Урок исследовательской деятельности в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок исследовательской деятельности.

Цели урока: формирование первичных представлений о восточных соседях России – Японии и Китае, воспитание толерантного отношения к другим народам.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с культурой и традициями народов Японии и Китая;
  • расширить представления о географии стран мира, в частности Японии и Китая;

Развивающие (предметные): развивать умения работать с картой;

(УУД): развивать умение работать с различными источниками информации; развивать личностные качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие);

Воспитательные:

  • повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;
  • воспитывать бережное отношение к культуре Японии и Китая;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

План проведения урока

  1. Организационный момент. Вход в урок.
  2. Актуализация знаний учащихся. Деление на группы.
  3. Работа над новым материалом.
  • Создание проблемной ситуации. УМШ.
  • Поиск информации. Работа в группах.
  • Обмен информацией. Отчёты групп о проделанной работе.
  1. Обобщение знаний. Интерактивное путешествие “На Восток”.
  2. Рефлексия.
  3. Домашнее задание.

 Оборудование урока

  1. Мультимедийное оборудование.
  2. Интерактивная доска.
  3. Интернет.
  4. Конверты с заданиями.
  5. Веер японский (настенный).
  6. Веера (маленькие).
  7. Панда (мягкая игрушка).
  8. Столик низкий (для чайной церемонии).
  9. Чайник китайский, 4 вытянутые чашки, 4 пиалы.
  10. Кимоно.
  11. Палочки деревянные (для еды).
  12. Палочки для волос.
  13. Монетки (талисман).
  14. Энциклопедии.
  15. Ватман, ножницы.
  16. Картинки.
  17. Мягкие тапочки.
  18. Стеки (для рефлексии).
  19. Вазы китайские.
  20. Китайские фонарики.
  21. Сборник японских сказок.
  22. Китайская красная салфетка.

Ход урока

1. Организационный момент. Вход в урок.

Дети стоят на входе в класс. Встреча детей по восточным традициям: поклон со сложенными руками.

– Я приглашаю вас на урок окружающего мира.

(Дети заходят в класс, становятся полукругом в центре класса, повернувшись лицом к доске. Разуваюсь и становлюсь на коврик).

– Вас что-то удивило? Это древняя традиция восточных стран. Она символизирует чистоту души, уважение к гостям. А какую ещё восточную традицию вы знаете? (Любование цветением сакуры). Откуда вы о ней узнали? (Сегодня, на уроке русского языка).

Сегодня мы продолжим изучать восточные страны.

2. Актуализация знаний.

– Посмотрите вокруг себя. Какие новые предметы вас окружают? Как вы думаете, из каких стран они пришли? (Дети называют). Это восточные страны. Где эти страны расположены? Покажите на карте. (Слайд № 1). Назовите их. Как их можно назвать по отношению к России? (Соседи России). А каких соседей России вы уже знаете? (Дания и Финляндия). Тема нашего урока “Соседи России: Япония и Китай” (на слайде № 2 появляется тема).

– Посмотрите на столы (на них таблички с названиями групп: “Корреспонденты”, “Искусствоведы”, “Дипломаты”). Кто такие корреспонденты, искусствоведы, дипломаты? В каком качестве вы хотели бы выступить на уроке? Согласно своему желанию займите места за столами. (Дети распределяются по группам).

3. Создание проблемной ситуации. Учебно-мозговой штурм.

– Что вы уже знаете об этих странах? Что ещё хотели бы узнать? (Дети перечисляют, а я записываю вопросы на доске).

  1. Что такое кимоно?
  2. По каким законам жили Самура?
  3. Какие растения растут в Японии и Китае?
  4. Как едят палочками?
  5. Какие праздники отмечают в этих странах?
  6. Когда наступает Новый год по китайскому гороскопу?
  7. Как правильно вести себя при встрече с японцем? И т.п.

– Вот на эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня. Откуда вы можете получить информацию об этих странах? (Дети называют источники информации: учебник, энциклопедии, спросить у взрослого, Интернет).

4. Поиск информации. Деловая игра. Работа в группах.

– Поработав с этими источниками, группы “Корреспондентов” соберут необходимый материал об одной из стран. Вы можете воспользоваться картой – опорой. Задания вы найдёте в конвертах, лежащих на ваших столах.

– Так как вас интересовал вопрос: Какие праздники обычаи и традиции существуют в Японии и Китае? я предлагаю искусствоведам исследовать информационное пространство и ответить на эти вопросы. Вы также можете пользоваться картой – опорой и предметами на демонстрационном столике.

– А группа дипломатов придумает эмблему – символ дружбы трёх стран: России, Японии и Китая. В конверте – задание для вас.

