Профилактика употребления психоактивных веществ у воспитанников детских домов

Разделы: Общепедагогические технологии


Забота о здоровье детей в России стала не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Традиционной проблемой в России всегда был алкоголизм. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, если потребление алкоголя на душу населения превышает один литр в год, то ситуация становится опасной. Из средств массовой информации мы знаем, что в нашей стране постоянно увеличивается число наркоманов. Темпы наркомании таковы, что Россия может стать одной из наркозависимых держав. Социологические исследования свидетельствуют, что четыре миллиона человек пробовали наркотики, причем 76% -это молодежь до 30 лет. Подростки употребляют наркотики в 7,5 раз чаще, чем взрослые, а наркотические вещества (П.А.В.) в 11,4 раз чаще. В России происходит неуклонное “омоложение” наркомании: средний возраст до 12,5 лет. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к наркотику, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее лечение последствий.

Наиболее распространенными признаками употребления наркотиков, психо-активных веществ являются:

  • зависимость подростковой компании
  • любопытство
  • стремление получить положительные эмоции

Что же такое психо-активные вещества?

Это химические и фармакологические средства, которые при “потреблении воздействуют на психические процессы” Употребление П.А.В. сопровождается изменениями психологического состояния человека. Еще одной важной характеристикой П.А.В. является присущая им способность вызывать у потребителя “большого пристрастия” и зависимость. К П.А.В., кроме наркотиков относится алкоголь, никотин, некоторые токсические вещества (средства бытовой химии, лекарственные препараты) Согласно концепции профилактики злоупотребления психо-активных веществ в воспитательной среде - активные профилактические мероприятия должны опираться, прежде всего, на методологию формирования у детей представлений о З.О.Ж., препятствующих вовлечению в наркологическую ситуацию и формирование у детей умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в нарконизацию.

Исследования показывают, что даже у детей младшего возраста есть опят в данной сфере жизни, своя позиция, свои оценки. Не учитывать этого нельзя. Если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятию З.О.Ж., то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье, и ответственны за него, и искать такие подходы, которые помогли бы понять, как они видят мир. Обучение З.О.Ж. – относительно новая дисциплина и имеет свою специфику. Можно выделить три образа жизни.

  • З.О.Ж.- характеризуется упорядоченностью жизненных процессов и отсутствием вредных для здоровья факторов (соблюдение режима дня, сон, прием пищи)
  • Рискованный образ жизни - характеризуется упорядоченным режимом дня, потреблением вредных веществ (алкоголь, никотин), недостаточная двигательная активность.
  • Болезненный образ жизни - состояние человека, когда он уже утратил свободу жизни.

Человек, постоянно употребляющий П.А.В., алкоголь, никотин, не принадлежит самому себе, а принадлежит своей болезни. Организм необходимо изучать, его сложность и совершенство, уважать и действовать природосообразно.

Следует отметить, что у детей детских домов имеются знания, умения о З.О.Ж., но они не переходят в привычку противостоять негативным пристрастиям. Необходимо проводить профилактическую работу среди детей в школах и других учреждениях. Необходимо сформировать представление о том, ради чего следует прилагать усилия, направленные на поддержание в порядке собственного организма. Осознание необходимости осмысленного существования человека способствует формированию у воспитанников позитивной оценки форм самосозидающей деятельности, пробуждение желания самосовершенствования, направленности на возможную полезную самореализацию. В целом профилактическая деятельность, должна быть направлена на воспитание негативного отношения к П.А.В. Это могут быть и групповые и индивидуальные формы коррекционной работы с детьми не только имеющими проблемы психозависимого и социального характера, но и с детьми у которых нет проблем. Профилактическая работа эффективна если:

  • применяются как традиционные, так и современные подходы к профилактической работе.
  • профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
  • детям и взрослым предоставляется информация о П.А.В., их воздействие на человека и последствия применения.

В процессе профилактической работы происходит формирование устойчивого негативного личностного отношения к наркотическим веществам, адекватной самооценки, навыков общения и самореализации. Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребенку помощи в формировании волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения. Самоопределившийся человек, имеющий духовно-моральный стержень вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения. Необходимо детей познакомить с нарушениями, которые появляются при употреблении П.А.В.:

  1. Интеллектуально-мистические нарушения:
  • снижение всех видов памяти (концентрации внимания, умственной работоспособности)
  • ухудшение успеваемости
  • снижение круга интересов
  • бледность воображения
  • нарушение логического мышления

2.морально-этические нарушения:

  • нарастающая лживость, лень, лицемерие
  • ветреность, хвастливость
  • неуважение к старшим, мнению других
  • потеря чувств дружбы и любви

3.поведенческие нарушения:

  • низкий уровень соблюдения санитарно-гигиенических норм
  • уходы из дома, особенно в ночное время
  • вовлечение в употребление П.А.В. друзей

4. эмоциональное нарушение:

  • пониженное и повышенное настроения
  • беспокойство, тревога, страх
  • истеричность

5.необходимо дать сведения об очевидных признаках использования П.А.В.:

  • следы от уколов в области локтевых сгибов, кистей рук, бедер, в паховых складках
  • шприцы, медицинские иглы
  • закопченные ложечки
  • таблетки, капсулы, снотворное

На основе ознакомления с трудами педагогов и психологов, уделяющих большое внимание к употреблению алкоголя, никотина, П.А.В. можно сделать следующий вывод: профилактическая работа среди молодежи необходима и своевременна. Многие педагоги испытывают трудности в планировании и организации профилактической работы. Профилактика П.А.В. среди подростков достаточно не простой в психологическом, правовом и организационном отношении процесс. Вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной, осторожной, максимально тактичной.

