Цель: развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности.
Задачи:
- Знакомить с эмоционально- семантическими характеристиками цвета, линии в живописи, тембра, динамики и мелодии в музыке.
- Развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка, воображение.
- Побуждать детей передавать особенности сказочных образов цветов, добиваясь выразительности с помощью цвета.
Предварительная работа:
1. Рисование декоративных цветов.
2. Рассматривание репродукций картин с
изображением цветочных натюрмортов, контрастных
по эмоциональному состоянию.
3. Пантомимические этюды: «Ожившие цветочки»,
«Отгадай – назови – найди – изобрази».
4. Мимические игры: «Куб эмоций», «Царство
теплых и холодных красок», «Мы добрые фантазеры»,
«Хорошо и плохо».
Материал для занятий: гуашь; индивидуальные комплекты цветных карточек (12–16 цветов); панно с нарисованным «волшебным деревом»; ножницы; клей.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский. «Подснежник», «Баба-Яга»; Э.Григ. «Утро», «В пещере горного короля»; А.Лядов. «Баба-Яга», «Кикимора».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог. Жила-была на свете волшебница. Среди многих чудес, которыми она себя окружила, был волшебный сад. Там росло необыкновенное заколдованное дерево. Весной, когда дерево цвело, на его половинах распускались разные по характеру и окраске цветы.
1. Дидактическая игра «Музыка цвета»
Послушайте музыку и определите, какими были цветы на первой половине дерева. (Дети слушают «Подснежник» П.И. Чайковского.) А теперь выберите цветную карточку и покажите, какими по окраске были цветы на этой половине волшебного дерева.
2. Пантомимический этюд «Ожившие цветы»
По ночам, когда цветы никто не видел, они
спускались с дерева и танцевали. Давайте и мы
попробуем передать их танец руками, движением
тела (движения плавные, мягкие, легкие). А теперь
покажите, как они смотрели друг на друга во время
этого танца (ласково, нежно, по-доброму).
На другой половине заколдованного дерева росли
другие цветы. Послушайте музыку и попробуйте
передать движением и мимикой, какие они? (Пьеса
«Баба-Яга» П.И. Чайковского.) Выберите цветную
карточку и покажите, какой по цвету был наряд у
этих цветов?
Посмотрите на дерево, нарисованное на нашем
панно. Это то самое заколдованное дерево, о
котором рассказано в сказке. Наступила осень,
облетели с него волшебные цветы, дерево стало
похоже на обыкновенное. Но на самом деле оно
продолжало быть заколдованным! Когда в саду
волшебницы останавливались путники и садились
отдохнуть под его доброй половиной, случалось
невероятное – они добрели душой и сердцем. А тот,
кто попадал под его злую половину, становился
жестоким, злым и жадным.
Волшебница же хотела, чтобы все, кто у нее
побывал, становились добрыми. А как можно
предупредить людей, что нельзя садиться под
вторую половину?
(Дети перечисляют разные варианты.
Догадываются, что можно нарисовать цветы
«добрые» и «злые» и «разместить» их на ветках
дерева.)
Но как же нарисовать «добрый» цветок, а как –
«злой»?
(Ответы детей. Цветы должны отличаться друг от
друга по цвету и по контуру – мягкому, плавно
изогнутому или резкому, изломанному.)
Творческая работа детей
Дети рисуют два цветка для разных половин дерева, а затем вырезают их по контуру. Прежде чем приклеить, необходимо согласовать с детьми, на какую из половинок дерева, добрую или злую, надо приклеить тот или иной цветок. Во время творческой работы тихо звучат музыкальные фрагменты.
Итог занятия
– Что мы сегодня делали?
– Видели?
– Чему новому научились?
– А можно ли продолжить сказку? Как дальше
играть с этим деревом? Может ли это заколдованное
дерево помочь тем, кто ссорится, злится, дерется?
А как? (Постоять или посидеть под «доброй»
половиной.)
В заключение дети вместе с педагогом, повесив
панно, размещаются под «доброй» половиной
дерева. (Звучит фрагмент из сюиты Э.Грига
«Утро».)