Тип урока: изучение нового материала.
Дидактические цели: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Форма урока: урок-дискуссия с элементами проблемного обучения.
Цели:
Обучающие:
- сформировать понятие об О–В реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов.
- Дать понятия «Окислитель» и «восстановитель»;
- Охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления;
- Систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов;
- Научить записывать уравнения О–В реакций, уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.
Развивающие:
- Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций
- Продолжать формировать умения работать с таблицей растворимости кислот для прогнозирования возможных химических реакций кислот.
Воспитательные:
- способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, задавать вопросы друг другу, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу.
Методы обучения: фронтальный, проблемный.
Средства обучения: таблица классификации кислот, растворимости кислот, электрохимический ряд напряжений металлов, учебники, тетради, доска, таблицы на печатной основе.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
1. Организационный момент. | |||||||
Доброе утро! Меня зовут Ирина Анатольевна. Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствует много гостей. Давайте посмотрим на них, улыбнемся им и забудем про них. На уроке останемся только мы и химия. «Каждый успех наших знаний ставит больше проблем, чем решает» |
|||||||
В начале урока хочу обратить ваше внимание на эпиграф. Прочтите его. Не правда ли, противоречивое высказывание? Как вы его понимаете? Я предлагаю обдумать его и проверить справедливость этих слов в течение нашего урока. |
Ответы детей:
– Должно быть наоборот. Мы, узнавая что-то новое, решаем проблему. |
||||||
Работать будем с оцениванием каждого этапа урока. У каждого на парте лист самооценки. Подпишите инициалы. Каждый из вас в течение урока будет оценивать свою работу на этапах. В конце урока вы поставите себе итоговую оценку. Лист самооценки: (Ф.И. уч-ся)
Вокруг нас происходит множество химических реакций, без которых наша жизнь невозможна. |
|||||||
2. Актуализация знаний. | |||||||
Давайте самые простые запишем: (Доска) | |||||||
1. Окисление железа кислородом воздуха Fe + O2 = Fe2O3 Где в жизни мы встречаемся с данной реакцией? (Ржавая железная крышка) |
ржавление железа | ||||||
2. Образование угольной кислоты из углекислого газа и воды CO2 + H2O= H2CO3 |
минеральная вода | ||||||
Расставьте степени окисления химических элементов в уравнении. Какие возникли затруднения? В простых веществах СО химических элементов равна нулю. Чем отличаются реакции? (оцените себя на этом этапе урока) |
Чему равна с.о. в простых веществах? В первой реакции с.о. веществ изменились, а во второй нет. |
||||||
Как называются реакции в результате которых у химических элементов меняются степени окисления? Такие реакции, в результате которых у химических элементов меняются степени окисления называются окислительно-восстановительными. |
? | ||||||
3. Целеполагание и мотивация. |
|||||||
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишем тему урока в тетрадь. Окислительно-восстановительные реакции. Чему должны научиться на уроке? – Определять С.О. элементов – Узнать, как происходит изменение свойств химических элементов в результате таких реакций. – Научиться составлять ОВР – Знать какое значение имеют ОВР в природе и жизни человека. |
ОВР | ||||||
Собираясь сегодня к вам на урок, я случайно разбила ртутный градусник. Времени было очень мало. Я взяла веник, быстренько замела всю ртуть на совок и выкинула на улицу. По дороге я задумалась, а правильно ли я поступила? Может быть, нужно было протереть место сырой тряпочкой или собрать ртуть пылесосом? Что вам известно по этой проблеме? Сбор ртути пылесосом категорически запрещен, т.к. металлическая ртуть, попадая в разогретое «нутро» пылесоса немедленно переходит в парообразную форму, которая выдувается с потоком выходящего воздуха и концентрация паров ртути возрастает на порядок. Ртуть прекрасно прилипает к свинцу или олову – т.е. к любой луженой поверхности. Банка из–под тушенки вполне подойдет. Можно ртуть засыпать порошком серы. Это приводит к образованию нерастворимого и нетоксичного сульфида ртути, которое является очень устойчивым соединением. |
