Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в
результате активного участия хотя
бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н. Колмагоров
В условиях преобразования нашего общества все большее внимание уделяется проблеме интеллектуального потенциала и интеллектуальных ресурсов общества. Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В настоящее время научно-исследовательская работа учащихся становится актуальной деятельностью учебного процесса. При правильной организации исследовательской работы у учащихся развиваются аналитические способности, потребность в творческой деятельности, расширяется кругозор.
Творческий учитель старается, чтобы каждый его урок, внеклассное мероприятие проводились на высоком уровне. Для этого он много читает, работает с научной, методической литературой. Накопленный материал используется в проведении уроков, различных проектов, здесь учитываются индивидуальные способности и уровни знаний учащихся. Обобщая свой опыт преподавания, учитель пишет доклады, участвует в педагогических чтениях, помогает учащимся заниматься научно-исследовательской работой. Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы:
“ Школа должна заниматься поиском индивидуальности”.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им интересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний . Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь им полностью раскрыть свои способности . Для этой цели в нашей школе функционирует научное общество учащихся “ЭВРИКА”, главной задачей которого является – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого предупреждения и насилия над личностью ребенка.
Потребность в выявлении “собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов” существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск новых талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства. Высшим органом НОУ является – ученическое собрание, которое ежегодно проводится в октябре. До проведения собрания проводится социологический опрос, раздаем учащимся, родителям и педагогам анкеты с вопросами диагностики. Например: Вопросы для диагностики родителей:
Уважаемые родители!
Просим вас принять участие в социологическом опросе, который проводит администрация МОУ “СОШ № 14”. Ваши ответы станут огромным подспорьем в изучении вопроса о необходимости организации в школе научного общества учащихся.
- Какие интересы, кроме учебных, есть у вашего ребенка?
- Какие предметы школьного курса для него наиболее значимы?
- Книги в какой области знаний ему интересны?
- Какие познавательные передачи смотрит ваш ребенок?
- В какой области знаний вы видите в будущем приложение сил своего ребенка?
- Занимается ли ваш ребенок в кружке в школе или вне школы?
- Имеет ли ребенок возможность демонстрировать результаты своих занятий в кружке?
- Считаете ли вы необходимым более глубокие занятия ребенка в кружках и секциях? Если да, то почему?
- На занятиях каких кружков и секций вы хотели бы видеть своего ребенка
- Как вы считаете, может ли это в последующем повлиять на его профессиональный выбор?
Такие же анкеты раздаем учащимся и педагогам.
После того, как изучили научные интересы учащихся и их отношение к научной деятельности на собрании утверждается совет НОУ, в который входит не менее 5–10 человек, определяем состав каждой секции, план его работы на год.
Каждая научная секция готовит свою презентацию в начале учебного года. Праздник называется “Парад служения науке”. Во время презентации учащиеся рассказывают о планируемой работе в своей секции, прогнозируют результаты работы секции и своей собственной.
Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет творчески работающий учитель – Рамазанова Г.М (с 2003г. по настоящее время), который утверждается директором школы.
Развитие и освоение интеллектуальных операций и умений с выходом на НОУ работа не только руководителя НОУ. Поэтому на начальном этапе создания научного общества в школе были разрешены существующие проблемы: недостаточный уровень подготовленности педагогов и учащихся для работы в НОУ и недостаточное использование информационных технологий в научно-исследовательской работе. Решить эти – проблемы можно было действуя по алгоритму: познание – применение – конструирование – изобретение. (Раскрою алгоритм на примере своего предмета физики) познание – через преподнесение теоретического материала дети приобретают совокупность знаний в области физики; применение – затем полученные знания применяем на практике, т.е составляем схемы, используем лабораторное и фронтальное оборудование; конструирование – ни учебник, ни учитель не достаточны, чтобы познать физику. Учащийся должен хоть поверхностно, но сам видеть, сам слышать, сам осязать те явления о которых ему говорят. Поэтому из всего многообразия видов работ, развивающих самостоятельность, я выделяю конструкторскую – видя в ней широкие возможности формирования умения думать, использовать свои теоретические знания, вести исследования , работать с ручным инструментом, справочной литературой. Она является одной из прекрасных форм развития исследовательской и творческой активности учащихся. Любая учебная деятельность ученика сопряжена с творчеством, поскольку для ученика “все ново”.
Учащиеся не могут в процессе обучения делать объективно новые открытия и изобретения . Но они могут делать открытия и изобретения для себя, т.е. открытия и изобретения, обладающие лишь субъективной новизной.
На эту субъективную новизну в творчестве учащихся я и ориентируюсь в учебном процессе.
Изобретенные учащимися конструкции не всегда даже практически осуществимы, потому что учащиеся не имеют достаточной подготовки и не учитывают массу побочных явлений, которые могут свести на нет ожидаемый положительный эффект.
