Урок математики в 5-м классе "Решение задач на части"

Разделы: Математика


“Можно и нужно каждого учителя научить
пользоваться педагогическим инструментарием,
nолько тогда его работа будет высоко
результативной, а место учителя самым
лучшим местом под солнцем”.
Я.Коменский.

В настоящее время в школьном образовании отмечается тенденция снижения заинтересованности учащихся в обучении. Вызвано это высокой информативностью предметов и дефицитом времени, отведенного на их изучение. Возникает необходимость в применении эффективных технологий, которые обеспечивали бы понимание и усвоение этого большого объема информации без потери интереса к предмету.

Технология – занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.

Урок математики был и остается самой распространенной формой обучения в школе. Сейчас его роль и место в организации образовательного процесса претерпевают изменения. Поэтому современный урок математики, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как репродуктивная форма, но и как вариативная и постоянно развивающаяся форма, главная цель которой добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

Поэтому в основе технологий, применяемых на уроках математики должен быть заложен принцип интенсификации и высокой мотивации. Нужно использовать методики обеспечивающие легкое запоминание материала, включающие в работу все виды памяти (зрительную, слуховую, ассоциативную). Особенно, ассоциативную, которая способствует прочному усвоению знаний не только на уровне подсознания, но и на уровне сознания. В качестве ассоциаций в учебном процессе могут выступать знаково-символические средства (графические, цветовые).

В последнее время, в связи с ведением итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ, для подготовки к сдаче экзаменов применяется технология тестирования. С помощью тестов измеряют степень усвоения учебного материала, овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, уровень учебных достижений.

Применение различных технологий на уроках математики способствует созданию и поддержанию высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; увеличивает объем и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков. Хороший урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий.

Тип урока: обобщение-закрепление.

Оборудование: лист оценивания, индивидуальные карточки, компьютерная презентация, рефлексивный материал.

Ход урока

1. Организационный момент. Рефлексия.

– Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!

Сегодня у нас открытый урок, но мы работаем как обычно, улыбнитесь друг другу, нашим гостям и покажите мне тот рисунок, который соответствует вашему настроению.

– Сейчас запишем в тетрадях дату, классную работу, тему урока. Сегодня на уроке каждый из вас решит проблемный вопрос “Как я научился решать задачи?”

– У каждого есть оценочный лист, где отмечены все виды работы на уроке. После выполнения каждого задания в этом листе напротив вы будете проставлять столько баллов, сколько заработаете за это задание. В конце урока подсчитаете общее количество баллов и каждый сможет ответить на проблемный вопрос. Помощником на уроке сегодня у нас будет компьютер.

2. Устная работа.

Мы изучили тему, хорошо знаем ее содержание, и чтобы я убедилась в этом, выполним следующее задание “Цифровой диктант”. Я буду произносить некоторое утверждение и, если вы со мной согласны – в тетради ставите единицу (1), если нет – нуль (0). В результате у каждого получится какое то число, а затем проверим: правильно вы соглашались или нет?

  1. Тема нашего урока “Задачи на части”.
  2. На уроке мы будем решать уравнения.
  3. На предыдущих уроках мы изучали алгоритм решения задач.
  4. Выполняя схематичный рисунок по условию задачи мы облегчаем для себя выбор решения.
  5. Для успешного решения задачи не нужны ни краткая запись, ни схематичный рисунок.
  6. Прочитав задачу всегда можно сразу сказать ответ.
  7. Запись ответа в задаче обязательна.
  8. При выполнении действий в решении задачи не надо делать никаких пояснений.
1
0
1
1
0
0
1
0
 

Проверяем правильную запись цифр. За каждую правильную – поставьте 1 балл.

Вот в вашем оценочном листе и появился первый результат.

Следующее задание “Найди ошибку”. Вы все знаете алгоритм решения задач.

И наш помощник хочет проверить – правильно ли он записал порядок в алгоритме.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно и исправьте ошибки, которые допустил компьютер. За каждый правильный ответ, тот, кто ответит получит 1 балл.

Молодцы!

3. Проверка домашнего задания.

– А сейчас посмотрим, как вы на практике применяете знания алгоритма решения задач. Поменяйтесь тетрадями. За каждую правильно решенную задачу – 5 баллов, если допущены 1–2 ошибки – 4 балла. Обменяйтесь тетрадями обратно. Отметьте свои баллы в оценочных листах.

Физкультминутка.

4. Закрепление.

Решение задач у доски. (Я вызываю и говорю, сколько баллов учащийся зарабатывает за выполнение работы.)

Несколько учащихся выполняют индивидуальную работу по карточкам. (Проверка и оценивание баллами учителем в процессе выполнения.)

Хорошо ребята. Я вижу что задачи решать вы умеете. А теперь необычная задача – отгадайте ребус.

5. Промежуточный контроль. Выполнение теста. Дополнительное задание.

Самопроверка. Внести результаты в оценочный лист.

6. Подведение итогов урока.

– Давайте подведем итог нашего урока. Каждый учащийся подсчитывает общее количество баллов и выставляет себе оценку за урок.

Поднимите руку – кто свой проблемный вопрос решил на “5”. Молодцы!

Теперь поднимите руку – у кого “4”. Хорошо. Ну а те, ребята, у которых количество баллов недостаточно до хороших оценок – дома подготовятся и на следующем уроке исправят свои оценки на более высокие.

7. Задание на дом.

Рефлексия. Пожалуйста, покажите какое настроение у вас сейчас – после урока.

Спасибо за урок дети. До свидания.