Творческий отчет "Особенности педагогической работы с агрессивными детьми в период реабилитации"

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Введение. Актуальность данной темы.

В наше тяжелое время, характеризуемое кризисом экономики, спадом производства, снижением жизненного уровня в стране, разрушением старой системы ценностей и стереотипов, трудно приходится не только взрослым, но и подросткам.

В своей работе я все чаще встречаю несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее, по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилось количество преступлений среди молодежи. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

Профессиональный интерес педагогов и психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их особенностей характера весьма высок и устойчив многие годы. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков.

Изучение проявлений агрессивности необходимо для того, чтобы понять происхождение агрессивности, знания помогут педагогу спланировать групповые и индивидуальные мероприятия, которые будут способствовать снижению проявлений агрессивности подростков. В нашем учреждении все чаще встречаются подростки с агрессивной формой поведения, мешающей им в общении, в адаптации в коллективе, во взаимоотношениях с взрослыми. Эта проблема долго интересовала меня, всеми своими действиями я пыталась корректировать агрессию. На основе своей работы я и составила этот отчет.

Вопросы терминологии. Определения.

Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины делинквентность и девиантность.

Если нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение у несовершеннолетних принято называть делинквентным (от латинского delinquo – провиниться, совершить проступок). Обычно делинквентное поведение начинается с прогулов – уклонение от учебы и труда и присоединения к асоциальной группе подростков (сверстников или более старших по возрасту).

Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. Под определение девиантное поведение попадает как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

В быту термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение.

Нарушения поведения.

Девиантное поведение является сейчас наиболее актуальной проблемой. Если раньше считалось, что отклоняющееся поведение присуще исключительно подросткам мужского пола, то в последние годы и подростки женского пола привлекают все больше внимания. При этом девушки все чаще становятся “вдохновителями” и инициаторами нарушений поведения у мальчиков.

В подтверждение своих слов хочу привести пример из практики. Группа подростков 13-15 лет (Рома П., Саша К., Ирина П., Катя А., Вера К.), уйдя на занятия в общеобразовательную школу, в положенное время не вернулись. После продолжительных поисков компания была найдена в одном из домов села в алкогольном опьянении и возвращена на территорию реабилитационного центра, причем инициаторами застолья были девочки. Находясь в группе, девочки хамили, громко кричали и смеялись, мальчики же, видя браваду девочек, вели себя вызывающе, позволяли себе нецензурную брань сторону сотрудников центра. После того как ребят развели по группам агрессия стала утихать, и спустя некоторое время ребята успокоились и легли отдыхать. На утро в беседе с ними была выяснена ситуация и мальчики искренно признали себя виновными и принесли извинения.

При следующей встрече, применяя метод “логотерапии”, с ребятами в личной беседе мы поговорили о причинах, побудивших их к данной деятельности. Роман П. объяснил свой поступок нежеланием учиться и склонностью к более разнообразной деятельности: игре в футбол, авиамоделированию, стрельбе. Саша К., не сговариваясь, повторил слова Ромы. В результате беседы мы пошли на некоторый компромисс: мальчики посещают школу, соблюдают правила поведения и общения, а мы со своей стороны устроили мальчиков в кружок авиамоделирования при ДК.

Вывод: В результате применения метода “логотерапии” мы выяснили желания и наклонности детей, получили посещение детьми общеобразовательного учреждения, повышение успеваемости, занятость и заинтересованность ребят. А вследствие этого и снижение агрессивности и желания совершать асоциальные поступки.

“Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, что бы поставить “точный” диагноз, или “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку”[1]. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приемы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков.

Коррекция агрессивного поведения. Формы и методы работы.

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Здесь подойдут непринужденные беседы, как бы между делом. Они не должны быть произнесены назидательным тоном. На собственном примере убедилась, что разговор “по душам” имеет более действенный результат, чем нравоучительная беседа.

Индивидуальная работа с подростком является более эффективной, более полезной для дальнейшего общения. Общие же беседы о необходимости "хорошо себя вести" оказываются совершенно неэффективными, более того лишь обостряют конфликт.

Рассмотрим некоторые методы педагогического воздействия, применяемые мною в коррекционной работе с девиантными подростками[3]:

Метод разговорной терапии – логотерапия – это разговор с подростком, направленный на словесное описание эмоциональных переживаний. Описание переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях. (Применение этого метода описано выше.)

Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Музыкальные произведения также используются на различных мероприятиях, развлечениях. Они помогают настроить детей на определенный лад, поднять эмоциональный настрой детей, отвлечь детей от праздных мыслей при выполнении определенных заданий, таких как рисование, конструирование, лепка, создание определенных образов, выполнение творческих заданий. Приобщение к занятиям музыкой почти всегда дает положительные результаты, приведу такой пример:

Игорь Щ.(13 лет) пришел на реабилитацию очень агрессивным ребенком. Семья считалась благополучной, ребенок посещал музыкальную школу. Но после развода родителей все изменилось: отец уехал на заработки в Москву, а мать пристрастилась к алкоголю. Дети запустили учебу, прогулы в школе и праздное времяпровождение незамедлительно дали свои результаты. Подросток часто терял контроль над собой, спорил, ругался с взрослыми, отказывался выполнять правила распорядка и мелкие поручения, винил других в своих ошибках. Мальчик оказался очень чувствительным, быстро реагирующим на различные действия окружающих детей и взрослых. Под личиной агрессии скрывался вполне адекватный ребенок, но это мы смогли понять лишь после применения различных способов реабилитации. Самым действенным оказался метод музыкотерапии. На занятиях с применением музыки мальчик раскрывался с новой стороны: образы были светлыми, рисунки красочными. Совместно с музыкальным руководителем мы разработали план действий по приобщению Игоря к пению, игре на музыкальных инструментах. К окончанию реабилитации подросток заметно изменился: выполнение поручений не вызывали у мальчика бурных эмоций, повысился самоконтроль, самооценка своих поступков.

Вывод: Применение метода "музыкотерапии" раскрывает в ребенке самые глубокие переживания, помогает поднять эмоциональный настрой, снимает напряжение, тревожность, снижает уровень агрессии.

Образотерапия – использование в целях терапии игры образами. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле. Подростки разыгрывают спектакль, “проигрывая” конфликтные и значимые для себя ситуации, стараясь как бы со стороны посмотреть на данную ситуацию и увидеть себя в ней. Переживания детей, реализуемые через образы животных, растений отличаются от человеческих и в то же время помогают понять чувства других, преодолеть тревогу, страх, наладить дружеские отношения.

Моритатерапия – метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Педагог предлагает ребенку высказать свое мнение о чем-то, а затем корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно принимать позу, использовать мимику, жесты, интонацию и. д. 

Специфика нашей работы предполагает работу не только с воспитанниками своей группы, поэтому приведу такой пример:

Ирине П., девушке с довольно скромной внешностью, которая нервничала по поводу предстоящего ей свидания с очень симпатичным молодым человеком, я посоветовала представить себе, что она принцесса инкогнито, которая снизошла до встречи с простым парнем. Она должна была постоянно об этом помнить и при первых признаках волнения произносить про себя: “Я принцесса, а ты — простой человек”. Девушка выполнила задание с предельной точностью. “Страх улетучился через несколько минут, — рассказывала она, — и тогда я перестала играть роль и очень хорошо провела время”.

Вывод: Метод моритатерапии помог девушке снять напряжение, поверить в себя. При помощи этого метода можно воспитывать правила хорошего тона, учить соответствовать нормам и правилам культуры общества, в котором находится ребенок в настоящее время, научить ребенка вести себя в конкретной ситуации, в которую он попадет.

Игротерапия – метод, при котором в работе используются различные игры, в зависимости от ситуации. Это могут быть одноразовые игры, игры на знакомство и создание дружеской обстановки, применяемые при первоначальном знакомстве. Подвижные игры проводятся на прогулке, на развлечениях, в свободное время. Они помогают наладить дружеский контакт, снимают напряженность, излишнюю агрессию. Игры на снятие напряжения в группах мальчик-девочка, на доверие, на контактность позволяют подростку в игре ближе узнать друг друга, наладить контакт. Игры на командную работу сплачивают подростков в коллектив, развивают дружеские отношения.

Примером может служить такая ситуация. На прогулке между двумя мальчиками (Андреем Ж. и Сергеем К.) возникла конфликтная ситуация: мальчики не поделили мяч. Началась потасовка, в нее включились и другие ребята, полетели оскорбления. Мое присутствие ребят не останавливало. В кармане у меня оказался свисток, я беру его на работу для проведения спортивных мероприятий. Неожиданный резкий свист остановил детей, они вдруг удивленно посмотрели на меня, как будто меня не было рядом и вдруг появилась, да еще со свистком. Я, как ни в чем не бывало, с улыбкой на лице предложила ребятам поиграть в их любимую игру “казаки-разбойники”. Ребята с удовольствием согласились, забыв про драку. Но не все, один из инициаторов драки (Андрей Ж.) отказался от игры, демонстративно сел на лавочку и наблюдал за игрой со стороны. Но игра была такой заразительной, что он через 5 минут не выдержал и сам пришел к ребятам. Играя в команде ребята, инициаторы потасовки, совместно выполняли правила игры, не вспоминая о ссоре.

Вывод: В процессе игры происходит выход накопившейся агрессии, которую ребенок постепенно учится контролировать. Знаменитые “гуси-лебеди”, “казаки-разбойники” дают возможность выхода негатива. Ребенок оказывается в роли доброго героя, а потом и злого, учась сопереживать и понимать противника. Участвуя в активных событиях, подросток учится с помощью игротерапии общению, развиваются коммуникативные навыки, навыки конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций, расширяется спектр поведенческих реакций ребенка в проблемных ситуациях, формируются позитивные навыки общения, снижается уровень агрессивности.

Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психических расстройств. По мнению некоторых медиков и педагогов-психологов, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

В работе я часто применяю различные игры, помогающие детям легально выразить вербальную агрессию – например, игра “Обзывалки”, “Мешочек для криков”. [1]

Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно. Однако далеко не всегда дети ограничиваются (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях мне приходится экстренно реагировать на ситуацию, а также учить детей справляться со своей физической агрессией.

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.

Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях.

Приведу такой пример: В группе есть два мальчика, которые постоянно конфликтуют по поводу и без повода: Сергей К. и Валера Д. Перепалка разгорелась буквально из-за пустяка: не поделили место на кресле. Ссора стала разрастаться мгновенно: пошли

взаимные оскорбления, произошла даже небольшая потасовка. На мои уговоры не реагировали.

Мои действия: Видя, что дети распетушились и уже готовы вступить в бой, я мгновенно отреагировала, и организовала спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. К нам присоединились все ребята группы. Даже появились болельщики. Мальчики настолько увлеклись, что конфликтная ситуация и забылась. Они стали вновь веселыми и даже попросили у друг друга прощения.

Вывод: Эмоционально положительный настрой, быстрая реакция и затем физическая разрядка способствовали снижению эмоционального и мышечного напряжения. А как следствие остановка конфликта и налаживание дружеских отношений.

Не всегда инициаторами агрессивного поведения бывают дети. Часто взрослые не контролируют свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией – уменьшить напряжение ситуации.

Приведу пример из практики: Придя на вечернюю смену, наткнулась на закрытую входную дверь. После того как дверь открыли, перед моими глазами предстала такая картина: в холле присутствовали вахтер, педагоги групп мальчиков и девочек и трое воспитанников: Игорь Щ., Дима Щ., Алеся Щ. Все в глубокой возбужденности. По ходу выясняется ситуация: педагог группы мальчиков пообещал, что после выполнения домашнего задания дети уйдут домой. Но потом передумал, мотивируя это тем, что уже позднее время и с ребятами по дороге может что-то случиться. Стал нарастать конфликт.

Слово за слово, разговор перешел на повышенные тона. К моему приходу конфликт достиг своего апогея. Педагог, сменившись, ушел домой, а мне пришлось разруливать ситуацию. Сначала я пыталась поговорить с детьми, но они твердили в один голос: “Отпустите нас домой, нам обещали, что отпустят! Мы будем ждать, когда за нами мама придет ”. Оставив детей под присмотром вахтера, дала им время успокоиться. Через 5 минут начала разговор с самым младшим ребенком. Уговорила его подняться в группу и подождать прихода матери в тепле. Тем временем Игорь позвонил домой. После разговора ребята поняли, что мама придет только утром. Новый всплеск агрессии, крики. Разговор с девочкой в спокойном русле дал результат. Она согласилась с моими доводами. Остался самый главный участник конфликта – Игорь Щ. Я попросила его рассказать мне суть проблемы, как бы с его стороны. Я предложила ему “переспать с проблемой” и найти решение утром. Но ничего не действовало. Я вела разговор тихим голосом, как бы успокаивая ребенка. И о чудо, через 10 минут мальчика, как подменили: исчезла агрессия, разговор вошел в спокойное русло. Через полчаса все успокоились. В результате дети решили выспаться, а на утро по приходу родителей пойти домой.
Вывод: Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

“Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
– нерефлексивное слушание. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать – так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно – иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.;
– пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
– внушение спокойствия невербальными средствами;
– прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
– использование юмора;
– признание чувств ребенка
[2].

Формы же работы могут быть различными: это и тематические беседы и вечера, спортивные мероприятия и интеллектуальные викторины, различные тренинги, помогающие побороть агрессию в ребенке. Это правильно подобранные стихотворения и художественные произведения, направляющие ребенка в нужное русло.

На групповых занятиях все происходит, с одной стороны, проще, с другой – сложнее. Там уже работает эффект группы. Ребенок смотрит, что делают другие, как они себя ведут. Но в группе очень важно правильно подбирать детей, учитывая их возможности, интересы.

Выбор педагогического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности девиантного подростка.

Не все гладко в моей работе. Есть успехи, есть и неудачи. Но я не отчаиваюсь, стараюсь оставаться оптимисткой, продолжаю поиск новых форм работы. В течение дня приходится решать много вопросов: предотвратить ссору между воспитанниками, остановить драку. Включаюсь в творчество детей, помогаю организовать трудовую и хозяйственную деятельность, слежу за настроением детей, за их эмоциональным состоянием. А после работы анализирую, анализирую, анализирую…

Заключение.

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Все чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему.

Возникает необходимость в проведении системного анализа личностных, социальных и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений.

Особой проблемой является выбор методов воспитания. Нет методов хороших и плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее намечает он пути воспитания. На практике всегда стоит задача не просто использовать один из методов, а выбрать оптимальную их совокупность. И только личный опыт, помощь педагогического коллектива и учет опыта педагогов всей страны помогает мне в нахождении этих методов.

Литература:

  1. Лякина Г.А. “Агрессия детей: ее причины и предупреждения”,
  2. Романов А.А “Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей”,
  3. Бахметьева Е. Л. “Организация, содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения в школе”,