Обеспечение возможности функционирования в различных социальных ролях воспитанников коррекционного детского дома

Разделы: Общепедагогические технологии


Статус- это положение, занимаемое в обществе,
связанное с социальными ролями.
Статус - социальная роль.

Зная социальный статус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуществлять определенный набор действий, которые необходимы для выполнения его функций, то есть, ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, и называют это социальной ролью.

Иначе говоря, социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус в соответствии с ожиданием людей. Ее также можно определить как шаблонный тип поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу, а это значит, что социальную роль можно рассматривать как статус в движении, статус в его реальном осуществлении.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. В ролевых ожиданиях содержится именно столько качеств, делает акцент именно на тех чертах, которые гарантируют выполнение данной социальной функции. Вместе с тем, ролевые ожидания реализации того или иного статуса в различных культурах разные, а находятся в соответствии с принятой для них системой ценностей. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности Т. Парнокс считал, что любая роль описывается только основными характеристиками.

  1. Способом получения – одни предписываются, другие – завоевываются.
  2. Эмоциональностью – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованностью.
  3. Масштабом – часть ролей сформирована и строго ограничена, другая – размыта.
  4. Формализацией – действия в строго установленных правилах, либо произвольны.
  5. Мотивацией – на общее благо, на личную прибыль.

Каждый человек для своей реализации требует множества ролей.

Социальные роли это нормы жизнедеятельности, а сама жизнь – деятельность в которой они претворяются. Это отношение к человеку со стороны общества и его социумов (семья, коллектив и другое).

В обобщенном виде все социальные роли можно сгруппировать по сферам жизни человека: семейные, трудовые, гражданские. Все мы становимся личностями не иначе, как осваивая и выполняя семейные роли (сыновне-дочернюю, супружескую, отцовско-материнскую), трудовые роли (трудовую, коммуникативную), гражданские роли (экономическую, правовую).

Педагогическая деятельность – исключительно многовариантный и динамический процесс. Она основывается на системе психолого-педагогических закономерностей. Анализируя и проектируя собственную деятельность, можно увидеть положительные сдвиги или негативизм. Поэтому педагог должен определить, с чего ему целесообразно начинать организацию эффективного педагогического труда и к чему следует стремиться, обучая, воспитывая и развивая воспитанников.

Так определяется перспективная работа (программа), задачи процесса воспитания, а затем средства, формы и методы решения данных задач. Работая по формированию у воспитанников представления о социальном статусе и отношениях в них, мы помогаем воспитанникам детского дома адаптироваться к окружающему миру, приспособиться к обществу. Если воспитанники, несмотря на них умственное развитие и психические особенности, уверенно будут выполнять социально-ролевые установки, то смогут приспособиться к жизни и не станут жертвой неблагоприятных условий социализации.

Воспитатель строит свое общение на основе правила: понимание, принятие, признание.

Руководствуясь данными принципами можно определить главную роль педагогической деятельности:

помочь ребенку с задержкой интеллектуального развития, обеспечить возможности, функционировать в различных социальных ролях.

Данная цель реализуется через выполнение следующих задач.

  1. Способствовать формированию навыков по освоению и выполнению семейных социальных ролей;
  2. Способствовать формированию умений выполнять трудовые роли, способствовать формированию умений в самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности;
  3. Способствовать формированию готовности выполнять бесконфликтного общения в ролях;
  4. Способствовать воспитанию любви к живой природе. Способствовать развитию эмпатии;
  5. Способствовать осознанию своего места в мире, в социуме; осознанию своих социальных и гражданских позиций.

Сущность данной разработки заключается в создании системы работы по формированию у воспитанников разных социальных ролей с целью их социализации.

Новизна работы относительна и заключается:

  • в осмыслении теоретических вопросов данной проблемы;

  • создание системы работы по социализации воспитанников. Социолог А.И. Кравченко дает понятие социального статуса.

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Социолог Н.В. Мудрик дает свое понятие о статусе.

Социальный статус – это набор конкретных действий, социальных манипуляций, которые должен выполнять человек в данном социальном институте, и тех условиях, действий, которые должны быть ему представлены для осуществления своей деятельности. Изучив индивидуальные особенности, потребности и возможности детей с нарушением интеллекта, наиболее эффективна работа социолога Н.В.Мудрика, так как его подход к пониманию статуса позволил выйти на определенную систему деятельности. А также Н.В.Мудрик дает классификацию психологических и педагогических механизмов и подразделяет их на четыре подгруппы:

К первой подгруппе относятся:

  1. Механизм запечатления – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровне особенностей воздействующих на него жизненно-важных объектов.
  2. Механизм подражания – следование какому-либо примеру, образцу.
  3. Экзистенциональный нажим – овладение и усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимым лицом.

Ко второй подгруппе относятся механизмы институциональный и идентификация:

  1. Институциональный механизм – фиксирует процесс взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализации.
  2. Идентификация – (отождествление) человека себя с другим человеком.
  3. Традиционный механизм – представляет собой усвоение человеком норма, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.

