Цель урока:
- Повторить и систематизировать правила сложения и вычитания отрицательных чисел; закрепить навыки вычислительных действий с дробями, решения уравнений, нахождения расстояния между двумя точками.
- Формировать познавательный интерес у учащихся к математике, а также к истории, географии и литературе, активизировать деятельность учащихся, развивать навыки работы в группе.
Тип урока: урок – игра.
Оборудование урока: конверты с заданиями, лист учета балов команд, лист учета знаний учащихся, картинки, карта древнего мира, классическая музыка.
План урока
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- Игра.
- Подведение итогов.
1.Организационный момент (3 мин).
Перед началом урока учитель делит класс из 25 человек на 5 команд. Выбирается капитан. Игру проводит учитель, помогают оценивать учеников учащиеся старших классов.
Инструкция учителю для проведения этапов игры (Приложение1)
2.Ход урока
Вступительное слово учителя: (5 мин. на весь текст).
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие с Персеем, героем древнегреческих мифов, и для этого вам понадобятся знания по сложению и вычитанию отрицательных чисел, решению уравнений, нахождению расстояния между двумя точками.
Итак, начинаем.
Слово “математика” возникло в Древней Греции примерно в 5 веке до н.э. Происходит оно от слова “матема” – “учение”, “знания, полученные через размышления”. Понятие об отрицательном числе возникло при решении уравнений. Древнегреческий математик Диофант в 3 вене фактически уже пользовался правилом умножения отрицательных чисел. А всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине 19 века.
В Аргосе жил царь, которому предсказали, что он будет убит своим внуком. Испугавшись этого, он запер свою дочь Данаю в подземном доме. Но Громовержец Зевс молнией пробил камень и сделал своей женой. Вскоре у Данаи родился сын, она назвала его Персеем. Однажды отец Данаи, проходя над тайником, услышал детский крик. Царь спустился в жилище Данаи и увидел на руках у дочери прелестного мальчика. Страх напал на царя. Он приказал посадить Данаю с сыном в большой ящик и тайно бросить в море. Ветер долго носил ящик по морю и пригнал к острову Серифу. На берегу, рыбак ловил рыбу. Он закинул сеть в море и поймал вместо рыбы большой ящик. Сорвав с ящика крышку, он увидел красавицу с мальчиком. Услышал об этом царь острова Серифа Полидект и велел Персею с матерью явиться во дворец. Красота Данаи пленила Полидекта и он решил избавиться от Персея, отправив его за головой Медузы. Персей простился с матерью и отправился по свету – искать Медузу, о которой ничего не знал до тех пор. Во сне к нему явилась богиня мудрости Афина и открыла ему, что Медуза – одна из трех сестер Горгон, они живут на краю земли, в Стране Ночи. Афина дала Персею свой щит, гладкий и блестящий как зеркало, чтобы он мог закрыться от страшных глаз Медузы, а Гермес, посланец Зевса подарил свой меч, такой острый, что им можно было резать, как воск, железо и камень.
А мы напутствуем Персея фразой, которую сейчас разгадаем.
1 этап: “ Разминка” (На выполнение 7мин.)
Команда получает конверт с карточками, на которых задания для каждого ученика.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | |||
22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | |||
. |
Иоганн Генрих Песталоцци
Шифр:
а | в | г | д | е | е | и | к | л | н | о | п | р | с | т | ч | ы | я |
-34 | -48 | -1,2 | 71 | 27 | -0,5 | -6,4 | -0,9 | 21 | -4,2 | -5 | -27 | -2,5 | 22 | -56 | 25 | -2,7 | -19 |
Для этого вам предстоит вычислить:
16 . 19 - 24 6. -12 - 36 11. -36 + 57 18, -2,3 - 1,9 35. 15 - (-12) 28. -46 - (-12) 7. |-5,3 |+ 1,7-9,7 |
19. 33 - 38 29. -14 - 34 1. -24 + 46 8. 16 - (-9) 14. -1,3 - 5,1 22. -34 - (-7) 24. |-4,2| + 1,8 - 8,5 |
31. 28 - 33 20. -23 - 25 10.-17 + 39 12. 12 - (-15) 5. -1,7 - 4,7 15. -32 - (-13) 30. |-1,3| + 1,7 - 4,2 |
33. 46 - 51 34. -16 - 32 17. -18 + 40 2. 17 - (-8) 9. -2,6 - 3,8 25. -25 - (-6) 3. |-1,8| + 1,2 - 3,5 |
23. 49 - 54 4. -32 - 24 32. -17 + 38 26. 34 - (-37) 13. -3,5 - 0,7 21.-53 - (-19) 27. |-2,7| + 1,3 - 4,9 |
(Ответ: счет и вычисления – основа порядка в голове)
Проверка выполнения работы, разбор ошибок. Подведение итогов этапа. (2 мин).
