Период и этапы реализации программы
Программа реализуется в период 2009–2012 гг. по следующим этапам:
I-й этап (2009 г.): разработка текста программы, ее обсуждение, утверждение окончательного варианта программы. Ознакомление с ним педагогического коллектива школы, районного педагогического сообщества и общественности.
Проведение уточняющей комплексной диагностики, необходимой для решения задач и определения условий реализации программы развития школы.
Формирование и планирование деятельности творческих групп по реализации отдельных подпрограмм программы.
II-й этап (2010–2011 гг.): реализация ведущих целевых подпрограмм и проектов инновационной программы развития школы. Осуществление промежуточного контроля, корректировка, экспертиза реализации проектов.
III-й этап (2012 г.): подведение итогов и научное системное осмысление результатов реализации программы на семинарах, конференциях, обобщение накопленного опыта. Постановка новых стратегических задач развития образовательной системы школы, подготовка текста новой программы развития школы.
Принципы реализации программы:
– программно-целевой подход (предполагает единую систему планирования и
своевременное внесение корректив в планы);
– информационная компетентность участников образовательного процесса о
происходящем в школе;
– вариативность (предполагает осуществление различных вариантов действий по
реализации задач развития школы).
I. Актуальность разработки инновационной программы развития школы
Развитие школы невозможно без новых идей, подходов, моделей, педагогических технологий, совместной работы педагогов, родителей, учеников. Каждая инновация требует апробации, проверки временем. Создание нового опыта, поиск оптимальных решений осуществляется в ходе научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работы. Поэтому в 2009 году разработали инновационную программу развития образовательного учреждения, которая позволяет создать необходимые условия для качественного образования.
II. Концепция школы
Наше видение миссии школы
Мы хотим построить школу равных возможностей. Эта школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Ее выпускники, независимо от социального статуса, должны суметь успешно самоопределиться в жизни.
Цель программы
Создание условий для становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, способной жить в гармонии с собой, позитивно относиться к окружающему миру и успешно самоопределиться в социуме.
Коллектив считает, что в современной ситуации этого возможно достичь путем реализации программ профильного обучения и сохранения здоровья обучающихся за счет внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Поэтому тема программы определена так: профильное обучение на основе здоровьесберегающих технологий – условие успешного самоопределения выпускника.
Задачи программы
- Сохранить и укрепить здоровье детей, приобщать обучающихся к здоровому образу жизни, обучать средствам самозащиты.
- Формировать у обучающихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытии творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности учащихся.
- Стимулировать учителя к применению современных технологий обучения, внедрению их в практику.
- Совершенствовать управление инновационным процессом с целью дальнейшего развития образовательного учреждения.
- Создавать условия, благоприятные для укрепления физического, нравственно-психического здоровья детей.
- Продолжать работу по дифференциации образования, создавать условия для формирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся школы в условиях предпрофильного и профильного образования.
- Создавать максимально благоприятные условия для опытно-экспериментальной работы в школе, принять активное участие в реализации программы развития системы образования Татарского района.
Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегические направления деятельности:
- создание условий для формирования здорового образа жизни обучающихся путем использования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в управлении, обучении и воспитании;
- изучение и моделирование медико-педагогических условий, имеющих наиболее эффективное оздоравливающее и развивающее воздействия, формирующих отношение к здоровью как к одному из главных жизненных ценностей;
- обеспечение получения основного общего и среднего (полного) общего образования, необходимого для продолжения обучения в других учебных заведениях (профессиональных, высших);
- передача обучающимся таких методов мышления, которые обеспечивают познание, исследование, проектирование нестандартных решений, преобразование сложившейся жизненной ситуации в образовательном процессе;
- ориентация на обновление методов обучения, использование эффективных образовательных технологий для повышения уровня самостоятельности обучающихся в своей учебной деятельности.
Перспективы и ожидаемые результаты реализации программы
Сложившаяся система работы школы позволяет, исходя из решения поставленных задач – вариативности, обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы психолого-педагогического мониторинга, – перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.
Это предполагает построение образовательного пространства, в котором каждый обучающийся смог бы самоопределиться, самореализоваться, найти себя в деле, чувствовать себя успешным в решении учебных проблем и задач через:
– повышение качества образовательного процесса;
– внедрение эффективных технологий, позволяющих реализовать идеи
компетентностного подхода (максимально использовать в образовательной
деятельности разные виды технологий, в том числе развивающие, проблемные,
модульные, разноуровневое обучение, здоровьесберегающие, исследовательские,
информационно-коммуникативные и другие технологии);
– расширение программ дополнительного образования;
– продолжение профильного обучение учащихся на третьей ступени обучения через
сетевую модель;
– реализация мер по снижению учебной нагрузки учащихся, сохранение их
физического и психического здоровья;
– совершенствование системы общественно-государственного управления школой;
– развитие материально-технической базы школы.
