Цель урока
1. Знакомство учащихся с ростом торговли в средние века.
2. Заочное путешествие по центральным торговым местам, выработка умений ориентироваться по карте.
3. Воспитание любви к уроку истории; нравственное воспитание.
Тип урока: Урок- путешествие.
Оборудование: учебник для 6 класса Е.В. Агибалова, Г.М. Донской История средних веков. “Торговля в Европе XIII – XV век”; Словарь, таблица, кроссворд, картины.
Ход урока
- Актуализация знаний.
- Ребята, давайте вспомним, где мы были на прошлом уроке?
- Да, мы путешествовали по городам средних веков. Теперь поделимся впечатлениями от увиденного и вместе пройдемся по этим городам. Но чтобы туда попасть, нужен ключ. А ключ перед вами. Кто может вспомнить значение этих слов? (Ученики объясняют значение слов, написанных на доске.)
городской совет
мэр
бургомистр
патриции
собор
ратуша
цех
- Вот сейчас мы все находимся в “городе”, но каждой в разных городах (Ученики знакомят с городом, историей возникновения). Опираясь на иллюстрации, ученики рассказывают о том, что они видят в этих городах.
- Перед нами мастерская. Сейчас ремесленник познакомит нас со своей мастерской (Кто работает, что производит, шедевр).
- Опираясь на документы, беседа о цехах мастеров-ремесленников. Показ противоречий.
- Ребята, мы познакомились с городами средних веков. Что вам понравилось?
“Городской воздух делает человека свободным”.
II. Получение новых знании, формирование умении и навыков.
- Сегодня я вас вовлеку в торговлю. Мы с вами будем торговать в разных городах и странах. Поэтому нам придется путешествовать и на корабле, и на лошади. Но чтобы сесть на корабль, вам нужно сказать крылатые выражения. (Каждый ученик говорит по одному крылатому выражению.)
Новый материал объясняется с помощью таблицы и карты по следующему плану:
- Увеличение ремесленниками производства товаров для продажи.
- (Ведется словарная работа: товар - вещи для продажи; товарное хозяйство, при котором изделия производились для продажи на рынке и обменивались при посредстве денег).
- Торговля во времена феодальной раздробленности было выгодным, но трудным и опасным делом. (“Что с возу упало, то пропало”).
- Выгодными торговыми путями на Восток овладели купцы итальянских городов – Венеции и Генуи.
- Торговля на Севере Европы. С помощью карты рассказ о Новгороде и Бирюге. Словарная работа: Ганза (в переводе значит “союз”, товарищество).
- Ученики приглашаются на шампанскую ярмарку. На ярмарке участвуют купцы, менялы (потом становятся ростовщиками), банкиры, покупатели.
Чтобы защититься от грабителей и помогать друг другу, купцы объединялись в союзы.
Ученики вместе с учителями работают по атласам.
Во время игры ученики должны почувствовать себя участниками средневековой ярмарки.
Особо обращаю внимание на появление и роль в торговле ростовщиков и банкиров.
Вывод: С развитием торговли и денежного дела в руках купцов и банкиров накапливались большие богатства.
- Работа по учебнику.
Ученики в тетрадях выполняют словарную работу.
III. Проводится беседа по закреплению изученного материала:
- европейцы с Востока привозили пряности и продавали очень дорого, их ценили на вес золота.
Как называли в насмешку в средние века очень богатого человека? (Мешок перца).
- Как назывался союз купцов? ( Ганза).
- Назовите центры торговли. ( Генуя, Венеция, Любек, Новгород).
- Ученики, хотите вернуться домой с подарками?
- Да. Волшебный ключ от подарков и домашнего задания спрятан в кроссворде.
- Один из центров торговли в Северной Европе.
- Владельцы банков.
- Союз купцов более 70 городов
- Известная ярмарка во Франции.
- Известная ярмарка на северо-востоке Франции.
6. В какие союзы объединялись купцы, чтобы защититься от грабителей.
7. Центр торговли в Поволжье (по вертикали).
Заключение: Ребята, мы закончили свое путешествие по городам средних веков. Во время нашего путешествия многие заслужили подарки. Теперь раздадим их (Комментируя, выставляются оценки).
Домашнее задание: Ребята, в каком из этих городов и торговых центров мы еще не побывали?
- В Казани.
- Правильно (Домашнее задание дается по группам).
1 группа. Как казанский купец едет в Новгород.
2 группа. Как венецианский купец на Шампанскую ярмарку.
3 группа. Как любекский купец едет в Лондон.
Задание:
- Что едет продавать?
- Как добирается?
- Какие трудности ожидают в дороге?
- Что покупает?
- Показать путь на контурной карте
Счастливого Вам пути!
Использованная литература
- Е.В. Агибалова, Г.М. Донской “История средних веков”.
- Е.В. Агибалова “Методика преподавания истории средних веков”.