Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Домашние и дикие животные"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Формирование понятий "дикие" и "домашние" животные. Расширение представлений о разнообразии домашних животных, их значении для человека.
  2. Формирование умений и навыков: сравнения, обобщения, способности делать выводы.
  3. Воспитание бережного отношения к животным и к окружающей среде.

Оборудование:

  1. 1/ 2 альбомного листа на каждого ребенка;
  2. Картинки животных (волк, лиса, медведь, коза, корова, собака, петух, лошадь и др.);
  3. Учебник “Окружающий мир” Ивченкова Г. Г., Потапова И.В.
  4. Рабочая тетрадь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Какое замечательное название урока – "Окружающий мир!" И как красив, удивителен этот мир. В нем множество загадок – только разгадывай. А вы любите разгадывать такие загадки? (Да)

Учитель: Сегодня мы вспомним об основных группах животных и об их существенных признаках. А так же узнаем, на какие группы еще можно разделить животных.

II. Эмоциональный настрой.

Учитель: Ребята, у вас на партах лежат листики, в конце урока вы должны нарисовать солнышко, если урок понравился, а тучку, если не понравился. И так начинаем!

III. Проверка домашнего задания.

Учитель: Скажите, какие группы животных вы знаете?. (Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Учитель: Я буду называть признаки животных, а вы должны определить, для какой группы они характерны.

  1. Тело покрыто голой влажной кожей. (Земноводные.)
  2. Передние конечности – крылья. (Птицы.)
  3. Имеют шесть ног. (Насекомые.)
  4. Тело покрыто шерстью (Млекопитающие.)
  5. Имеют четыре крыла. (Насекомые.)
  6. Выкармливают детенышей молоком. (Млекопитающие.)
  7. Тело покрыто чешуей. (Рыбы.)
  8. Органы передвижения плавники. (Рыбы.)
  9. Тело покрыто перьями. (Птицы.)
  10.  Органы дыхания жабры. (Рыбы.)

Учитель: А теперь закончите мое предложение (можно всем вместе):

Пескарь, окунь, плотва – это …(рыбы).

Жаба, тритон, лягушка – это …(земноводные).

Пчела, стрекоза, майский жук – это (насекомые).

Стриж, снегирь, филин – это…(птицы).

Зебра, медведь, кролик – это …(млекопитающие).

Учитель: Вы должны были дома узнать, к каким группам животных относятся дельфин и акула. (Сообщения детей.)

Дополнение учителя:

Дельфины в черном море живут стаями, в которых все – родственники, поэтому и взаимопомощь у них развита так хорошо. Они всегда помогают ослабшему дельфину держаться у поверхности, чтобы тот не захлебнулся; известны рассказы о том, как дельфины приходили на помощь тонущим людям. Скорее всего, они принимают человека за своего сородича. Во всяком случае, они никогда не ведут себя враждебно. Это не рыбы, а млекопитающие – выкармливают детенышей молоком и дышат не жабрами, а легкими. Время от времени им нужно выныривать из воды, чтобы вдохнуть воздух.

Акулы появились на земле за миллионы лет до появления первого человека. Они смогли пережить динозавров Зубы у акулы растут всю жизнь, располагаясь в пасти в несколько рядов. Обычно акула использует только несколько передних рядов, задние же зубы загнуты внутрь, и сменяют передние по мере надобности. У тигровой акулы в 5–6 рядах имеется 280 зубов. У китовой акулы насчитывается 7 тысяч, у гигантской – около 2 тысяч зубов. Эти зубы предназначены для того, что бы не дать мелкой добыче ускользнуть, когда пасть закрыта.

IV. Основная часть.

Учитель: Вы сказали, что умеете разгадывать загадки, сейчас я это проверю. Слушайте внимательно.

Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк.) (Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением волка.)

За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало…
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.) (Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением лисы.)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь.) (Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением медведя).

Учитель: Кто же это? (Животные.) Где живут эти животные? (В лесу.) Как мы их называем? (Дикие.)

– А каких еще диких животных вы знаете? (Заяц, белка, еж, кабан, лось, олень, жираф, тигр, лев, ……)

– Молодцы, очень много вы знаете диких животных! А что еще общего у всех этих животных? Кто добывает им пищу? Кто находит или строит им жилища? Кто заботится об их потомстве? (Они все делают сами).