IV. Структура программы
Предполагается решать задачи путем реализации следующих подпрограмм:
– программа “Одаренные дети”;
– программа “Здоровье”;
– программа “Внедрение сетевого взаимодействия в
образовательные учреждения на третьей ступени обучения”;
– программа “Современные педагогические технологии в
школе”;
– программа “Развитие воспитания в школе”;
– программа “Информационное обеспечение
образовательного процесса”;
– программа “Распространение инновационного опыта”;
– программа “Лидер”;
Данная модель обладает гибкостью и адаптацией к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям и контингенту обучающихся.
1. Программа “Одаренные дети”
Цель программы:
Создание системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.
Актуальность разработки программы
- В концепции модернизации образования поставлен вопрос поиска путей повышения социально – экономического потенциала общества, что возможно в случае роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станет носителем ведущих идей общественного процесса.
- За последние годы в школе увеличилось число участников и победителей в научно – практических конференциях на различных уровнях (школьный, районный, региональный), что подтверждает увеличение интереса детей к занятиям исследовательской деятельностью.
- Уменьшение победителей и призеров на районных предметных олимпиадах является сигналом для обновления работы в этом направлении.
- Повышение имиджа школы.
Ожидаемые результаты
- Обновление содержания и технологий обучения с учетом современных требований;
- Дифференциация и индивидуализация в процессе обучения;
- Повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;
- Профессиональный рост учителя.
2. Программа “Здоровье”
Цель: сохранение, укрепление и улучшение психического, нравственного и физического здоровья учащихся в ходе реализации образовательного процесса.
Основные направления реализации программы “Здоровье”
Программа предусматривает комплексный подход к реализации следующих направлений.
Учебно-воспитательная работа.
– составление режима учебных занятий и самостоятельной работы учащихся на
основе санитарно-гигиенических норм;
– организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки для учащихся первых
классов с целью облегчения адаптации к новым условиям;
– создание школы раннего развития для детей, поступающих в первый класс с целью
подготовки и адаптации детей к школе;
– строгое регламентирование количества и длительности факультативных занятий для
учащихся;
– создание условий для развития индивидуальных способностей и отдыха по
интересам;
– контроль над правильным использованием технических средств обучения;
– включение вопросов здорового образа жизни в план учебной программы по ОБЖ;
– оказание помощи учителям и воспитателям в формировании здорового образа жизни
учащихся.
Диагностическая работа.
- Составление паспорта здоровья школы по ступеням (начальная школа, основная, средняя).
- Осуществление контроля над соблюдением норм учебной нагрузки, домашними заданиями.
- Выяснение роли природно-климатических, биологических (наследственных) и социально-экономических условий и факторов в процессе формирования личностных качеств и здоровья учащихся.
Профилактическая и коррекционная работа.
– формирование и сохранение здоровья учащихся и педагогов;
– мониторинг санитарного состояния помещений (отопления, освещенности,
водоснабжения, канализации);
– контроль над состоянием рабочей мебели (ученические столы, стулья, классные
доски);
– плановое проведение медосмотров учащихся и учителей;
– контроль пищевого рациона;
– ознакомление администрации и всего педагогического коллектива с конечными
результатами осмотров и профилактических мероприятий.
Информационно-просветительская работа.
– использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни:
организация лекций, семинаров, проведение Дня Здоровья;
– использование наглядной агитации: выпуск стенгазеты, оформление уголков
здоровья, воспитание учащихся личным примером (привлекательность внешнего вида,
доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье);
– проведение на базе школы научно-практических семинаров и конференций;
– создание школы будущего первоклассника.
Разработка проектов здоровьесберегающей деятельности служб школы: психолого-педагогической, медицинской, питания; безопасности жизнедеятельности; информационно-методического обеспечения.
Ожидаемый результат
- Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся;
- Рост личностных и спортивных достижений.
- Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей;
- Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, проблемами в развитии детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- Создание эффективной системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья и повышения работоспособности у учащихся.
- Снижение учебных перегрузок школьников.
- Организация правильного питания учащихся во время их пребывания в школе.
3. Программа “Внедрение сетевого взаимодействия в образовательные учреждения на третьей ступени обучения”
Цель:
разработать и апробировать механизмы сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений в рамках реализации профильного обучения, ориентированных на индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников, обеспечивая выпускникам школ образование высокого качества.
Объект исследования.
Процесс сетевого взаимодействия образовательных учреждений при введении профильного обучения.
Предмет исследования.
Принципы, содержание, формы и методы осуществления сетевого взаимодействия школ для организации физико-математического и биологического профилей.
Цель исследования определяет следующую гипотезу:
Овладение физикой, математикой, биологией на профильном уровне станет эффективным, если будет создана инновационная система, позволяющая целенаправленно использовать имеющиеся ресурсы, шире задействовать возможности самой системы образования, обеспечить разноуровневое и разноспособное учение и, опираясь на склонности и способности учащихся, удовлетворить их образовательные потребности, дать им возможность выбрать их траекторию образования и более глубоко изучить учебный материал по избранному направлению.
