Цели урока:
- Познакомить с основными “профессиями” живых организмов и их взаимной зависимостью.
- Активизация познавательной деятельности учащихся и повышение интереса к изучению предмета “Окружающий мир”.
- Закрепление знаний учащихся по теме “Большой круговорот веществ”.
- Воспитание экологической культуры учащихся.
Оборудование: Иллюстрации с организмами разных “профессий”, круговорот веществ в природе, круговорот воды в природе, образование органического вещества, оболочки Земли. Рабочие тетради по “Окружающему миру”, учебник – тетрадь.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Повторение.
– Ребята, какие оболочки нашей планеты вы знаете?
- Расположите названия оболочек на рисунке.
- Помести живые организмы в ту часть оболочки, в которой они обитают.
(На доске плакат, на котором изображены 3 оболочки. Рисунки зверей, растений, птиц поместить в нужную оболочку). (2 человека)
- Какие круговороты вам известны?
На доске 2 рисунка.
- Определите круговороты. Чем они отличаются? (названия закрыты бумагой)
- Что такое экологические системы?
– Какие экосистемы вам известны? луг, поле, лес и т д.
– Что такое биосфера?
III. Изучение нового материала.
- Вступительная беседа учителя.
Мы с вами познакомились с большим круговоротом веществ. Он проходит не только через нашу квартиру, но и через каждую экосистему на Земле. Вещества не нужные в одной экосистеме, оказываются нужны в другой. А она передаёт свои излишки в третью. Так все экосистемы Земли объединены в самую большую экосистему – биосферу.
- Давайте вспомним, какие роли играют живые организмы в экосистемах.
(Кормильцы, едоки, мусорщики)
- Роль “кормильцев” (а правильно мы теперь будем их называть – производители), играют растения. (показ картинки на которой нарисован цветок протягивающий тарелку с едой)
Почему растения называют производителями ? Выслушиваются варианты ответов детей.
Итак, посмотрим, что происходит в листочках растения.
(На доске рисунок: цветок, человечки: углекислый газ, вода, солнышко, крахмал – всё двигается)
Растение питается углекислым газом, водой и обязательно должен быть солнечный свет.
Выглянуло солнышко: и человечки устремились друг к другу. Ребята, когда встречаются друзья, как оно здороваются друг с другом? Правильно, пожимают руки. Вот и наши герои поступают также. Солнышко светит, им весело. И когда они пожали друг другу руки, то в листочках растения образовался из воды, углек. газа и солнечного света – крахмал. А крахмал необходим животным, людям. Это пища богатая энергией. А ещё выделился кислород. Этот процесс называется фотосинтез. Как лучше запомнить слово фотосинтез? Да очень просто. Наши друзья встретились, и на память осталось фото. А слово синтез означает – объединение.
– Итак, что происходит, когда встречаются вода, углек. газ и солнечный свет в листочках? (Образование в листьях крахмала и кислорода)
Карпушина Лидия Андреевна 220-492-319
Как называется этот процесс?
– Для чего нужен крахмал? А для чего нам нужен кислород?
- Ребята, растения не только производят органические вещества, но и тратят их на свои нужды. Посмотрите, что это? (клубень картофеля) Что вы видите на нём? ростки. А как они появились? Почвы нет, воды нет, света нет, а ростки есть? Выслушиваются варианты ответов детей.
– А очень просто. Внутри клубня есть энергия и вещества, которые дают ему силу.
Давайте посмотрим ваше дом задание. Проросли семена или нет. Расскажите, как вы это делали. Почему они проросли?
- ТАК КАК ЖЕ НАЗЫВАЕТСЯ ПЕРВАЯ ГРУППА В ЭКОСИСТЕМЕ?
- А теперь поговорим о “едоках” (а правильно мы теперь будем их называть – потребители).
(На доске заяц с ложкой и вилкой в лапах).
Как вы думаете, почему они получили название – потребители?