– Да, верно, дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают сами пищу, строят жилища. Ухаживают за своим потомством. Но среди них существуют и различия. Среди млекопитающих животных есть хищники и травоядные. Хищники это волки, лисы, медведи, куницы. Они охотятся на более слабых животных. Травоядные животные питаются травой, корнями, плодами диких растений. Это зайцы, белки, олени, лоси. Еще среди разных диких животных есть те, которые делают запасы на зиму. Это всем известная белка. Запасы делает крот и многие грызуны известны тем, что собирают на зиму большие запасы – это бурундуки, мыши – полевки, хомяки. Запасы корма делают многие хищные млекопитающие, такие как соболь, лесная куница, лесной хорек, европейская норка, выдра, росомаха. А есть среди животных такие, которые уходят в спячку. Одного вы назовете точно. Кто это? (Медведь.) А так же это барсуки, сурки, ежи, тушканчики, а еще – земноводные, насекомые и пресмыкающиеся.

Физкультминутка.

Девочки и мальчики, (полуприседания с поворотом вправо-влево)
Представьте, что вы зайчики,
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки вперед – назад)
Начал заинька скакать.
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись.
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики,
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг – и ускакал.

Учитель: А теперь продолжим разгадывать загадки.

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвостик колечком. (Собака.) (Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением собаки.)

Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! (Корова.) (Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением коровы.)

С бородой, а не мужик,
С рогами, а не бык,
С пухом, а не птица,
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза.) (Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением козы.)

Всех я вовремя бужу
Хоть часов не завожу. (Петух.) (Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением петуха.)

Не мой бы труд,
Не мой бы бег,
То плохо жил бы, человек.
Но в век машины и мотора,
Боюсь, в отставке буду скоро. (Лошадь.) (Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением лошади.)

Учитель: Какие животные появились на доске? (Домашние.) Домашними животными называют тех, которых люди разводят и используют в своем хозяйстве, в отличие от диких животных они живут в специальных помещениях рядом с человеком. Человек ухаживает за домашними животными: содержит в чистоте, кормит, лечит. Домашние животные не смогут жить без помощи человека. В дикой природе они погибнут? Где живут эти животные? (В лесу.) Кто ухаживает за ними? (Человек.) Где использует их человек? (Ответы детей.)

Учитель: А каких еще домашних животных вы знаете? (Курица, кролик, индюк, баран, гуси, утки.)

Учитель: Вы умеете разгадывать загадки ! А теперь послушайте, откуда появились домашние животные. Давайте мы с вами перенесемся на несколько веков назад, к нашим предкам. Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. К их жилищу часто подходили волки. Люди стали подкармливать их. Волки становились добрее, а их детеныши привязались к человеку и остались жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Громким лаем они предупреждали об опасности. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Человек постепенно стал содержать в своем жилище все больше и больше самых разнообразных представителей животного мира (млекопитающих, птиц, насекомых) Появились домашние коровы, козы, свиньи, овцы, куры, гуси, утки. Человек заботился о прирученных животных: запасал корм, устраивал теплые жилища, лечил. Прирученные животные настолько привыкли к условиям, которые создал для них человек, что уже не могли жить без его помощи. Так появилось животноводство.

Учитель просит открыть учебники на стр. 106.

– Назовите животных, которые изображены на картинках. (Ответы детей.)

– Какие это животные? (Домашние.)

– Почему?

Прочитайте об этом, начиная с третьего абзаца, со слов “Позднее…” (Читают по абзацам.)

Беседа по прочитанному:

– Какие отрасли животноводства вы узнали? Разведение крупного рогатого скота. (Коров.)

– Разведение мелкого рогатого скота (козы, овцы).

– Свиноводство

– Коневодство.

– Птицеводство (куры, гуси).

– Рыбоводство (карп).

– Пчеловодство.

– Более подробно о животноводстве вы узнаете в старших классах или прочитаете в энциклопедиях о животных.

V. Итог урока.

Учитель:– О ком мы говорили на уроке? (О животных.)

– О каких животных? (Диких и домашних.)

– Чем отличаются дикие животные от домашних? (Дикие живут самостоятельно, а домашние с человеком, Дикие сами добывают пищу, а домашних кормит человек, Дикие сами строят жилища, а домашним жилища строит человек.)

– А теперь распределим животных по их признакам? (учащиеся прикрепляют картинки с животными к доске, разделяя их по группам – домашние и дикие)

– Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам, приблизится к пониманию языка природы, и вы воскликните: “Мир – прекрасен”! Сегодня вы все хорошо работали, за работу на уроке получили оценки…..А теперь возьмите листочки и нарисуйте солнышко, если урок понравился и тучку, если урок не понравился. И прикрепите их к доске. (Дети рисуют и прикрепляют свои рисунки на доску.)

VI. Домашнее задание.

– Чтобы продолжить наше удивительное путешествие в мир животных, запишем домашнее задание. Дома вы еще раз прочитаете в учебнике о диких и домашних животных на стр. 106–107. Ответите на вопросы №№ 1–3. Рабочая тетрадь № 118.