Цели:
- Совершенствовать навык слогослияния, чтения целыми словами слов, предложений, текста.
- Закреплять навык чтения про себя с пониманием прочитанного.
- Закреплять умение согласовывать слова грамматически и лексически грамотно.
- Развивать умение работать самостоятельно, в парах, в группе.
- Коррегировать психические функции.
Оборудование:
- Картина «Утро» с клеевой основой
- 28-клеточные индивидуальные слоговые таблицы с различной маркировкой.
- Карточки со словами по теме занятия.
- а) индивидуальные карточки с текстом «Утро» б) карточка – образец для коллективного чтения
- Карточки с заданиями-установками.
- Фишки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: а) – Одно из первых основных правил сегодняшнего занятия прочитайте на карточке.(карточка на магнитной доске)
Выполнив задание, подними руку. |
б) – Мы будем работать с картиной, которая «оживёт» в том случае, если вы будете на занятии красиво и грамотно читать слоги, слова, предложения, рассказ.
Название игры-картины зашифровано в ребусе:
– соедините выделенные буквы из каждой строчки, получите слово – название картины.
Д | У | З |
Т | Е | Х |
Л | Р | Н |
О | Г | Ц |
II. Отработка навыка чтения на уровне слогов.
Логопед: – Итак, раннее утро. Пока все спят в этой деревне, подготовимся к встрече героев картины, т.е. к чтению слов и предложений.
Детям выдаются на руки слоговые таблицы:
1 группе учащихся (со слабым навыком слогослияния) с маркировкой чёрного и красного цветов, с делением слов на звуковые единицы. Чёрным цветом обозначены согласные, красным – гласные.)
2 группе учащихся (с отработанным навыком слогослияния) с буквами чёрного цвета.
ле | де | жи | уж | не | гу | ра |
за | же | на | го | та | хо | пе |
вет | лян | ром | лет | мох | смот | выш |
дру | мон | реть | рем | маш | ред | цве |
Логопед: – Познакомьтесь со слогами в слоговой таблице.
Играем в игру «Домино».
Закрываем тот слог в таблице, с которого начинается произнесённое мною слово. Помним о том, что сначала:
- находим в таблице нужный слог и показываем его;
- прочитываем слог вслух;
- закрываем фишкой прочитанный слог.
Предлагаемые слова:
- де-рево;
- го-лова;
- мох-натая;
- лет-него.
Оставшиеся слоги читаем в парах (т.е. один ученик читает, а другой проверяет правильность чтения. Затем роли меняются. Работа идёт со взаимоконтролем.)
III. Отработка навыка чтения на уровне слов.
Логопед: – Вам даны карточки со словами:
Даша, собака, коза, Олег, Андрей, лиса, корова, пёс, лось, полянка, лето |
Прочитайте слова.
Подчеркните только те слова, которые обозначают названия домашних животных.
Зачитайте их целыми словами.
Найдите и прочитайте целыми словами только имена девочек.
IV. Отработка навыка чтения на уровне предложений.
Каждому ученику выдаётся карточка с предложением, где нужно:
- вставить подходящее по смыслу словоЖ
- прочитать предложение столько раз, чтобы вслух было прочитано целым словомЮ
Перед домом есть маленькая ….(поляна, полянка). |
Это сидит … (мохнатое, мохнатый, мохнатая) пёс Дик. |
Жизнь в деревне …(красивая, красивое, красивые). |
V. Физминутка. (речь с движениями, звукоподражанием).
На полянке у девчушки
Живут дружные зверюшки.
Отгадайте, кто они!
Вот с такими рогами! Му-у-у!
С острыми зубами! Гав-гав!
Ой, даже есть с бородой! Ме-ме !
VI. Отработка навыка чтения на уровне текста.
Логопед: – Теперь всё готово, чтобы картина стала оживать. Запомните, о ком расскажет картина!
Коллективное чтение предложений на плакатах-листах (Приложение). После чтения каждого предложения на картине появляются герои.
Летом Даша живёт в деревне.
Жизнь там красивая.
Перед домом есть маленькая полянка.Как- то утром Даша вышла на луг и удивилась.
Сколько цветов!
Они похожи на хоровод.
Красоту летнего утра вышли посмотреть друзья Даши.
Это мохнатый пёс Дик.Это и корова Бурёнка.
А это – коза Машка.
Все пожелали друг другу доброго утра.
VII. Работа по тексту на понимание прочитанного
– О ком рассказала картина?
– Зачитайте, чему удивилась Даша.
– Что пожелали друг другу герои картины?
Чтение в играх:
- «Эхо». Один ученик читает вслух, давая образец чтения, а остальные прочитывают это же предложение вполголоса.
- «Ритм». Читаем текст сначала в медленном темпе, а затем ускоряем.
- «Хор». Чтение текста хором.
- «В парах». Два ученика читают текст друг другу, проверяя грамотность чтения
- «Индивидуальное чтение»
Чтение отдельными учениками текста с анализом навыка чтения.
Памятка для учащихся
Чтение |
– осознанное |
– правильное |
– целыми словами |