Это обстоятельство ни в коей мере не снижает огромного значения этих упражнений для творческого усвоения учебного материала по физике, но оно не может не учитываться . Поэтому я всегда делаю замечания о слабых местах конструкции. На уроках физики я всегда даю задания конструкторского характера. Но при разработке содержания конструкторских заданий я руководствуюсь двумя требованиями :
- Чтобы их можно было осуществить из самых простейших и доступных материалов (пластиковая бутылка, жесть, проволока, пластиковый стакан, медицинские стаканы, шприцы, соломки, свечи и т.д.)
- Чтобы они могли быть решены на базе уже изученного материала.
При этом каждая поставленная проблема решается в четыре этапа, характерных для творческого процесса.
Первый этап: нахождение идеи и построение эскиза.
Второй этап: разработка эскиза проекта в целом.
Третий этап: математический расчет.
Четвертый этап: материальное воплощение проекта и его экспериментальная проверка.
Выполнение каждого из этих этапов мною проверяется отдельно.
При этом поощряется каждый успешный шаг . Всякий творческий поиск , всякая инициатива заслуживает похвалы. Наиболее эффективно, с моей точки зрения, можно развивать у школьников творческие способности, если включать в домашние экспериментальные опыты конструкторские и рационализаторские задания. Они называются – “Я изобретаю!”. В этом названии – и признание важности работы, и заведомо высокая оценка возможностей своего “Я”... Здесь я предлагаю придумать простейший прибор, сделать его, проградуировать, объяснить принцип действия, выдать главные технические характеристики изделия. На начальном этапе подсказываю идею конструкции, излагаю порядок конструирования (для каждого задания он индивидуален), т.е. план работы.
Вот перечень части возможных заданий:
- Изготовить прибор для измерения плотности жидкости.
- Изготовить прибор для измерения давления на разных глубинах.
- Изготовить и проградуировать измерительный цилиндр.
- Сделать весы.
- Изготовить и проградуировать динамометр.
- Сконструировать акселерометр.
- Изготовить кристаллизатор для выращивания кристаллов и т.д.
Выполнение подобного рода домашних экспериментальных заданий логически увязывает теоретические знания с жизненным повседневным опытом школьников, способствует осознанному переносу знаний из одной теоретико-практической ситуации в другую, формирует техническое мышление, развивает воображение и расширяет сферу применения знаний учеников, развивается пытливость ума, смекалка, самостоятельность в суждениях, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели. Такая работа открывает широкие возможности для творчества. Например: учащемуся дано задание сконструировать прибор, который измеряет ускорение прямолинейного движения. Он не сможет сконструировать прибор, если плохо знает второй закон Ньютона, который связывает силу, массу и ускорение. Необходимо понимать закон по существу. Следует отметить, что главное тут не конечная цель мыслительного процесса , не понимание принципа устройства акселерометра , а сам процесс творческого развития; изобретение – есть творческая группа учащихся, которые посещают кружки “Изобретатель” и “Радиотехника”. Они легко ориентируются в чертежах, схемах, разъясняющих принцип работы устройства. Эти учащиеся, размышляя творчески, упрощая имеющиеся принципиальные схемы, создают что-то новое, например: изобретены преобразователи постоянного и переменного тока, усилители напряжения, выпрямители, звуковые генераторы, пылесосы на батарейках, обогреватели на свечах и керосиновых лампах, измерители времени, плотности и т.д.
Всего этого мы добиваемся имея четко поставленную цель: создать условия подготовки детей к научной деятельности, развивать творческие способности, освоить этапы экспериментальной работы, развивать проектные и исследовательские навыки. Для выполнения поставленной цели были разрешены следующие задачи: научили детей работать в информационной среде, использовать ресурсы Интернет, организовали общественно-значимую исследовательскую деятельность (например – исследование радиационного фона на территории и в помещениях школы, экологическое состояние реки Мамайка, исследование структуры питьевой воды, выращенных детьми кристаллов и т.д.)
В нашей школе функционирует 6 секций НОУ. Количество слушателей на разных секциях 106 из 298 учащихся школы, выполнено теоретических работ 195, исследовательских работ – 85, проведено 6 научно-практических конференций. Выходом работы всех секций являются школьные научно-практические конференции, которые проводятся ежегодно, победители участвуют в районных научных и физико-математических чтениях, победители районных конференций участвуют в Ставропольской краевой научно-практической конференции школьников. Победители Ставропольской краевой конференции участвуют в Российских и Международных конференциях. Учащиеся нашей школы приняли участие в пяти Международных научно-технических конференциях “СТАРТ в науку”(МФТИ, г. Долгопрудный), на двух Всероссийских конференциях молодых исследователей “Шаг в будущее” – г.Москва МГТУ имени Н.Э.Баумана, в 35 Всероссийской конференции “Космос”, на Х1Х Сахаровских чтениях в г. Санкт-Петербурге (физико-технический институт им. А.Ф.Иоффе). Налажены также контакты с профессорско– преподавательским составом представленных Вузов.
Информацию о проделанной работе распространяем через СМИ (школьную газету “Непоседы.ru”, газету НОУ “Исследователь”, стенд: “Одаренные дети”).