"Живые участники круговорота веществ" – урок по окружающему миру (программа "Школа–2100")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить с основными “профессиями” живых организмов и их взаимной зависимостью.
  2. Активизация познавательной деятельности учащихся и повышение интереса к изучению предмета “Окружающий мир”.
  3. Закрепление знаний учащихся по теме “Большой круговорот веществ”.
  4. Воспитание экологической культуры учащихся.

Оборудование: Иллюстрации с организмами разных “профессий”, круговорот веществ в природе, круговорот воды в природе, образование органического вещества, оболочки Земли. Рабочие тетради по “Окружающему миру”, учебник – тетрадь.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Повторение.

– Ребята, какие оболочки нашей планеты вы знаете?

  • Расположите названия оболочек на рисунке.
  • Помести живые организмы в ту часть оболочки, в которой они обитают.

(На доске плакат, на котором изображены 3 оболочки. Рисунки зверей, растений, птиц поместить в нужную оболочку). (2 человека)

  • Какие круговороты вам известны?

На доске 2 рисунка.

  • Определите круговороты. Чем они отличаются? (названия закрыты бумагой)
  • Что такое экологические системы?

– Какие экосистемы вам известны? луг, поле, лес и т д.

– Что такое биосфера?

III. Изучение нового материала.

  • Вступительная беседа учителя.

Мы с вами познакомились с большим круговоротом веществ. Он проходит не только через нашу квартиру, но и через каждую экосистему на Земле. Вещества не нужные в одной экосистеме, оказываются нужны в другой. А она передаёт свои излишки в третью. Так все экосистемы Земли объединены в самую большую экосистему – биосферу.

  • Давайте вспомним, какие роли играют живые организмы в экосистемах.

(Кормильцы, едоки, мусорщики)

  • Роль “кормильцев” (а правильно мы теперь будем их называть – производители), играют растения. (показ картинки на которой нарисован цветок протягивающий тарелку с едой)

Почему растения называют производителями ? Выслушиваются варианты ответов детей.

Итак, посмотрим, что происходит в листочках растения.

(На доске рисунок: цветок, человечки: углекислый газ, вода, солнышко, крахмал – всё двигается)

Растение питается углекислым газом, водой и обязательно должен быть солнечный свет.

Выглянуло солнышко: и человечки устремились друг к другу. Ребята, когда встречаются друзья, как оно здороваются друг с другом? Правильно, пожимают руки. Вот и наши герои поступают также. Солнышко светит, им весело. И когда они пожали друг другу руки, то в листочках растения образовался из воды, углек. газа и солнечного света – крахмал. А крахмал необходим животным, людям. Это пища богатая энергией. А ещё выделился кислород. Этот процесс называется фотосинтез. Как лучше запомнить слово фотосинтез? Да очень просто. Наши друзья встретились, и на память осталось фото. А слово синтез означает – объединение.

– Итак, что происходит, когда встречаются вода, углек. газ и солнечный свет в листочках? (Образование в листьях крахмала и кислорода)

Карпушина Лидия Андреевна 220-492-319

Как называется этот процесс?

– Для чего нужен крахмал? А для чего нам нужен кислород?

  • Ребята, растения не только производят органические вещества, но и тратят их на свои нужды. Посмотрите, что это? (клубень картофеля) Что вы видите на нём? ростки. А как они появились? Почвы нет, воды нет, света нет, а ростки есть? Выслушиваются варианты ответов детей.

– А очень просто. Внутри клубня есть энергия и вещества, которые дают ему силу.

Давайте посмотрим ваше дом задание. Проросли семена или нет. Расскажите, как вы это делали. Почему они проросли?

  • ТАК КАК ЖЕ НАЗЫВАЕТСЯ ПЕРВАЯ ГРУППА В ЭКОСИСТЕМЕ?
  • А теперь поговорим о “едоках” (а правильно мы теперь будем их называть – потребители).

(На доске заяц с ложкой и вилкой в лапах).

Как вы думаете, почему они получили название – потребители?