Антинаркотическая профилактическая работа в подростковой среде требует от педагога ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определенных познаний и постоянного расширения диапазона знаний.

Для профилактической работы с детьми своей группы актуальным является вопрос адекватного (зависимого) поведения. Такое поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психологического состояния через эпизодическое или регулярное употребление каких-либо веществ (табак, алкоголь, средств бытовой химии - клей, медикаментов) Привить здоровые привычки и попытаться исключить негативные, необходимо вести профилактическую работу.

Работу с детьми 14-18 лет построим через реализацию следующих блоков:

1.информативный блок

2.стимулирующий блок

3.коррекционный блок

1 блок - информационный - направлен на формирование у детей ценностного ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать З.О.Ж., усвоению социально-ценностных поведенческих норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребенку эффективную социальную адаптацию. П.А.В. является формирование представлений о здоровье, как о главной человеческой ценности, осознание личной зависимости здоровья, необходимости заботиться и укреплять его.

Информационный блок предлагает:

  • организацию воспитательных знаний по данной проблеме (воспитатель и медицинское подразделение детского дома);
  • организацию встреч со специалистами, пропагандирующих З.О.Ж. за пределами детского дома (центр планирования семьи, центр здорового образа жизни).

2 блок-стимулирующий - предполагает поведение воспитательной работы, повышение культурного уровня, организацию разумного использования свободного времени, знакомство с сетью физкультурно-оздоровительных секций в городе (секции бокса, айкидо)

Стимулирующий блок предполагает совместные выходы с детьми на экскурсии, в кинотеатры, посещение массовых зрелищ (хоккей, футбол, баскетбол)

3 блок - коррекционный - предполагает развитие навыков обучения в социальной адаптации, поиск средств для решения взросления, регулирования стрессов, осознания положительных свойств личности и формирования жизненных идей для достижения здорового образа жизни. Коррекционная работа предполагает коррекционные занятия психолога и социального педагога. Так же коррекционный блок предполагает проведение мероприятий правовых средств борьбы - пропаганду нормативных актов, регулирующих ответственность за наркоманию.

Структура работы

1 этап.

Тема: Формирование ценностного отношения к собственному здоровью.

Цель: Актуализация проблемы вредных привычек.

Задачи:

1.Показать воспитанникам как вредные привычки влияют на поведение и развитие личности.

2.Формировать у воспитанников негативное отношение к вредным привычкам.

3.Ознакомить воспитанников со способами отказа от вредных привычек и формирование полезных.

2 этап.

Тема: Профилактика употребления психо-активных веществ (П.А.В.) – алкоголь, никотин, как средство укрепления и сохранения здоровья.

Цель: Способствовать осознанию личностного отношения к употреблению П.А.В. и формированию позитивных установок.

Задачи:

1.Информирование о проблемах употребления П.А.В., о влиянии на здоровье, создание семьи.

2.Сформировать и развить навыки безопасного поведения в ситуациях связанных с риском вовлечения ребёнка в пробу П.А.В.

3.Формировать знание, как отказаться от употребления П.А.В., познакомить с системой социальной поддержки в решении данной проблемы и способам оказать помощь.ивычек и формирование полезных.

3 этап.

Тема: Здоровье, как условие социального взаимодействия.

Цель: формирование позитивных привычек.

Задачи:

1.Форировать знания о влиянии здоровья на выбор профессии, благосостояния семьи.

2.Информационная поддержка некурящих детей (музеи, кинотеатры, экскурсии).

См. приложение 1.

См. приложение 2.

Список литературы

  1. А.В. Викулов, С.А. Эмих “Алкоголь и закон”
  2. Н.А. Гусева “Тренинг предупреждение вредных привычек у детей” Речь. Санкт – Петербург.2005 г.
  3. Л.С. Горбатенко “Родители и педагоги все о наркомании”. Ростов – на – Дону. “Феникс”. 2003 г.
  4. Т.М. Жирова “Твоя жизнь – твой выбор”. Панорама. 2006 г.
  5. И. Заикин, А. Никитин “Спасибо не курю”. Молодая гвардия. 1990 г.
  6. Н.И. Дреклеве, М.Ю. Савченко, И.С. Артюкова “Справочник классного руководителя”. Вако. Москва. 2005 г.
  7. В.И. Ковалько “Здоровье - сберегающие технологии”. Вако. Москва. 2004 г.
  8. Л.В. Баль, С.В. Барканова “Формирование здорового образа жизни российских подростков”. Владос. 2003 г.
  9. Д.В. Колесов “Болезни поведения. Дрофа. Москва.2002 г.
  10. Л.А. Обухов, Н.А. Лемяскини “Школа докторов природы или 135 уроков здоровья”. Вако. Москва. 2005 г.
  11. И.И. Соковня “социальное взросление и здоровье детей”. Просвещение. Москва. 2004 г.
  12. А.Г. Фурманов, Ю.Н. Князев “Здоровый образ жизни”. Тисей. Минск. 2003 г.
  13. В.Л. Малыгин “Как уберечь детей от алкоголя и наркотиков”. Тула. 2003 г.
  14. Л.П. Николаева, Д.В. Королев “Уроки профилактики наркомании в школе”. Москва. 2003 г.