Долго шел Персей и, наконец, добрался до Страны Ночи. Вход в эту страну сторожили три древние старухи – Грайи. Они были так стары, что на всех трех у них был один только глаз и один зуб. И все-таки они хорошо охраняли вход в Страну Ночи и никого не пропускали туда. По очереди смотрели они единственным глазом, передавая, его друг другу.
Персей потихоньку подкрался к Грайям, дождался, когда одна из них вынула глаз, чтобы передать его сестре, протянул руку и выхватил у старухи драгоценное око. И сразу стали Грайи бессильными слепыми старухами. Жалобно просили они Персея вернуть им их единственный глаз.
– Впустите меня в Страну Ночи, скажите мне, как найти Медузу, и я отдам вам ваш глаз, – отвечал старухам Персей. Но старые Грайи не хотели пустить Персея, не хотели сказать ему, где найти Медузу. Тогда Персей пригрозил старухам, что разобьет их глаз о камень, – и Грайям пришлось указать ему дорогу. Персей отдал Грайям их глаз и пошел дальше на запад.
Но сначала ему еще предстояло разгадать шифр замка в дверях в Страну Ночи.
2 этап: “Код замка” ((7мин)
Вам надо решить уравнения, сложить модули корней и внести в пустые окошки.
Рис.1
Проверка выполнения работы, разбор ошибок. Подведение итогов этапа. (2 мин)
По дороге встретились ему три добрые нимфы. Одна подарила Персею шлем Аида, властителя подземного царства, – кто надевал этот шлем, становился невидимкой; другая дала Персею крылатые сандалии, надев которые можно было летать над землей, как птица; третья нимфа вручила юноше сумку, которая могла сжиматься и расширяться по желанию того, кто носил ее. Персей повесил на плечо сумку, обул крылатые сандалии, надел на голову шлем – и, не видимый никому, поднялся высоко в небо и полетел над землей. Скоро он добрался до края земли и долго летел над пустынной гладью моря, пока внизу не зачернел одинокий скалистый остров. Персей стал кружить над островом и увидел на скале спящих Горгон. У них были золотые крылья, чешуйчатые железные тела и медные руки с острыми когтями.
Поможем справиться Персею с медузой.
3 этап: “Голова медузы”. (7мин).
Выполнить действия с дробями и ответ записать в пустое окошко.
Рис. 2
Проверка выполнения работы, разбор ошибок. Подведение итогов этапа. (2 мин)
Персей увидел Медузу – она была всех ближе к морю. Он опустился на скалу рядом с ней. Змеи на голове Медузы зашипели, почуяв врага. Медуза проснулась, открыла глаза. Персей отвернулся, чтобы не взглянуть в эти страшные глаза и не превратиться навек в мертвый камень. Он поднял щит Афины, блестящий как зеркало, навел его на Медузу и, глядя в него, вынул меч Гермеса и сразу отсек ей голову. Тут проснулись две другие Горгоны, расправили крылья и стали носиться над островом, ища врага. Но Персей был невидим. Быстро засунул он голову Медузы в свою волшебную сумку, столкнул тело Горгоны в море и улетел прочь. Он пролетел над Эфиопией и вдруг на скале над морем увидел девушку такой красоты, что принял ее сначала за чудесное изваяние. Спустившись ниже, он понял, что она живая, только руки ее были прикованы к скале. Оказалось, что девушка -дочь эфиопского царя – Андромеда и обречена на съедение морскому чудовищу. Персей спас Андромеду, убив чудовище ударом меча по голове. Царь и царица и весь народ Эфиопии радостно приветствовали героя. Царский дворец украсили цветами и зеленью, всюду зажгли светильники, нарядили невесту, собрались певцы и флейтисты, наполнили чаши вином, и начался свадебный пир.
Затем Персей с красавицей Андромедой, поспешили в обратный путь – на остров Сериф. Ведь Персей обещал царю Полидекту принести голову Медузы.
Рис. 3
4этап: “Найти расстояние” (6 мин).
А сейчас вам предстоит вычислить расстояние которое пришлось преодолеть Персею от Аргоса до Эфиопии и обратно, если А (12,1) Э (18,6). Масштаб карты: 1:75000000.
Проверка выполнения работы, разбор ошибок. Подведение итогов этапа. (2 мин.)
Подведение итогов игры, выставление оценок. Награждение. (5мин.)
Рефлексия: Что нового узнали для себя? Какие виды работ понравились во время путешествия? С какими заданиями справились без проблем? При решении каких примеров вам понадобилась помощь товарищей по команде? (5мин.)
Список литературы:
- Тесты 6 класс Е.Ф. Шершнев, П.В. Чулков
- Подсказки на каждый день 6 класс О.Ю. Едуш
- Занятия школьного кружка 5–6 класс О.С. Шейнина, Г.М.Соловьева
- Математические диктанты 6 класс В.И. Жохов
- Математика. Тетрадь с печатной основой для учащихся 6 класса. З.Н. Альхова