Чтобы зайчик убежал от волка, что ему надо сделать? Покушать. Если он не поест у него не будет сил убежать. А что он ест? Когда он дышит, что выделяет? (уг.газ) А он кому нужен?
– Какой вывод можно сделать?
– Что производители и потребители тесно связаны друг с другом. А мы кем являемся?
- Но у нас есть ещё одна группа организмов. Как мы их называли? Правильно “мусорщики” (а правильно мы теперь будем их называть –разрушители).
На доске картинка с грибом, микробом и червяком, в лапах у них ножи, лопаты. пилы, веник, совок и т.д.
Как вы думаете, для чего они нужны?
Выслушиваются варианты ответов детей.
Они не создают органические вещества. А питаются умершими организмами. К этой группе можно отнести: грибы, дождевого червя, микробов. Подробно вы узнаете о них в старших классах.
IV. Проверка усвоения первичных знаний.
– Назовите производителей, потребителей, разрушителей.
V. Закрепление пройденного материала. Работа с учебником.
Стр. 26 задание 2.
Проверим, что получилось.
ФИЗМИНУТКА
А теперь ребята, встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад -2 раза.
Над водой летят стрижи (рывки руками в стороны)
Под водой плывут ерши (приседания)
Плывёт лодочка – краса
Расписные паруса (руки сцеплены в замок, плавные
движения)
Повернулись вправо, влево – 2раза
Тихо сели, вновь за дело.
VI. Ознакомление с новым материалом.
Благодаря производителям, потребителям, разрушителям превращение веществ идёт по замкнутому кругу.
На доске плакат и на него наносятся таблички и рисунки.
– Представим себе колосок, он растёт в поле. Чем он питается? Угл. газ, минеральные вещества. Прибежала мышка – норушка съела колосок. Да ещё и подышала кислородом, который выделил колосок. А что выдохнула? Кому он нужен?
Через некоторое время мышка умерла (наверное, от старости), что с ней происходит, для кого она служит кормом? (разрушителей), они разлагают умершие организмы: на воду, минеральные соли и угл. газ. И всё происходит по кругу. Вот так поддерживается жизнь на Земле.
Постановка проблемы.
– Ребята, а теперь представим себе, что потребители, производители и разрушители стали использовать одни и те же вещества? Например, вдруг всем понадобился кислород. Как вы думаете, что может произойти на нашей планете? Выслушиваются варианты ответов детей.
– Видите, ребята, как мудро продумала всё природа.
– Некоторые люди предлагают истреблять вредные для человека организмы. Другие считают, что этого делать нельзя. Кто из них прав и почему?
– Приведите примеры, когда круговорот веществ в природе нарушается по вине человека.
Выслушиваются варианты ответов детей.
– Какой из этого мы можем сделать вывод? Природу надо беречь, охранять и любить.
– Стр. 27 задание 4.
- Проверка.
VII. Закрепление пройденного материала.
Работа в тетрадях для самостоятельных работ. Стр.10 Задание 2 и 3.(цветные карандаши)
VIII. Занимательный материал.
– Я загадаю вам загадки, а вы, отгадывая их, будете говорить какую “профессию” они выполняют в природе.
1. В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (подсолнух) – производитель
2. Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы . (гриб) – разрушитель
3. Лесники её котят
Взять домой не захотят
Ей не скажешь “Кошка брысь!”
Потому что это …(рысь) – потребитель
4. Горел в траве росистой
Фонарик золотистый
Потом померк, потух
И превратился в пух. (одуванчик) – производитель
5. В воде она живёт
Нет клюва, а клюёт. (рыба) – потребитель
IX. Подведение итога урока.
– Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
– Что вам больше всего понравилось?
X. Выставление оценок и дом/ задание.
Литература: Н.Т. Брыкина “Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”, журнал “Читаем, учимся, играем” № 4 -2005г, учебник – тетрадь “Обитатели Земли”, Самостоятельные и контрольные работы по окружающему миру. А.А Вахрушев.