Психокоррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по профилактике и преодолению нарушений в коммуникативной сфере

Разделы: Работа с дошкольниками


Психологические проблемы ребенка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками. Недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств и пантомимических средств, слабость артикуляционной и тонкой моторики, – все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать свое пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. Ребенок который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Необходимость психологической помощи детям с нарушениями в коммуникативной сфере, усиление ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей нашего дошкольного учреждения.

Работу по преодолению и профилактике нарушений в коммуникативной сфере в старшей логопедической группе можно поделить на три блока:

I. Диагностический.

Исследуются особенности поведения детей в конкретной группе; на основе диагностических методик выявляется исходный уровень развития эмоциональной и коммуникативной сферы:

  • Метод наблюдения
  • Социометрия
  • Детский апперцептивный тест (ДАТ)
  • Методика Рене Жиля.
  • Методика “Моя семья”
  • Тест Розенцвейга
  • Методика “Несуществующее животное”

П. Коррекционно-развивающий.

Проведение занятий, направленных на преодоление и профилактику нарушений в коммуникативной сфере.

III. Итоговый.

В конце всего цикла занятий организуется выставка детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы с психологом.

В первом блоке в результате психологической диагностики межличностного общения и эмоциональной сферы в логопедической старшей группе выяснилось, что большинство детей испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими, а также имеют проблемы в личностной сфере.

В связи с этим возникла необходимость создания плана-программы “Общение без проблем” (за основу бралась “Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду” Елены Кочиной), основной целью которой является профилактика и преодоление нарушений в коммуникативной сфере.

Основными задачами психокоррекционных занятий данного направления являются:

  • отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
  • снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;
  • коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;
  • организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • обучение способам регуляции эмоциональных состояний;
  • обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);
  • работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия.

Все занятия имеют единую структуру, которая определяет последовательность этапов.

1. Ориентировочный этап

Задачи:

сплочение группы;
раскрепощение участников;
установление доверительных отношений между детьми и психологом;
снятие негативного настроения.

2. Коррекционный этап

Задачи:

развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
разрядка агрессивных импульсов;
коррекция страхов и негативных черт характера (жадности, упрямства и т.д.);
развитие мимики, пантомимики;
развитие эмоциональной произвольности в коммуникативной сфере;
развитие психических процессов.

3. Релаксационный этап

Задачи:

снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела;
снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
развитие воображения, чувственного восприятия.

4. Заключительный этап

Задачи:

подведение итогов (получение обратной связи);
закрепление полученных навыков.
Психокоррекционное занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятия 25–30 мин.

Тематика занятий имеет два основных направления:

I. Образ “Я”. Развитие самовосприятия и самоощущений;

II. Я и другие. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Психокоррекционная работа по преодолению и профилактике нарушений осуществляться в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями, родителями детей.

На родительских собраниях я знакомлю родителей с целями и задачами работы с детьми, рассказываю о содержании занятий, о помощи, которую родители могут оказать детям дома, о необходимых для работы материалах.

Занятия проводятся в кабинете психолога, в музыкальном зале и в групповой комнате (дети полукругом сидят на стульях).

Основное оснащение занятий:

иллюстративный материал;
мягкие игрушки;
магнитофон, аудиозаписи;
музыкальные инструменты;
костюмы, головные уборы для игр;
художественные тексты, сказки либо истории для обсуждения;
фломастеры, цветные карандаши, акварельные
краски, тушь, гуашь, кисточки, бумага и др.

Приемы и методы используемые в психокоррекционной работе:

  1. приемы игровой психокоррекции;
  2. приемы элементарной библиокоррекции с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;
  3. приемы изокоррекции и музыкотерапии;
  4. приемы телесно-ориентированной психокоррекции.

Синтез приемов дает возможность один и тот же конфликт пережить в разных системах, первоначально выражая себя через свою систему восприятия мира средствами того или иного искусства, а затем развивая блокированные или малоразвитые системы, что существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с ОНР.

В результате итогового обследования детей старшей логопедической группы после проведенной коррекционно-развивающей работы:

  • наблюдается улучшение в сотрудничестве детей друг с другом;
  • существенно снизилось эмоциональное напряжение, тревожность;
  • у двоих детей снизились агрессивные проявления;
  • дети стали намного лучше регулировать свои эмоциональные состояния;
  • наметилось также улучшение в понимании индивидуальных особенностей других людей, дети стали доброжелательней относится друг к другу;
  • улучшение в управлением своим телом.

Таким образом, можно говорить о положительной динамике в коммуникативном развитии детей с общим недоразвитием речи.

Список литературы:

  1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М: Книголюб, 2004,
  2. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост.: С.В. Велиева. СПб: Речь, 2007.240 с.
  3. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М 2004.
  4. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5–7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 стр.
  5. Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в деском саду// https://psy.1sept.ru/2000/25/4_7.htm
  6. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис. – 2003. – 208 с.
  7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  8. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2002.
  9. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: “Романов”, 2001.
  10. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М., 1995.