Дети предлагают свои версии |
||||||
Какая реакция происходит при этом? (Но данная реакция с порошком серы при комнатной температуре идет очень медленно и не может гарантировать полное связывание ртути) Запишите уравнение реакции взаимодействия серы с ртутью. Hg + S = HgS (доска) Расставьте степени окисления химических элементов в уравнении. |
Затруднение | ||||||
Что отражает степень окисления? Что произошло со степенями окисления в данном уравнении? Какая это реакция? По какому признаку определили? |
Истинный заряд ионов Изменились у ртути и у серы. ОВР Изменились С.О. |
||||||
Что же произошло с элементами изменившим С.О.? – Как изменилась СО у ртути?. – как изменилась СО у серы? Запишем уравнение: Hg – 2e – Hg восстановитель, окисляется– процесс окисления S + 2e – S окислитель, восстанавливается, – процесс восстановления Что называют окислением? Откройте учебник стр. 186 найдите определение. Окисление – процесс отдачи электронов, который сопровождается повышением положительной С.О. и уменьшением отрицательной. Что называют восстановлением? Восстановление – процесс присоединения электронов, который сопровождается понижением положительной и увеличением отрицательной С.О. атомов. |
? понизилась повысилась |
||||||
Может ли процесс окисления протекать без процесса восстановления? Вывод в тетрадь: Процессы восстановления и окисления между собой взаимосвязаны. Hg + S = HgS (доска) В химическую реакцию вступают реальные вещества, поэтому: Вещество, в состав которого входит элемент, способный отдавать электроны и увеличивать положительную С.О. называют восстановителем. В процессе ОВР восстановитель окисляется. К восстановителям относят металлы, молекулярный водород, сероводород, аммиак, оксид углерода и др. Сформулируйте определение окислителя. Вещество, в состав которого входит элемент, способный присоединять электроны (при этом его положительная степень окисления понижается, а отрицательная увеличивается) называется окислителем. В процессе ОВР окислитель восстанавливается. К ним относят галогены, кислород, кислоты. |
Нет. | ||||||
Какая закономерность прослеживается в ОВР? Запишем уравнение ОВР Hg – 2e – Hg окисление S + 2e –S восстановление Спросите что непонятно. |
Количество отданных и принятых электронов должно быть равно. |
||||||
4. Первичное усвоение учебного материала. | |||||||
Выполните задание на карточке: Выберите из списка окислительно–восстановительные реакции и выпишите их в тетрадь: Na2O + H2SO4= Na2SO4 + H2O 2Ca + O2 =2CaO Cu(OH)2 = CuO + H2O |
|||||||
Почему вы решили, что реакция под №2 ОВР? Назовите окислитель и восстановитель. Докажите свой ответ. |
Реакция, протекающая с изменением С.О. | ||||||
Какая закономерность прослеживается? Запишите уравнение ОВР Оцените себя на данном этапе |
Число отданных и принятых электронов равно. | ||||||
5. Осознание и осмысление учебного материала. | |||||||
Где в жизни мы можем встречаться с ОВР? | |||||||
6. Закрепление. | |||||||
Проверим себя. Закончи предложение. *ОВР – это *окисление – это процесс (отдачи электронов) *восстановление – это процесс (присоединения электронов) *число электронов отданных восстановителем должно быть равно числу принятых электронов окислителем) (взаимопроверка с доски) Оцените себя на данном этапе |
|||||||
7. Домашнее задание. | |||||||
Стр. 186-188 №4 стр. 188 | |||||||
8. Итоги. Рефлексия. | |||||||
Как вы оценили себя на протяжении всего урока. Поставьте итоговую оценку. Если вы заработали «4» или «5» скажите вслух «Я молодец!» Обратимся к нашему эпиграфу. Возникли ли у вас противоречия? А у меня возникли. При подготовке к уроку, когда я проводила опыты с медью, вместо меди я взяла оксид меди, смесь нагрела. Цвет раствора изменился. Оксид меди прореагировал с раствором серной кислоты. Это о чем говорит? Да, произошла химическая реакция? Почему медь с раствором кислоты не реагирует, а оксид меди прореагировал? Вернемся снова к эпиграфу. Что вы думаете по этому поводу? Ответ на этот вопрос постарайтесь найти дома при подготовке к следующему уроку. Спасибо за работу! |