Цель:
1) познакомить учащихся с творчеством В. В. Бианки; учить детей правильному выразительному чтению.
2) развивать, память, внимание.
3) воспитывать любовь к чтению, природе.
Ход урока:
1. Орг. момент
-Прозвенел долгожданный звонок.
- Всез ребят он позвал на урок,
- Тихо, тихо за парты сел класс,
- О чём – то новом узнает сейчас.
2. Проверка домашнего задания ( по разделу «О братьях наших меньших».)
- Чтобы узнать с рассказом какого автора мы с вами познакомимся ответьте на вопросы д/з. И в выделенной строке прочитаете фамилию автора.
Кроссворд. (И К Т)
(на интерактивной доске появляется кроссворд, а с каждым ответом детей надпись)
А) Кто главный герой стихотворения И. Пивоваровой.
Б) Кто главный герой стихотворения Б. Заходера.
В) Как называется рассказ М. Пришвина «Ребята и …………».
Г) О каком сыне идёт речь в стихотворении В. Берестова.
Д) Кто наводил страх на утят в рассказе Б. Житкова «Храбрый утёнок».
Е) Кого испугались ребята в рассказе Е. Чарушина «Страшный рассказ».
- Прочитайте фамилию автора. (Бианки).
3. Изучение нового материала.
- Правильно В. В. Бианки. ( рассказ о его биографии, заранее подготовленными детьми).
В. В. Бианки (1894 – 1959)
А) Зимний лес. Тихо – тихо вокруг. Мороз щиплет лицо, но, если хочешь увидеть, как торопится домой зайчишка или выходит на прогулку барсук, терпи. Вот снег зашевелился. Дрогнула ветка. Ближе…ближе….. И перед наблюдателем раскрывается ещё один лесной секрет. А потом обо всём, что увидел, Виталий Валентинович рассказывал ребятам в книжках, помогая проникнуть им в чудесные тайны природы.
Б) Ещё мальчишкой он проводил в лесу всё своё свободное время, с жадностью прислушивался к рассказам старых охотников. Он пытался понять, о чём « разговаривают»птицы, почему ноги цапли и лапы крота так не похожи, почему одни животные строят домишки на деревьях, другие – на воде и под водой.
В) Окончив университет, Виталий Бианки побывал с экспедициями во многих уголках Советского Союза. В своих лесных былях и сказках он ответил детям на множество вопросов, а ребятам постарше посвятил увлекательную «Лесную газету» - календарь природы нашей страны.
Г) С волнением следим за приключениями маленького путешественниика Пика из рассказа «Мышонок Пик», знакомимся с бедным муравьишкой, которому во что бы то не стало нужно попасть до захода солнца домой.
Д) Герои Бианки – это не только животные, птицы и насекомые, но и их друзья – ребята. Сергейка из рассказа «Кузя двухвостый» мечтает поймать какую – нибудь птичку. Находчивый Егорка из рассказа «По следам» не расстерялся даже тогда, когда ночью в лесу его окружили волки. А первокласснице Майке даже удалось побывать в настоящей лесной сказке ( «Зимнее летечко».) но лучше вы сами прочитайте эти книги. Любая из них интересна!
( организована выставка книг В. В. Бианки)
- Сегодня мы познакомимся с рассказом В. В. Бианки «Музыкант», познакомимся с повадками героя этого рассказа, а кто это вы должны отгадать.
( использование приёмов по технологии В. Ф. Базарного, на зрительных метках картинки животных: заяц, лиса, лось, волк, медведь, белка)
- Какое животное здесь лишнее? Почему? ( он залегает в спячку, а остальные нет)
(Раздаётся рёв медведя (аудиокассета))
- Тихо, тихо это к нам приближается медведь. (просмотр видеофрагмента о медведе)
Словарная работа ( И К Т )
- В рассказе нам встретятся незнакомые слова.
Медвежатник – человек, который охотится на медведей.
Завалинка - земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.
Первичное чтение учителем.
- Понравился рассказ?
- Что делал старик, когда встретил колхозника?
- Что сказал ему колхозник?
- Как поступил старик?
- Что он услышал в лесу?
- Удивился ли он?
- Кого он увидел в лесу? Что делал медведь?
- Как поступил старик?
- Как вы думаете, почему он так поступил? Почему старик не убил медведя?
- Как вы думаете он поступил правильно? Почему?
4. Физминутка.
Если вы когда – нибудь были в лесу, то непременно заметили, что там никогда не бывает абсолютной тишины. Раздаются различные звуки, шумят деревья, воет ветер, поют птицы. Об этих звуках пишет автор. Давайте представим, ,что мы с вами гуляем по лесным дорожкам (включается аудиокассета с различными звуками .)
( использование приёмов по технологии В. Ф. Базарного , СУС - упражнение для глаз.)
Ребята, подышим лесным воздухом. ( дыхательные упражнения.)
( в увлажнитель воздуха капаем несколько капель пихтового масла и вдыхаем аромат лесного воздуха).
5. Закрепление нового материала.
А) Выборочное чтение
- Найдите в рассказе и докажите, что старик любил музыку.
- Как старик услышал звуки, доносившееся из леса?
- Как медведь играл на щепках?
- Как медведь слушал музыку?
- Как старик оценил игру музыканта?
Б) Групповая работа.
- В русском языке много крылатых выражений, пословиц, фразеологических оборотов связанных с медведем.
( каждой группе даётся по одному фразеологическому обороту)
Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга. Медвежий угол. Делить шкуру неубитого медведя. |
Раньше времени говорить о результатах дела, Отдалённое глухое место. Попытка сделать что – либо хорошее с плохим результатом. Отсутствие музыкального слуха. |
- Соотнесите то, что у вас написано на карточках со словами на доске.
6. Итог урока.
- С каким рассказом мы сегодня познакомились?
- Кто автор этого рассказа?
- Что вам особенно запомнилось?
Д/З нарисовать диафильм к этому рассказу
му фразеологическому обороту)