Забота о здоровье детей в России стала не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Традиционной проблемой в России всегда был алкоголизм. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, если потребление алкоголя на душу населения превышает один литр в год, то ситуация становится опасной. Из средств массовой информации мы знаем, что в нашей стране постоянно увеличивается число наркоманов. Темпы наркомании таковы, что Россия может стать одной из наркозависимых держав. Социологические исследования свидетельствуют, что четыре миллиона человек пробовали наркотики, причем 76% -это молодежь до 30 лет. Подростки употребляют наркотики в 7,5 раз чаще, чем взрослые, а наркотические вещества (П.А.В.) в 11,4 раз чаще. В России происходит неуклонное “омоложение” наркомании: средний возраст до 12,5 лет. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к наркотику, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее лечение последствий.
Наиболее распространенными признаками употребления наркотиков, психо-активных веществ являются:
- зависимость подростковой компании
- любопытство
- стремление получить положительные эмоции
Что же такое психо-активные вещества?
Это химические и фармакологические средства, которые при “потреблении воздействуют на психические процессы” Употребление П.А.В. сопровождается изменениями психологического состояния человека. Еще одной важной характеристикой П.А.В. является присущая им способность вызывать у потребителя “большого пристрастия” и зависимость. К П.А.В., кроме наркотиков относится алкоголь, никотин, некоторые токсические вещества (средства бытовой химии, лекарственные препараты) Согласно концепции профилактики злоупотребления психо-активных веществ в воспитательной среде - активные профилактические мероприятия должны опираться, прежде всего, на методологию формирования у детей представлений о З.О.Ж., препятствующих вовлечению в наркологическую ситуацию и формирование у детей умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в нарконизацию.
Исследования показывают, что даже у детей младшего возраста есть опят в данной сфере жизни, своя позиция, свои оценки. Не учитывать этого нельзя. Если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятию З.О.Ж., то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье, и ответственны за него, и искать такие подходы, которые помогли бы понять, как они видят мир. Обучение З.О.Ж. – относительно новая дисциплина и имеет свою специфику. Можно выделить три образа жизни.
- З.О.Ж.- характеризуется упорядоченностью жизненных процессов и отсутствием вредных для здоровья факторов (соблюдение режима дня, сон, прием пищи)
- Рискованный образ жизни - характеризуется упорядоченным режимом дня, потреблением вредных веществ (алкоголь, никотин), недостаточная двигательная активность.
- Болезненный образ жизни - состояние человека, когда он уже утратил свободу жизни.
Человек, постоянно употребляющий П.А.В., алкоголь, никотин, не принадлежит самому себе, а принадлежит своей болезни. Организм необходимо изучать, его сложность и совершенство, уважать и действовать природосообразно.
Следует отметить, что у детей детских домов имеются знания, умения о З.О.Ж., но они не переходят в привычку противостоять негативным пристрастиям. Необходимо проводить профилактическую работу среди детей в школах и других учреждениях. Необходимо сформировать представление о том, ради чего следует прилагать усилия, направленные на поддержание в порядке собственного организма. Осознание необходимости осмысленного существования человека способствует формированию у воспитанников позитивной оценки форм самосозидающей деятельности, пробуждение желания самосовершенствования, направленности на возможную полезную самореализацию. В целом профилактическая деятельность, должна быть направлена на воспитание негативного отношения к П.А.В. Это могут быть и групповые и индивидуальные формы коррекционной работы с детьми не только имеющими проблемы психозависимого и социального характера, но и с детьми у которых нет проблем. Профилактическая работа эффективна если:
- применяются как традиционные, так и современные подходы к профилактической работе.
- профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
- детям и взрослым предоставляется информация о П.А.В., их воздействие на человека и последствия применения.
В процессе профилактической работы происходит формирование устойчивого негативного личностного отношения к наркотическим веществам, адекватной самооценки, навыков общения и самореализации. Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребенку помощи в формировании волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения. Самоопределившийся человек, имеющий духовно-моральный стержень вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения. Необходимо детей познакомить с нарушениями, которые появляются при употреблении П.А.В.:
- Интеллектуально-мистические нарушения:
- снижение всех видов памяти (концентрации внимания, умственной работоспособности)
- ухудшение успеваемости
- снижение круга интересов
- бледность воображения
- нарушение логического мышления
2.морально-этические нарушения:
- нарастающая лживость, лень, лицемерие
- ветреность, хвастливость
- неуважение к старшим, мнению других
- потеря чувств дружбы и любви
3.поведенческие нарушения:
- низкий уровень соблюдения санитарно-гигиенических норм
- уходы из дома, особенно в ночное время
- вовлечение в употребление П.А.В. друзей
4. эмоциональное нарушение:
- пониженное и повышенное настроения
- беспокойство, тревога, страх
- истеричность
5.необходимо дать сведения об очевидных признаках использования П.А.В.:
- следы от уколов в области локтевых сгибов, кистей рук, бедер, в паховых складках
- шприцы, медицинские иглы
- закопченные ложечки
- таблетки, капсулы, снотворное
На основе ознакомления с трудами педагогов и психологов, уделяющих большое внимание к употреблению алкоголя, никотина, П.А.В. можно сделать следующий вывод: профилактическая работа среди молодежи необходима и своевременна. Многие педагоги испытывают трудности в планировании и организации профилактической работы. Профилактика П.А.В. среди подростков достаточно не простой в психологическом, правовом и организационном отношении процесс. Вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной, осторожной, максимально тактичной.
