Цель: создание педагогической ситуации, способствующей обучению, развитию и воспитанию обучающихся при изучении строения и функций клетки и ее органоидов.
Задачи.
Образовательные:
1) продолжить формирование знаний об органоидах клетки;
2) продолжить развитие у учащихся умения сравнивать строение различных клеточных структур, аргументировано объяснять причины их сходства и различия;
Воспитательные:
1) воспитывать всесторонне развитую компетентную личность через использование знаний основных понятий цитологии для объяснения клеточного уровня организации живой материи и положений клеточной теории;
2) содействовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы;
Развивающие:
1) развивать мыслительную деятельность, общеучебные умения и навыки – работа с текстом и структурно-логической схемой;
2) формировать познавательный интерес учащихся к изучению проблем цитологии
Тип урока – изучение и первичное закрепление нового материала
Формы организации учебной деятельности – презентация, фронтальная, индивидуальная.
Приемы обучения: рассказ, беседа, работа со структурно-логической схемой, текстом и электронными иллюстрациями (приложение 2).
Метод обучения
- словесный – рассказ учителя с элементами беседы;
- словесно-наглядный – демонстрация презентации;
- рефлексия- закрепление, самооценка.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, рабочие листы со структурно- логической схемой (приложение 1).
Ход урока
1. Организационный момент.
Мотивация учащихся - для чего нам нужен этот материал?
Для безопасного существования в природе надо знать законы, по которым развивается природа. Человек – составная часть природы, а так же является частью живой материи. Составной частью живой материи является клетка, о которой мы сегодня будем говорить.
2. Вводное слово учителя.
Клетка – удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное. Иногда организм представляет собой одну клетку, но чаще он состоит из миллионов клеток.
На прошлом уроке мы знакомились с клеточным уровнем организации жизни. А сегодня объектом нашего изучения будет клетка.
3. Постановка проблемных вопросов:
- Что называют клеткой?
- Определить основные компоненты клетки и ее органоиды
- Какие органоиды клетки являются мембранными и немембранными?
4. Выбор учащимися цели урока и заполнение структурно-логической схемы.
Тема урока “Строение клетки” - (слайд № 1).
Выберите для себя цель урока: (слайд 2).
1. Углубить знания о строении клетки.
2. Познакомиться со строением и функциями органоидов клетки.
3. Узнать что-то новое.
5. Изучение новой темы
В процессе объяснения вы будете как обычно заполнять структурно- логическую схему.
Ребята, рассмотрите схемы растительной и животной клетки (слайд 3). Выявите структурные элементы, характерные как для растительной, так и для животной клетки.
- Какие же структуры общие для всех видов клеток?
Ответ: (цитоплазма, мембрана, ядро).
Несмотря на большое разнообразие форм, клетки обладают удивительным сходством в своих главных структурных и процессуальных свойствах. Все процессы жизнедеятельности: дыхание, фотосинтез, биосинтез органических веществ - идут в клетках сходным образом не зависимо от того, являются ли эти клетки одноклеточными организмами или они выступают как части многоклеточного организма.
Вопрос: О чем это свидетельствует?
Ответ: (Это свидетельствует о единстве живого мира).
При всем многообразии форм организация клеток всех живых организмов подчинена единому структурному принципу.
Основными функциональными частями клетки являются: ядро, мембрана, цитоплазма.
Основные компоненты клетки. Приложение 1
6. Закрепление.
Задание. На основании текста учебника и иллюстрации (слайд 17) заполните таблицу “Сравнение клеток животных и растений”.
Общие признаки:
- единство структурных систем – ядро, мембрана, цитоплазма;
- сходство процессов обмена веществ;
- передача наследственности.
Отличительные признаки:
Признаки | Растительная клетка | Животная клетка |
Способ питания | Автотрофное |
Гетеротрофное |
Синтез АТФ | В хлоропластах, митохондриях |
В митохондриях |
Пластиды | Хлоропласты, лейкопласты, хромопласты |
- |
Оболочка клетки | Клеточная стенка целлюлозная |
Биомембрана |
Вакуоли | Крупная, заполненная клеточным соком |
- |
7. Подведение итогов.
Выставление оценки за самостоятельную работу заполнение таблицы “Сравнение растительной и животной клетки”.
Рефлексия.
Заполнение листа самооценки:
Разделы изучаемой темы | Степень усвоения | |||
Знаю | Могу дать определение | Имею представление | Не знаю | |
Что называют клеткой | ||||
Определить основные компоненты клетки | ||||
Определить органоиды клетки | ||||
Какие органоиды клетки являются мембранными | ||||
Какие органоиды клетки являются немембранными | ||||
Самооценка: (по 5-ти бальной системе) - | ||||
Оценка учителя: |
8. Домашнее задание.
§ 20-21 - читать, ответить на вопросы после параграфа подготовить структурно-логическую схему к воспроизведению (слайд 18).