Психологические проблемы ребенка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками. Недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств и пантомимических средств, слабость артикуляционной и тонкой моторики, – все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать свое пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. Ребенок который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Необходимость психологической помощи детям с нарушениями в коммуникативной сфере, усиление ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей нашего дошкольного учреждения.
Работу по преодолению и профилактике нарушений в коммуникативной сфере в старшей логопедической группе можно поделить на три блока:
I. Диагностический.Исследуются особенности поведения детей в конкретной группе; на основе диагностических методик выявляется исходный уровень развития эмоциональной и коммуникативной сферы:
- Метод наблюдения
- Социометрия
- Детский апперцептивный тест (ДАТ)
- Методика Рене Жиля.
- Методика “Моя семья”
- Тест Розенцвейга
- Методика “Несуществующее животное”
П. Коррекционно-развивающий.
Проведение занятий, направленных на преодоление и профилактику нарушений в коммуникативной сфере.
III. Итоговый.
В конце всего цикла занятий организуется выставка детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы с психологом.
В первом блоке в результате психологической диагностики межличностного общения и эмоциональной сферы в логопедической старшей группе выяснилось, что большинство детей испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими, а также имеют проблемы в личностной сфере.
В связи с этим возникла необходимость создания плана-программы “Общение без проблем” (за основу бралась “Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду” Елены Кочиной), основной целью которой является профилактика и преодоление нарушений в коммуникативной сфере.
Основными задачами психокоррекционных занятий данного направления являются:
- отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
- снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;
- коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;
- организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного эмоционального настроя в группе;
- обучение способам регуляции эмоциональных состояний;
- обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);
- работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия.
Все занятия имеют единую структуру, которая определяет последовательность этапов.
1. Ориентировочный этап
Задачи:
сплочение группы;
раскрепощение участников;
установление доверительных отношений между детьми и психологом;
снятие негативного настроения.
2. Коррекционный этап
Задачи:
развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
разрядка агрессивных импульсов;
коррекция страхов и негативных черт характера
(жадности, упрямства и т.д.);
развитие мимики, пантомимики;
развитие эмоциональной произвольности в коммуникативной сфере;
развитие психических процессов.
3. Релаксационный этап
Задачи:
снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела;
снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
развитие воображения, чувственного восприятия.
4. Заключительный этап
Задачи:
подведение итогов (получение обратной связи);
закрепление полученных навыков.
Психокоррекционное занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятия
25–30 мин.
Тематика занятий имеет два основных направления:
I. Образ “Я”. Развитие самовосприятия и самоощущений; II. Я и другие. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.Психокоррекционная работа по преодолению и профилактике нарушений осуществляться в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями, родителями детей.
На родительских собраниях я знакомлю родителей с целями и задачами работы с детьми, рассказываю о содержании занятий, о помощи, которую родители могут оказать детям дома, о необходимых для работы материалах.
Занятия проводятся в кабинете психолога, в музыкальном зале и в групповой комнате (дети полукругом сидят на стульях).
Основное оснащение занятий:
иллюстративный материал;
мягкие игрушки;
магнитофон, аудиозаписи;
музыкальные инструменты;
костюмы, головные уборы для игр;
художественные тексты, сказки либо истории для обсуждения;
фломастеры, цветные карандаши, акварельные
краски, тушь, гуашь, кисточки, бумага и др.
Приемы и методы используемые в психокоррекционной работе:
- приемы игровой психокоррекции;
- приемы элементарной библиокоррекции с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;
- приемы изокоррекции и музыкотерапии;
- приемы телесно-ориентированной психокоррекции.
Синтез приемов дает возможность один и тот же конфликт пережить в разных системах, первоначально выражая себя через свою систему восприятия мира средствами того или иного искусства, а затем развивая блокированные или малоразвитые системы, что существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с ОНР.
В результате итогового обследования детей старшей логопедической группы после проведенной коррекционно-развивающей работы:
- наблюдается улучшение в сотрудничестве детей друг с другом;
- существенно снизилось эмоциональное напряжение, тревожность;
- у двоих детей снизились агрессивные проявления;
- дети стали намного лучше регулировать свои эмоциональные состояния;
- наметилось также улучшение в понимании индивидуальных особенностей других людей, дети стали доброжелательней относится друг к другу;
- улучшение в управлением своим телом.
Таким образом, можно говорить о положительной динамике в коммуникативном развитии детей с общим недоразвитием речи.
Список литературы:
- Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М: Книголюб, 2004,
- Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста:
Учебно-методическое пособие. Сост.: С.В. Велиева. СПб: Речь, 2007.240 с.
- Катаева Л.И.
Работа психолога с застенчивыми детьми. – М 2004. - Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5–7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 стр.
- Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в деском саду// https://psy.1sept.ru/2000/25/4_7.htm
- Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис. – 2003. – 208 с.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2002.
- Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: “Романов”, 2001.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М., 1995.