Цели:
- сформировать правильное отношение к глобальным проблемам современности;
- сформировать умения выделять главное и анализировать факты, делать выводы;
- осуществлять нравственное воспитание учащихся через анализ и идеи решения глобальных проблем, помочь осознать нравственные аспекты НТР, формируя правильное отношение к природе и человеку.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: компьютер, метроном, технологическая карта у каждого ученика.
Оформление доски:
- Каждый человек – не есть остров, каждый человек – это часть большого континента.
И никогда не спрашивай, по ком звонит колокол.
Он звонит по тебе... - Радиация – радиоактивное излучение.
Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецова - Радиация – электромагнитное излучение, а также потоки элементарных частиц или атомных ядер, испускаемых каким-либо телом.
Словарь-справочник. « Радиация и безопасность». Куперман Г.Б.
Ход урока
Деятельность учителя: | Деятельность учащихся: |
Тема урока написана на доске. Каковы ваши ассоциации с этими словами? Какие глобальные проблемы вы знаете? Давайте сверим, насколько вы правы. На доске я вывешиваю на листе перечень всех экологических проблем. Используя собственный опыт, выделите те проблемы, которые связаны с темой нашего урока. |
Учащиеся вступают в дискуссию и называют глобальные проблемы: 1. экология; 2. сохранение мира; 3. освоение космоса и мирового океана; 4. продовольственная; 5. энергетическая; 6. народонаселение; 7. преодоление отсталости; 8. сырьё. |
Давайте вместе вспомните признаки этих проблем. | Учащиеся вспоминают признаки: 1. имеют планетарный, общемировой характер, т.е. затрагивают интересы всех народов мира; 2. угрожает деградацией и гибелью всему человечеству; 3. нуждается в неотложных и эффективных решениях; 4. требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов. |
Один из путей решения глобальных проблем, это развитие науки. Что же будет в будущем? Чем обрадует нас наука завтрашнего дня, т.е. 21 века? Какой она будет? Куда поведёт она человечество, если уже сегодня наука является главной силой революции, которую мы называем научно-технической. Нет ничего удивительного в том, что я ставлю эти вопросы. Ведь конец 20 века определяется акселерацией науки: фантастическим ускорением, внедрением научных достижений в производство и в нашу жизнь. Всё это заставляет нас задуматься – что же даст нам наука завтра? Облегчить все тяготы существования человека – вот основная цель подлинно прогрессивной науки. Сделать человечество более счастливым – ни одного, не двух, а именно человечества. И это очень важно, потому что, как известно, наука может выступить и против человека. Атомный взрыв в японских городах – Хиросима и Нагасаки трагический тому пример. |
|
Первая историческая точка. Чья там бродит тень незримо, |
Учащиеся по группам представляют материал об атомной бомбардировке японских городов Хиросима и Нагасаки. 1-я группа представляет мнение историков; 2-я группа представляет мнение учёных-физиков; 3-я группа представляет мнение военных; 4-я группа представляет мнение биологов и медиков; 5-я группа представляет мнение творческой интеллигенции. Ребята, не забывайте о вопросах в технологической карте. |
Вторая историческая точка Прошло 40 лет, в нашей стране чаще вспоминали мирную работу атома, но всё было перечёркнуто 26 апреля 1986 года. Теперь время раскололось до Чернобыля и после. Как это было? Только раз увидать удалось, Как выходит из мглы На песок отдалённого берега Без единой шерстинки, Словно начисто выбритый, лось, Из берёзовой рощи, Из густого приречного сада ли, Осторожно прощелкал И тут же умолк соловей. И на влажную землю Тяжёлые яблоки падали, И без крика вороны Слетали с тяжёлых ветвей. В.И. Кочетков. В Чернобыле Я думаю, что вы уже поняли, что с техникой половины 20 и начала 21 века нужно быть на Вы. Проблемы нравственности и ответственности перед Людьми, Миром и Жизнью приобретают для нас первостепенное значение. Ныне каждый должен понимать опасность, которая отчётливо исходит от техники при бездумном, неграмотном или безнравственном обращении с нею. |
Теперь учащиеся также по группам представляют материал о Чернобыльской аварии. Ребята, не забывайте отвечать на вопросы в карте. |
Третья историческая точка. Мы с вами живём на Урале. И этим всё сказано. О радиации в нашем краю ходят легенды. А так ли это? Как это было? Синьор, природа проиграла битву... Я слышу, а в душевной глубине Неистово слагаются В молитву воспоминания о родной стране... Мой край, обитель вод, обитель птичья, Убереги себя от жадных рук, от гладкого гипноза безразличья, Корыстных устремлений и потуг... Убереги! |
Учащиеся по группам рассказывают о радиации на Урале. |
Мы с вами подняли очень важную проблему, о жизни на нашей планете и о месте человека на ней. Вы заканчиваете школу и ваша позиция не должна быть однозначной. Посмотрите на эпиграф к нашему уроку и заполните карту перед собой до конца. А я прочитаю вам ещё одно стихотворение. |
Учащиеся заполняют технологическую карту, отвечают на вопросы. |
Технологическая карта урока
Тема урока: Глобальные проблемы современности. Радиация.
Цель урока: осознать нравственные аспекты научно-технического прогресса.
Факт №1. Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.
Вопросы:
- Имеет ли последствия ядерного конфликта глобальный характер, в чём это выражается?
- Когда прекратится это безумие и человечество перестанет заниматься самоуничтожением?
- При каких условиях, по вашему мнению, это возможно?
Факт №2. Чернобыльская катастрофа.
Вопросы:
- Ощутили ли вы масштаб катастрофы и грозность общения с «мирным» атомом? Какие факты убедили вас в этом?
- Как вы думаете: во имя чего правительство СССР замалчивало и искажало информацию о масштабах трагедии?
- Почувствовали ли вы, как тесно переплетены ныне проблемы НТР, нравственные, экологически и политические? Какие факты привели вас к такому выводу?
Факт №3. Радиация на Урале.
Вопросы:
- Приведите примеры проявления радиации на Урале.
- Как вы считаете, какая часть радиации создана человеком у нас на Урале?
- Уедите ли вы с Урала по этой причине, или попытаетесь изменить ситуацию? Если да, то как?
Сформулируйте выводы, которые вы сделали для себя из этого урока.