Цель урока:
- Организовать деятельность учащихся на самостоятельный вывод формулы разности квадратов.
- Выработать умение распознавать формулу разности квадратов в различных ситуациях, выделять эту формулу из других выражений, применять ее при преобразовании выражений.
- Организовать учащихся на доброжелательное отношение друг к другу, на взаимопомощь и взаимовыручку.
ОУУН
- уметь обобщать и исследовать полученные результаты;
- уметь контролировать свою деятельность;
- оценивать и выбирать оптимальный путь решения задачи;
- уметь действовать по предложенному плану.
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Выберите рисунок, который сейчас соответствует вашему настроению. (Покажите сигнальной карточкой у кого хорошее настроение.)
Формулируется тема урока, основные цели.
План урока:
- Повторение ранее изученного материала
- Проверочная работа (5-7 мин.)
- Изучение нового материала
- Закрепление
- Применение этих формул
1. Актуализация знаний учащихся.
Повторить формулы квадратов суммы и разности двух выражений.
Проверочная работа (перфокарты, 5-7 мин)
2. Формирование новых знаний.
Работа в парах
Ребята! Еще раз скажите, как называются выражения с номерами третьего столбика?
Можете ли вы преобразовать эти выражения?
Учащиеся получают задания: выполнить умножение многочленов
Ставится проблема.
1 ряд ( а + в)(а – в) =
2 ряд (3 – с) (3 + с) =
3 ряд (n – 5)( n + 5) =
Вывод формулы: (а + в)(а – в) = а² – в²
Правило: Произведение разности двух выражений на их сумму равно разности квадратов этих выражений.
Примеры:
(с – n)(c + n)
(5 – a)(5 + a)
(m + 10)(m – 10)
Выберите выражения, которые могут быть преобразованы по формуле произведения разности чисел на их сумму, и преобразуйте их по формуле:
(x – y) – (x + y) =
(b – c)(b + c) =
(0.2 – x)(0.2 – x) =
(3с + 2n)(3с – 2n) =
На что мы должны обращать внимание, прежде чем начать пользоваться формулой?
- Является ли выражение произведением?
- Является ли один сомножитель суммой двух выражений, а другой разностью этих же выражений
Если эти условия выполняются, то далее выделяем сомножитель – разность; записываем разность, составленную из квадрата уменьшаемого и квадрата вычитаемого.
Физминутка.
Потрудились – отдохнем,
Встанем – глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, влево, вправо, поворот.Три наклона, прямо встать,
Руки вниз, затем поднять,
Руки плавно опустили, всем улыбку подарили.
3. Систематизация знаний.
№ 912 (а-ж)
1 | 2 | 3 | |
(9 – а)(9 + а) | 18 – а² | 81 – а² | 81 + а² |
(2х – 4)(2х + 4) | 4х – 16 | 4х² – 8 | 4х² – 16 |
(7 + 0,2у)(0,2у – 3) | 0,4у² – 9 | 0,04у² – 9 | О,4у – 9 |
Домашнее задание:
Решив уравнение, вы узнаете номер домашнего задания
(х – 1)² – х² = -1825
Итог урока.
- С какой формулой мы сегодня познакомились на уроке?
- Как умножить разность двух выражений на их сумму?
- Где применяются эти формулы?
Изменилось ли ваше настроение к концу урока?
Кого вы хотели бы отметить за работу на уроке?