К третьей подгруппе – относятся механизмы, такие как межличностный, рефлексия, стилизованный:

  1. Межличностный механизм – фиксирует процесс взаимодействия человека с субъективно-значимыми для него лицами.
  2. Рефлексия – внутренний диалог.
  3. Стилизованный механизм – действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических и поведенческих черт, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышление той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

К четвертой подгруппе относятся:

  1. Традиционный механизм
  2. Стилизованный механизм

Вся работа в коррекционном детском доме по формированию статуса строится на следующих подходах:

- построение программы работы с детьми носит циклично-специальный характер (темы повторяются, усложняются, дополняются). Материал подается системно, дозировано, максимально доступно, наглядно. Изучаемый материал связан с жизнью и интересами детей.

- В детском коллективе создается атмосфера доверия, взаимопомощи и поддержки детьми друг друга, что способствует их сплочению и желанию жить одной семьей, таким образом, между воспитанниками возникает взаимопонимание, открытая и непринужденная атмосфера общения, которая способствует нейтрализации негативных эмоций детей.

- Воспитатель, работающий в детском доме должен стать для своих подопечных социально-значимым лицом, положительным примером не только на занятии, но и в каждый момент рабочей смены. Педагог пример поведения, культуры, общения, вкуса. Это может являться одной из многих главных его ролей. Умственно отсталые дети берут пример с тех, кого любят, кому доверяют, кто им интересен. Одним словом просто быть “мамой” той самой мамой, которая есть у каждого ребенка в обычной семье. Эти дети так чувствительны к оттенкам человеческих взаимоотношений.

- Решая сложные проблемы освоения социального статуса, воспитатель тесно сотрудничает с педагогами школ, психологом, психотерапевтом, дефектологом, логопедом, социальным педагогом, библиотекарем, инструктором по труду детского дома.

- Разновозрастная группа дает ряд преимуществ по освоению ребенком различных социальных ролей:

а) приближенность к семейной ситуации;

б) различие в ведущих видах деятельности;

в) возможность делегирования полномочий разных уровней сложности.

В педагогической литературе пока нет разработанной программы по формированию у воспитанников с интеллектуальными нарушениями различных социальных ролей. Все принципы и подходы, методы и последовательность этой работы строятся на изучении специальной литературы, опираясь на личный опыт, опыт коллег.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивает, формирует свои навыки, ценности чувства в процессе совместной деятельности с людьми в ходе общения с ними.

Для достижения воспитательных целей педагог должен уметь организовывать деятельность детей так, чтобы она была развивающей, воспитывающей, а для воспитанников стала естественной жизнью. И также целенаправленно вести свою педагогическую деятельность, определять перспективную цель, задачи процесса воспитания, а затем средства, формы и методы решения данных задач.

Если учесть, что жизнь каждого человека объективно связана с выполнением системы социальных ролей, то план воспитания и самовоспитания личности воспитанников может иметь нижеследующую структуру, со своими целями, в которую входят пять блоков:

  1. Направление “Я и семья”
  2. Цель - Способствовать формированию навыков по освоению и выполнению семейных социальных ролей (сын, отец, брат, племянник, дедушка);

  3. Направление “Я и коллектив”
  4. Цель - Способствовать формированию умений выполнять трудовые роли, способствовать формированию умений в самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умений бесконфликтного общения со сверстниками;

  5. Направление “Я и общество”
  6. Цель - способствовать формированию готовности выполнять гражданские роли, формированию навыков бесконфликтного общения в ролях (посетитель, почтальон, покупатель, парикмахер, пассажир);

  7. Направление “Я и природа”.
  8. Цель - Способствовать воспитанию любви к живой природе. Способствовать развитию эмпатии;

  9. Направление “Я и мир”.

Цель - Способствовать осознанию своего места в мире и социуме; осознанию своих социальных и гражданских позиций.

Работая по данной структуре, мы считаем, что воспитанники, несмотря на их умственное развитие и психические особенности, уверенно будут выполнять социально-ролевые установки, то смогут приспособиться к жизни и не станут жертвой неблагоприятных условий социализации.

Воплощая свою педагогическую идею, мы предполагаем, что наша работа в этом направлении поможет воспитанникам выполнять множества функций в системе социальных связей, соответственно иметь множество статусов в дальнейшей самостоятельной жизни.

Список литературы

  1. Мудрик А.В. “Социальная педагогика”, - М.: Академия, 1999.
  2. Мудрик А. В. “Социализация и воспитание”, - М., 1997.
  3. Мудрик А. В. “Введение в социальную педагогику”, - М., 1997.
  4. “Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития” /под ред. Пузанов Б.П., Конлева Н.П. Олигофренопедагогика. М., 2000.
  5. Петрова В.Г., Белякова И.В. “Кто они дети с отклонениями в развитии” - М., 1998 г.
  6. Фомин А.А. “Сущность системно-ролевого подхода к организации воспитания и самовоспитания личности учащегося” /классный руководитель- 1999, - № 6/.
  7. Чепурных Е. “О специфике”. Документы – 1997, № 25.