Работать вы будете в течение 10 минут. Об окончании работы вам сообщит восточная музыка. Сначала она будет звучать тихо,– это сигнал о том, что работу следует заканчивать, как только она наберёт силу – все группы должны быть готовы к выступлению.

Учащиеся работают с различными источниками информации. Так как работа в группах ведётся давно, роли распределяются самостоятельно.

5. Творческие отчёты групп. Обмен информацией. Интерактивное путешествие “На восток”.

– Что же это за страна – Япония? (Отчёт корреспондентов выпуска новостей, слайды № 3-8).

Учитель добавляет: обратите внимание на архитектуру Японии (слайды 7-8) – храмовые постройки такой формы вы не увидите ни в какой другой стране.

– Япония богата обычаями и традициями, которые складывались веками. Об одной из них нам расскажут искусствоведы. (Отчёт искусствоведов, слайды № 9-14).

Учитель добавляет: японцы – люди творческие, они возводят не только сады деревьев, но и сады камней, которые завораживают взгляд, успокаивают человека, помогают ему отрешиться от всего и подумать о жизни (слайд 13).

– О какой стране вы сейчас узнали? (О Японии). Какой город является столицей Японии? (Токио).

– Что представляет собой другой сосед России на Востоке – Китай? Об этом мы узнаем из передачи “По странам и континентам”. (Отчёт группы корреспондентов о Китае, слайды № 15-21).

Учитель добавляет: Китай не отличается такой же изысканной архитектурой, как Япония, но свои достопримечательности есть и здесь. Удивляет своеобразием кажущаяся невесомой постройка в скале (слайд № 22).

– Китай – древняя цивилизация. Именно Китай подарил миру чай. В каждой стране сложились свои чайные традиции. А как принято пить чай в Китае? Об этом нам расскажут искусствоведы (отчёт группы искусствоведов по Китаю, слайды № 23-24).

Учитель добавляет: а в Японии тоже есть свои чайные традиции, но сейчас у них появилась новая мода – “есть” чай. В Токио есть французский ресторан, где в каждое блюдо добавляю чайные листы. Они обогащают пищу витаминами и убивают неприятный запах изо рта.

– А вы знаете, какое животное является символом Китая? (Большая панда).

Учитель добавляет: видеосюжет об охране Большой панды (слайд № 25).

– Не только в Китае, во всех странах занимаются вопросами охраны окружающей среды. Существуют специальные международные организации. Как называются? Перечислите. Как они узнают о деятельности друг друга? На международном уровне всегда выступают дипломаты. Вот и у нас сегодня есть группа дипломатов. Им слово.

Завершают знакомство с восточными соседями России – дипломаты.

6. Рефлексия.

Ребята, вы сегодня все участвовали в организации урока. Рассказ какой группы вам больше всего запомнился? Произвёл на вас особое впечатление? Возьмите стеки и отдайте свой голос за понравившуюся работу. Помните: за себя не голосуем!

(Дети цветные полоски наклеивают на лист с названием группы, подсчитываем голоса).

– Все сегодня проявили творчество, были активны, но я с вами согласна: эти ребята наиболее творчески подошли к выполнению задания.

– Итак, наше путешествие на Восток заканчивается.

– Назовите страну, которой принадлежит этот флаг.

(Дети отвечают: Японии и Китаю).

“Наведите порядок” среди этих предметов.

(Дети передвигают по интерактивной доске картинки с изображением следующих предметов: Великая китайская стена, сад камней, икебана, бонсай, палочки, рис, кимоно – китайское и японское, самурай, иероглифы – китайские и японские, фонарики, панда, сакура).

7. Домашнее задание.

– Всё ли вы узнали о Японии и Китае, что хотели? (Ответы детей). Всё знать мы, конечно же, не можем. Какой вопрос вас интересовал в начале урока, на который мы не ответили? Где вы можете найти на него ответ? (Дети перечисляют).

– А где вам могут пригодиться эти знания? Где вы их можете применить?

Какая страна вас заинтересовала? Выберите флаг этой страны (в конверте № 2). На обратной стороне флага записаны задания, одно из которых вы можете выполнить к следующему уроку. (Задания по выбору – составить кроссворд о достопримечательностях или культуре страны, подобрать дополнительный материал о заинтересовавшем вас экспонате, составить план для посещения достопримечательностей этой страны).

– Китайский философ Конфуций сказал (слайд № 2 на интерактивной доске). Пусть это будет вашей мечтой – посетить когда-нибудь эту страну наяву. А на следующем уроке мы с вами окунёмся в атмосферу праздника в Японии и Китае.

Приложение 1

Приложение 2