Конспект логопедического занятия, проведенного в группе учащихся 3-го класса коррекционной школы VIII вида, имеющих нарушение чтения

Разделы: Логопедия


Цели:

  1. Совершенствовать навык слогослияния, чтения целыми словами слов, предложений, текста.
  2. Закреплять навык чтения про себя с пониманием прочитанного.
  3. Закреплять умение согласовывать слова грамматически и лексически грамотно.
  4. Развивать умение работать самостоятельно, в парах, в группе.
  5. Коррегировать психические функции.

Оборудование:

  1. Картина «Утро» с клеевой основой
  2. 28-клеточные индивидуальные слоговые таблицы с различной маркировкой.
  3. Карточки со словами по теме занятия.
  4. а) индивидуальные карточки с текстом «Утро» б) карточка – образец для коллективного чтения
  5. Карточки с заданиями-установками.
  6. Фишки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: а) – Одно из первых основных правил сегодняшнего занятия прочитайте на карточке.(карточка на магнитной доске)

Выполнив задание, подними руку.

б) – Мы будем работать с картиной, которая «оживёт» в том случае, если вы будете на занятии красиво и грамотно читать слоги, слова, предложения, рассказ.

Название игры-картины зашифровано в ребусе:

– соедините выделенные буквы из каждой строчки, получите слово – название картины.

  Д     У     З  
Т Е Х
Л Р Н
О Г Ц

II. Отработка навыка чтения на уровне слогов.

Логопед: – Итак, раннее утро. Пока все спят в этой деревне, подготовимся к встрече героев картины, т.е. к чтению слов и предложений.

Детям выдаются на руки слоговые таблицы:

1 группе учащихся (со слабым навыком слогослияния) с маркировкой чёрного и красного цветов, с делением слов на звуковые единицы. Чёрным цветом обозначены согласные, красным – гласные.)

2 группе учащихся (с отработанным навыком слогослияния) с буквами чёрного цвета.

ле де жи уж не гу ра
за же на го та хо пе
вет лян   ром   лет мох смот выш
  дру     мон   реть   рем     маш     ред     цве  

Логопед: – Познакомьтесь со слогами в слоговой таблице.

Играем в игру «Домино».

Закрываем тот слог в таблице, с которого начинается произнесённое мною слово. Помним о том, что сначала:

  1. находим в таблице нужный слог и показываем его;
  2. прочитываем слог вслух;
  3. закрываем фишкой прочитанный слог.

Предлагаемые слова:

  • де-рево;
  • го-лова;
  • мох-натая;
  • лет-него.

Оставшиеся слоги читаем в парах (т.е. один ученик читает, а другой проверяет правильность чтения. Затем роли меняются. Работа идёт со взаимоконтролем.)

III. Отработка навыка чтения на уровне слов.

Логопед: – Вам даны карточки со словами:

Даша, собака, коза, Олег, Андрей, лиса, корова, пёс, лось, полянка, лето

Прочитайте слова.

Подчеркните только те слова, которые обозначают названия домашних животных.

Зачитайте их целыми словами.

Найдите и прочитайте целыми словами только имена девочек.

IV. Отработка навыка чтения на уровне предложений.

Каждому ученику выдаётся карточка с предложением, где нужно:

  1. вставить подходящее по смыслу словоЖ
  2. прочитать предложение столько раз, чтобы вслух было прочитано целым словомЮ
Перед домом есть маленькая ….(поляна, полянка).

Это сидит … (мохнатое, мохнатый, мохнатая) пёс Дик.

Жизнь в деревне …(красивая, красивое, красивые).

V. Физминутка. (речь с движениями, звукоподражанием).

На полянке у девчушки
Живут дружные зверюшки.
Отгадайте, кто они!
Вот с такими рогами! Му-у-у!
С острыми зубами! Гав-гав!
Ой, даже есть с бородой! Ме-ме !

VI. Отработка навыка чтения на уровне текста.

Логопед: – Теперь всё готово, чтобы картина стала оживать. Запомните, о ком расскажет картина!

Коллективное чтение предложений на плакатах-листах (Приложение). После чтения каждого предложения на картине появляются герои.

Летом Даша живёт в деревне.
Жизнь там красивая.
Перед домом есть маленькая полянка.

Как- то утром Даша вышла на луг и удивилась.

Сколько цветов!

Они похожи на хоровод.
Красоту летнего утра вышли посмотреть друзья Даши.
Это мохнатый пёс Дик.

Это и корова Бурёнка.

А это – коза Машка.

Все пожелали друг другу доброго утра.

VII. Работа по тексту на понимание прочитанного

– О ком рассказала картина?

– Зачитайте, чему удивилась Даша.

– Что пожелали друг другу герои картины?

Чтение в играх:

  1. «Эхо». Один ученик читает вслух, давая образец чтения, а остальные прочитывают это же предложение вполголоса.
  2. «Ритм». Читаем текст сначала в медленном темпе, а затем ускоряем.
  3. «Хор». Чтение текста хором.
  4. «В парах». Два ученика читают текст друг другу, проверяя грамотность чтения
  5. «Индивидуальное чтение»

Чтение отдельными учениками текста с анализом навыка чтения.

Памятка для учащихся 

Чтение
– осознанное
– правильное
– целыми словами

VIII. Итог, оценка чтения учащихся на занятии.