Торговля и денежное дело в Европе

Разделы: История и обществознание


Цель урока

1. Знакомство учащихся с ростом торговли в средние века.

2. Заочное путешествие по центральным торговым местам, выработка умений ориентироваться по карте.

3. Воспитание любви к уроку истории; нравственное воспитание.

Тип урока: Урок- путешествие.

Оборудование: учебник для 6 класса Е.В. Агибалова, Г.М. Донской История средних веков. “Торговля в Европе XIII – XV век”; Словарь, таблица, кроссворд, картины.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним, где мы были на прошлом уроке?

- Да, мы путешествовали по городам средних веков. Теперь поделимся впечатлениями от увиденного и вместе пройдемся по этим городам. Но чтобы туда попасть, нужен ключ. А ключ перед вами. Кто может вспомнить значение этих слов? (Ученики объясняют значение слов, написанных на доске.)

городской совет

мэр

бургомистр

патриции

собор

ратуша

цех

- Вот сейчас мы все находимся в “городе”, но каждой в разных городах (Ученики знакомят с городом, историей возникновения). Опираясь на иллюстрации, ученики рассказывают о том, что они видят в этих городах.

- Перед нами мастерская. Сейчас ремесленник познакомит нас со своей мастерской (Кто работает, что производит, шедевр).

- Опираясь на документы, беседа о цехах мастеров-ремесленников. Показ противоречий.

- Ребята, мы познакомились с городами средних веков. Что вам понравилось?

“Городской воздух делает человека свободным”.

II. Получение новых знании, формирование умении и навыков.

- Сегодня я вас вовлеку в торговлю. Мы с вами будем торговать в разных городах и странах. Поэтому нам придется путешествовать и на корабле, и на лошади. Но чтобы сесть на корабль, вам нужно сказать крылатые выражения. (Каждый ученик говорит по одному крылатому выражению.)

Новый материал объясняется с помощью таблицы и карты по следующему плану:

  1. Увеличение ремесленниками производства товаров для продажи.
  2. (Ведется словарная работа: товар - вещи для продажи; товарное хозяйство, при котором изделия производились для продажи на рынке и обменивались при посредстве денег).
  3. Торговля во времена феодальной раздробленности было выгодным, но трудным и опасным делом. (“Что с возу упало, то пропало”).
  4. Чтобы защититься от грабителей и помогать друг другу, купцы объединялись в союзы.

  5. Выгодными торговыми путями на Восток овладели купцы итальянских городов – Венеции и Генуи.
  6. Торговля на Севере Европы. С помощью карты рассказ о Новгороде и Бирюге. Словарная работа: Ганза (в переводе значит “союз”, товарищество).
  7. Ученики вместе с учителями работают по атласам.

  8. Ученики приглашаются на шампанскую ярмарку. На ярмарке участвуют купцы, менялы (потом становятся ростовщиками), банкиры, покупатели.
  9. Во время игры ученики должны почувствовать себя участниками средневековой ярмарки.

Особо обращаю внимание на появление и роль в торговле ростовщиков и банкиров.

Вывод: С развитием торговли и денежного дела в руках купцов и банкиров накапливались большие богатства.

  1. Работа по учебнику.

Ученики в тетрадях выполняют словарную работу.

III. Проводится беседа по закреплению изученного материала:

- европейцы с Востока привозили пряности и продавали очень дорого, их ценили на вес золота.

Как называли в насмешку в средние века очень богатого человека? (Мешок перца).

- Как назывался союз купцов? ( Ганза).

- Назовите центры торговли. ( Генуя, Венеция, Любек, Новгород).

- Ученики, хотите вернуться домой с подарками?

- Да. Волшебный ключ от подарков и домашнего задания спрятан в кроссворде.

  1. Один из центров торговли в Северной Европе.
  2. Владельцы банков.
  3. Союз купцов более 70 городов
  4. Известная ярмарка во Франции.
  5. Известная ярмарка на северо-востоке Франции.

6. В какие союзы объединялись купцы, чтобы защититься от грабителей.

7. Центр торговли в Поволжье (по вертикали).

Заключение: Ребята, мы закончили свое путешествие по городам средних веков. Во время нашего путешествия многие заслужили подарки. Теперь раздадим их (Комментируя, выставляются оценки).

Домашнее задание: Ребята, в каком из этих городов и торговых центров мы еще не побывали?

- В Казани.

- Правильно (Домашнее задание дается по группам).

1 группа. Как казанский купец едет в Новгород.

2 группа. Как венецианский купец на Шампанскую ярмарку.

3 группа. Как любекский купец едет в Лондон.

Задание:

  1. Что едет продавать?
  2. Как добирается?
  3. Какие трудности ожидают в дороге?
  4. Что покупает?
  5. Показать путь на контурной карте

Счастливого Вам пути!

Использованная литература

  1. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской “История средних веков”.
  2. Е.В. Агибалова “Методика преподавания истории средних веков”.