В результате перехода на профильное обучение предполагается:
– обеспечение изучения физики, математики, биологии на профильном уровне;
– создание условий для существенной дифференциации содержания обучения
старшеклассников с учетом обоснованного выбора профиля;
– построение индивидуальных образовательных программ обучающихся;
– качественная подготовка для поступления в ВУЗы, Сузы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Создание сетевой модели профильного образования в школьном округе.
- Повышения качества образования в школе.
- Рост познавательной мотивации учащихся.
- Оптимизация образовательного процесса.
4. Программа “Современные педагогические технологии в школе”
Цель.
Внедрить современные технологии обучения, способствующие формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, обеспечивающие возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества.
Ожидаемый результат
- Повышение качества образования в школе.
- Рост познавательной мотивации учащихся.
- Повышение педагогической компетентности педагогов.
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
- Снижение учебной нагрузки учащихся, сохранение их здоровья
- Повышение результативности участия учащихся и педагогов в различных конкурсах.
- Создание условий каждому ученику в выборе траектории своего развития, профессиональном самоопределении.
5. Программа “Развитие воспитания в школе”.
Цель: создать оптимальные условия для полноценного развития личности, способной к реализации своих задатков и возможностей учебной, практической, творческой деятельности на основе интеграции общего и дополнительного образования.
Основные направления реализации программы.
- Формирование духовно-богатой, нравственной личности
- Воспитание патриота и гражданина
- Развитие ученического самоуправления
- Повышение профессионального мастерства классных руководителей
- Просвещение родителей
- Совместная деятельность педагогов и родителей
- Совершенствование работы системы дополнительного образования.
Ожидаемый результат:
- Создание системы эффективного ученического самоуправления в школе.
- Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
- Воспитание гражданственности и нравственности у учащихся.
- Развитие чувства необходимости занятиями физической культурой и спортом.
- Отсутствие правонарушений среди учащихся; уменьшение количества детей с низким уровнем воспитанности.
- Достижение уровня участия родителей в организации досуговой деятельности детей составит не менее 60%.
6. Программа “Информационное обеспечение образовательного процесса”.
Цель: Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы, ориентированных на повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы.
Ожидаемый результат
- Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательного процесса
- Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
- Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов.
- Расширение информированности участников ОП с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование.
- Компьютеризация всех ступеней образования.
7. “Распространение инновационного опыта”.
Паспорт программы.
Цель: повышение качества образования путем введения в массовую практику инновационного опыта работы учителей, массового освоения современных эффективных образовательных технологий.
В качестве основных результатов решения обозначенных задач ожидается:
– увеличение количества образовательных учреждений, работающих в
инновационном режиме;
– создание творческого объединения учителей;
– разработка Интернет среды для сетевого взаимодействия;
– активизация издательской деятельности кафедр, МО в рамках тематики данной
Программы;
– увеличение количества учителей – последователей передового опыта коллег.
8. Программа “Лидер”.
Цель программы: Создать добровольное объединение подростков на основе общих интересов и их дальнейшей, успешной социализации.
Направления:
– пропаганда здорового образа жизни;
– вовлечение в социально – значимую деятельность;
– коллективно-творческие дела;
–трудовая деятельность.
Основные направления деятельности:
– Организаторское – создание условий для обучения школьников навыкам
организаторской деятельности.
– Информационное – повышение доступности информации о деятельности организации.
– Нравственное – формирование гуманистических отношений к окружающему миру,
общечеловеческим ценностям.
–Гражданско-патриотическое – воспитание любви к отчему краю, формирование
гражданского самосознания.
–Досугово – игровое – самореализация личности ребенка, его деятельности и
возможности.
Основные формы работы
– Социально-значимые дела, полезные для детей и общества.
– Игры, имитирующие реальные, социальные отношения.
– Формы досуговой деятельности.
Программа направлена на формирование у детей лидерских качеств и навыков общения, умение понимать и учитывать интересы других людей, владение основами управления и самоуправления.
Механизм реализации программы “Лидер”.
– Формирование и работа штаба актива “ Ровесник-2008”, “Юность”, “Ритм”.
– Расширение творческих связей с учреждениями культуры и общеобразовательными
учреждениями.
Предполагаемые результаты
- Благоприятный морально-психологический климат в школьном коллективе, включение всех участников в КТД, усиление трудовой и благотворительной направленности.
- Активизация деятельности детских объединений, направленная на развитие общественно – значимой жизненной позиции детей и подростков.
- Устойчивое стремление к реализации творческих и интеллектуальных возможностей подростков.
Используемая литература:
- Библиотечка “Вестника образования России” № 4, 2006 г.
- Журналы: “Практика административной работы в школе” № 2, 2003 г., № 3 2003 г., № 5 2008 г.