Историки утверждают, что Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат превышало 30 тысяч человек. А академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов (таблицей Брадиса) и академик С.А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу наизусть, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно, всего один раз.
Память: одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
Выделяют три типа памяти:
Наглядно-образная память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т.д.
Словесно-логическая, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины.
Эмоциональная, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Кроме того, существует еще разделение памяти на два вида в зависимости от длительности хранения информации:
Кратковременная память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго.
Долговременная память, требующая больших усилий, но позволяющая сохранить информацию на многие годы.
Память разделяют, еще, на механическую и смысловую, непроизвольную и произвольную.
У разных людей доминируют различные виды памяти. Обычно у художников хорошо развита зрительная форма памяти. А Иван Константинович Айвазовский был влюблен в море. Долго служил на военном корабле. Он писал свои картины по памяти, а не с натуры.
Художнику удивительно точно удалось передать краски моря в разную погоду, а также величие и мощь морской стихии.
У музыкантов - слуховая форма памяти, у спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, у философов, политиков, дипломатов - словесно-логическая.
Я хочу познакомить вас с игрой, которая называется “Художники”. Эта игра поможет вам развивать свою память (Вызываю 2 человека). Один играет роль художника, другой - натурщика, т.е. с кого будут писать портрет. Художник внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, затем отворачивается и дает словесный портрет. Дети должны определить, насколько верно составлен портрет.
- Какого цвета на нем (или на ней) одежда?
- Опиши одежду.
- Надушен ли он (она).
- Какая обувь?
- Украшения.
- Волосы, прическа.
- Какого цвета глаза?
- Что ещё?
- В жизни очень часто нам приходиться запоминать. Мы учим правила, стихотворения, пересказываем тексты.
- А вы, не задумывались ли над тем, почему одни люди запоминают быстро и легко, а другие запоминают долго и быстро забывают?
Я думаю, что они не знают секретов запоминания.
На острове “Память” живут человечки, у которых хорошая память, они хотят поделиться с нами своими секретами.
Для этого человечки предлагают поиграть в игру “Запоминай все”. Показываю на короткое время картинки, на которых изображены предметы. Затем спрашиваю: какие предметы видели? Какого цвета. В каком порядке расположены?
- Почему нам легко было запомнить? (так
как вначале игры получили установку
“запоминай все”).
Следовательно, 1-ый секрет - прежде, чем запомнить, скажи про себя “Мне это надо запомнить” (на доске).
Физминутка (психогимнастика).
Посмотрите в окно, такое яркое солнце. Как ярко оно светит. Один его луч заглянул к нам. Давайте поздороваемся с ним без слов, улыбнемся ему.
Солнечный зайчик светит вам в левый глаз, зажмурьте его. Солнечный зайчик светит в правый глаз, зажмурьте его. В оба глаза светит! Вот он скользнул на потолок. Поймайте его. Погрейте руки. Выпустите. Но вот зайчик спрятался за тучку. Нам холодно. Покажите, как вам холодно. Вот он снова показался из-за тучки. Светит в оба глаза. (Зажмурьтесь). Подставьте ему левую щеку. Погрейте теперь правую. Улыбнитесь зайчику, подмигните левым глазом, теперь правым.
- Давайте без слов скажем зайчику спасибо. До свидания! Улыбнитесь! А зайчик скользнул в соседний класс.
- Ребята, когда вы учите стихотворение, как вы проверяете, выучили или нет?
- Вы можете себя проверить сами?
- Как вы думаете, что для этого нужно сделать сначала?
(Для этого нужно пересказывать вслух, и чем раньше начнете рассказывать, тем лучше, тем быстрее запомните).
2-ой секрет: “Начинай пересказывать как можно раньше”.
И ещё один маленький, но очень важный секрет, о котором знают человечки.
3-ий секрет: “Трудный материал учи перед сном”.
Мы должны прочитать то, что плохо ещё запомнили и лечь спать. После прочтения нельзя смотреть телевизор, с кем-нибудь разговаривать.
Итак, прочтем эти секреты. А сейчас проверим свою память. Я прочитаю слова, постарайтесь запомнить их в том же порядке, в каком они написаны:
лист |
кольцо |
море |
шмель |
дом |
яблоко |
костер |
зеркало |
пальма |
бант |
телевизор |
самовар |
Ну как, запомнили?
– Теперь, запишите слова, которые запомнили.
4 слова |
- 3 б |
5-7 |
- 7 б |
8-11 |
- 9 б |
12 |
- 15 б |
12 в т.пор. |
- 25 б |
Чтобы лучше запомнить надо представлять каждое слово, увидеть его, услышать, потрогать его, почувствовать вкус, запах.
Учебник с. 76.
Опыт “Хорошая ли у тебя зрительная память”.
Реклама книг “Как развивать внимание и память вашего ребенка” и т.д.
Релаксация (расслабление мышечное).
А сейчас сядьте поудобнее. Представьте, что вы вышли на большую поляну в лесу (звучит тихая музыка). Вокруг вас никого. Вы остались наедине с природой. Вокруг молодая зеленая поросль, трава, звонкое щебетание птиц. Вы ложитесь на землю и видите над собой голубое небо манящее вдаль. Вы закрываете глаза и чувствуете, как легко и плавно ваше тело отрывается от земли. Вы поднимаетесь все выше и выше. Вы легко парите в воздухе. Ваше тело расслаблено, вы видите над землей свою голубую планету. Вокруг Вас много других планет, таких же прекрасных.
Вот зеленая, а вот желтая, а вот ярко-красная. Это разнообразие манит все дальше и дальше. И вам кажется, что нет конца и края Вселенной. И вот Вы опускаетесь вниз. Возвращаетесь на свою планету, вы почувствовали, как прикоснулись к земле, открываете глаза и видите ту же лесную поляну.
Работа в группах:
1 гр. с. 74-75. Свойства памяти.
2 гр. с. 74 – 75. Тренировка памяти.
3 гр. с. 74 – 75. Свои правила запоминания.
4 гр. с. 74-76. Зачем нужна память? Значение памяти.
5 гр. с. 75 – 76. Виды памяти.
6 гр. с. 74 – 76. Сообщения “Рекорды человеческой
памяти”:
В 1927 году слепой Луи Флери (Франция), за 2 секунды умножал трехзначное число на двузначное и за 10 секунд - трехзначное на трехзначное.
Французский физик Андре Мари Ампер был в состоянии повторить длинные отрывки из энциклопедий по различным предметам, даже через 50 лет после прочтения соответствующих статей.
Южноафриканский и международный политический деятель Ян Христиан Смэтс уже в преклонном возрасте выучил наизусть 5000 книг.
Английский историк Томас Маколей в возрасте 15 лет мог декламировать наизусть все 10 книг поэмы Мильтона “Потерянный рай”.
Американский раб Томас Фуллер в 80 лет за полторы минуты подсчитал число секунд, прожитых человеком за 70 лет 17 дней 12 часов. Его ответ был 2210800800 секунд.
Рекордсменом по скорости устного счета был Йоган Дазе (Германия). Он мог перемножить два восьмизначных числа за 54 секунды, два двадцатизначных числа за 6 минут и два сороказначных числа за 40 минут.
4. Итог урока.
5. Оценивание.
6. Д/з
с. 74-76 читать.Узнать, какими способами можно тренировать память?