Антинаркотическая профилактическая работа в подростковой среде требует от педагога ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определенных познаний и постоянного расширения диапазона знаний.
Для профилактической работы с детьми своей группы актуальным является вопрос адекватного (зависимого) поведения. Такое поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психологического состояния через эпизодическое или регулярное употребление каких-либо веществ (табак, алкоголь, средств бытовой химии - клей, медикаментов) Привить здоровые привычки и попытаться исключить негативные, необходимо вести профилактическую работу.
Работу с детьми 14-18 лет построим через реализацию следующих блоков:
1.информативный блок
2.стимулирующий блок
3.коррекционный блок
1 блок - информационный - направлен на формирование у детей ценностного ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать З.О.Ж., усвоению социально-ценностных поведенческих норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребенку эффективную социальную адаптацию. П.А.В. является формирование представлений о здоровье, как о главной человеческой ценности, осознание личной зависимости здоровья, необходимости заботиться и укреплять его.
Информационный блок предлагает:
- организацию воспитательных знаний по данной проблеме (воспитатель и медицинское подразделение детского дома);
- организацию встреч со специалистами, пропагандирующих З.О.Ж. за пределами детского дома (центр планирования семьи, центр здорового образа жизни).
2 блок-стимулирующий - предполагает поведение воспитательной работы, повышение культурного уровня, организацию разумного использования свободного времени, знакомство с сетью физкультурно-оздоровительных секций в городе (секции бокса, айкидо)
Стимулирующий блок предполагает совместные выходы с детьми на экскурсии, в кинотеатры, посещение массовых зрелищ (хоккей, футбол, баскетбол)
3 блок - коррекционный - предполагает развитие навыков обучения в социальной адаптации, поиск средств для решения взросления, регулирования стрессов, осознания положительных свойств личности и формирования жизненных идей для достижения здорового образа жизни. Коррекционная работа предполагает коррекционные занятия психолога и социального педагога. Так же коррекционный блок предполагает проведение мероприятий правовых средств борьбы - пропаганду нормативных актов, регулирующих ответственность за наркоманию.
Структура работы
1 этап. Тема: Формирование ценностного отношения к собственному здоровью. Цель: Актуализация проблемы вредных привычек. Задачи: 1.Показать воспитанникам как вредные привычки влияют на поведение и развитие личности. 2.Формировать у воспитанников негативное отношение к вредным привычкам. 3.Ознакомить воспитанников со способами отказа от вредных привычек и формирование полезных. |
2 этап. Тема: Профилактика употребления психо-активных веществ (П.А.В.) – алкоголь, никотин, как средство укрепления и сохранения здоровья. Цель: Способствовать осознанию личностного отношения к употреблению П.А.В. и формированию позитивных установок. Задачи: 1.Информирование о проблемах употребления П.А.В., о влиянии на здоровье, создание семьи. 2.Сформировать и развить навыки безопасного поведения в ситуациях связанных с риском вовлечения ребёнка в пробу П.А.В. 3.Формировать знание, как отказаться от употребления П.А.В., познакомить с системой социальной поддержки в решении данной проблемы и способам оказать помощь.ивычек и формирование полезных. |
3 этап. Тема: Здоровье, как условие социального взаимодействия. Цель: формирование позитивных привычек. Задачи: 1.Форировать знания о влиянии здоровья на выбор профессии, благосостояния семьи. 2.Информационная поддержка некурящих детей (музеи, кинотеатры, экскурсии). |
См. приложение 1.
См. приложение 2.
Список литературы
- А.В. Викулов, С.А. Эмих “Алкоголь и закон”
- Н.А. Гусева “Тренинг предупреждение вредных привычек у детей” Речь. Санкт – Петербург.2005 г.
- Л.С. Горбатенко “Родители и педагоги все о наркомании”. Ростов – на – Дону. “Феникс”. 2003 г.
- Т.М. Жирова “Твоя жизнь – твой выбор”. Панорама. 2006 г.
- И. Заикин, А. Никитин “Спасибо не курю”. Молодая гвардия. 1990 г.
- Н.И. Дреклеве, М.Ю. Савченко, И.С. Артюкова “Справочник классного руководителя”. Вако. Москва. 2005 г.
- В.И. Ковалько “Здоровье - сберегающие технологии”. Вако. Москва. 2004 г.
- Л.В. Баль, С.В. Барканова “Формирование здорового образа жизни российских подростков”. Владос. 2003 г.
- Д.В. Колесов “Болезни поведения. Дрофа. Москва.2002 г.
- Л.А. Обухов, Н.А. Лемяскини “Школа докторов природы или 135 уроков здоровья”. Вако. Москва. 2005 г.
- И.И. Соковня “социальное взросление и здоровье детей”. Просвещение. Москва. 2004 г.
- А.Г. Фурманов, Ю.Н. Князев “Здоровый образ жизни”. Тисей. Минск. 2003 г.
- В.Л. Малыгин “Как уберечь детей от алкоголя и наркотиков”. Тула. 2003 г.
- Л.П. Николаева, Д.В. Королев “Уроки профилактики наркомании в школе”. Москва. 2003 г.