Чтобы зайчик убежал от волка, что ему надо сделать? Покушать. Если он не поест у него не будет сил убежать. А что он ест? Когда он дышит, что выделяет? (уг.газ) А он кому нужен?

– Какой вывод можно сделать?

–  Что производители и потребители тесно связаны друг с другом. А мы кем являемся?

  • Но у нас есть ещё одна группа организмов. Как мы их называли? Правильно “мусорщики” (а правильно мы теперь будем их называть –разрушители).

На доске картинка с грибом, микробом и червяком, в лапах у них ножи, лопаты. пилы, веник, совок и т.д.

Как вы думаете, для чего они нужны?

Выслушиваются варианты ответов детей.

Они не создают органические вещества. А питаются умершими организмами. К этой группе можно отнести: грибы, дождевого червя, микробов. Подробно вы узнаете о них в старших классах.

IV. Проверка усвоения первичных знаний.

– Назовите производителей, потребителей, разрушителей.

V. Закрепление пройденного материала. Работа с учебником.

Стр. 26 задание 2.

Проверим, что получилось.

ФИЗМИНУТКА

А теперь ребята, встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад -2 раза.
Над водой летят стрижи (рывки руками в стороны)
Под водой плывут ерши (приседания)
Плывёт лодочка – краса
Расписные паруса (руки сцеплены в замок, плавные движения)
Повернулись вправо, влево – 2раза
Тихо сели, вновь за дело.

VI. Ознакомление с новым материалом.

Благодаря производителям, потребителям, разрушителям превращение веществ идёт по замкнутому кругу.

На доске плакат и на него наносятся таблички и рисунки.

– Представим себе колосок, он растёт в поле. Чем он питается? Угл. газ, минеральные вещества. Прибежала мышка – норушка съела колосок. Да ещё и подышала кислородом, который выделил колосок. А что выдохнула? Кому он нужен?

Через некоторое время мышка умерла (наверное, от старости), что с ней происходит, для кого она служит кормом? (разрушителей), они разлагают умершие организмы: на воду, минеральные соли и угл. газ. И всё происходит по кругу. Вот так поддерживается жизнь на Земле.

Постановка проблемы.

– Ребята, а теперь представим себе, что потребители, производители и разрушители стали использовать одни и те же вещества? Например, вдруг всем понадобился кислород. Как вы думаете, что может произойти на нашей планете? Выслушиваются варианты ответов детей.

– Видите, ребята, как мудро продумала всё природа.

– Некоторые люди предлагают истреблять вредные для человека организмы. Другие считают, что этого делать нельзя. Кто из них прав и почему?

– Приведите примеры, когда круговорот веществ в природе нарушается по вине человека.

Выслушиваются варианты ответов детей.

– Какой из этого мы можем сделать вывод? Природу надо беречь, охранять и любить.

– Стр. 27 задание 4.

  • Проверка.

VII. Закрепление пройденного материала.

Работа в тетрадях для самостоятельных работ. Стр.10 Задание 2 и 3.(цветные карандаши)

VIII. Занимательный материал.

– Я загадаю вам загадки, а вы, отгадывая их, будете говорить какую “профессию” они выполняют в природе.

1. В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (подсолнух) – производитель

2. Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы . (гриб) – разрушитель

3. Лесники её котят
Взять домой не захотят
Ей не скажешь “Кошка брысь!”
Потому что это …(рысь) – потребитель

4. Горел в траве росистой
Фонарик золотистый
Потом померк, потух
И превратился в пух. (одуванчик) – производитель

5. В воде она живёт
Нет клюва, а клюёт. (рыба) – потребитель

IX. Подведение итога урока.

– Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

– Что вам больше всего понравилось?

X. Выставление оценок и дом/ задание.

Литература: Н.Т. Брыкина “Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”, журнал “Читаем, учимся, играем” № 4 -2005г, учебник – тетрадь “Обитатели Земли”, Самостоятельные и контрольные работы по окружающему миру. А.А Вахрушев.