Сценарий литературно-музыкальной гостиной для учащихся 10-го класса на тему "Культура и искусство России середины XIX века"

Разделы: Литература


Цель: приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям, знакомство с памятниками культуры, шедеврами классического искусства.

Актовый зал оформлен в стиле XIX века. Учащиеся и учителя сидят за столами. На столах – свечи, вазы с цветами.

Звучит увертюра к опере “Руслан и Людмила” М.И. Глинки.

Входят ведущие, подходят к столам и к фортепиано, зажигают свечи, садятся за один из столов. Учащаяся 10 класса садится за фортепиано и начинает играть.

Звучит пьеса М.Б. Мусоргского “Слеза”.

Зажигается свет. Появляются ведущие.

Она:

Из вечности музыка вдруг раздалась
И в бесконечность она полилась,
И хаос она на пути захватила, -
И в бездне, как вихрь, закружились светила;

Он:

Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробужденная этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью,
Кто слышит порой эту музыку Божью,
Кто разумом светел, в ком сердце горит.
(Я. Полонский)

Она: Добрый вечер, уважаемые гости!

Он: Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в литературной гостиной, посвященной русской культуре и искусству середины XIX века.

Она: Сегодня мы вспомним известные стихотворения поэтов, послушаем замечательные пьесы и романсы русских композиторов и побываем на балу, в галерее картин художников-передвижников, в театре Островского.

Он: Итак, мы начинаем.

Звучит вальс из струнной серенады П.И. Чайковского.

Она:

Пылает тысячью огней
Обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей;
Гул танца с гулом разговоров.

Он:

Кружатся дамы молодые,
Не чувствуют себя самих;
Драгими камнями у них
Горят уборы головные…

Она:

Меж тем и в лентах и в звездах,
Порою с картами в руках,
Выходят важные бояры,
Встав из-за ломберных столов,
Взглянуть на мчащиеся пары
Под гул порывистых смычков.
(Е. Боратынский “Бал”)

Он: Бал – совершенно особенное событие в жизни человека XIX века. К балу тщательно готовились, ведь это целый спектакль, который при строгой построенности допускает массу неожиданных вариантов, и чем дальше длится это волшебное время, тем больше свободы.

Она: Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой. Когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные ехали с дочерьми на “ярмарку невест”.

Он: Бал открывался полонезом. После него исполнялся вальс, затем звучали мазурки, кадрили, польки. Завершал бал котильон.

Она: Самым очаровательным танцем был вальс. Вот как писал о нем А.С. Пушкин:

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.
(“Евгений Онегин” Гл-5, XLI)

Звучит “Вальс-фантазия” М.И. Глинки. Учащиеся исполняют танец.

Он: Замечательные вальсы писал Петр Ильич Чайковсковский. Они звучат в его 5-ой и 6-ой симфониях, в опере “Евгений Онегин”, в балетах “Спящая красавица” и “Щелкунчик”, в “Серенаде для струнного оркестра”, в фортепианном цикле “Времена года”.

Она: В ритме вальса написан и замечательный романс на слова А. Толстого “Средь шумного бала”.

Звучит романс П.И. Чайковского на слова А.Толстого “Средь шумного бала”.

Он: Любимым развлечением молодежи на балах были “фанты”. Давайте и мы поиграем в эту игру.

Она: Собираем фанты от каждого стола.

Ведущий отворачивается, а ведущая показывает один из фантов.

Она: Что сделать этому фанту?

Задания для игры в фанты.

  1. Прочитать наизусть любимое стихотворение Тютчева.
  2. Показать без слов “Я пришел к тебе с приветом…”
  3. Сочинить стихотворение с рифмой:
    ___________розы
    ___________слезы
    ___________страсть
    ___________украсть
  4. Сочинить эпиграмму на одноклассника.
  5. Написать пожелание в альбом светской красавице
  6. Показать, как в 19 веке кавалеры приглашали на танец дам.
  7. Назвать поэта, на чьи стихи написаны романсы.

Звучат отрывки романсов “Я встретил Вас…” (Ф.И. Тютчев), “На заре ты ее не буди…” (А.А. Фет), “Утро туманное” (И.С. Тургенев).

Она: Классический русский романс сформировался в творчестве таких великих композиторов, как Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский, Рахманинов.

Он: Середина XIX века – время расцвета русской национальной музыки. В Петербурге возникает музыкальный кружок, во главе которого стал молодой, разносторонне образованный композитор М.А.Балакирев.

Она: В кружок вошли Мусоргский и Кюи, Римский – Корсаков и Бородин. Все они страстно любили музыку и стали известнейшими композиторами. В историю русской музыкальной культуры балакиревский кружок вошел как “Могучая кучка” композиторов. Они считали себя преемниками Даргомыжского и Глинки.

Он: Послушайте знаменитый “Прощальный вальс” М.И. Глинки

Звучит “Прощальная песня” М.И. Глинки в исполнении учащейся 10 класса.

Она: Не менее гениальной, чем музыка, была живопись второй половины XIX века. Русское искусство прославили художники-передвижники, которые входили в Товарищество передвижных художественных выставок.

Он: Сама идея передвижных выставок сводилась к тому, чтобы “вывести искусство из замкнутых теремов, в которых оно было достоянием немногих, и сделать его достоянием всех”. Так считал художник Ярошенко.

Она: Пейзажными полотнами XIX века нельзя не восхищаться. Художники вместе с поэтами и композиторами создавали гимны величественной русской природе.

Ученица читает стихотворение Ф.И. Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” А.А. Фета “Учись у них – у дуба, у березы”. В это время демонстрируются слайды с репродукций картин Саврасова “Грачи прилетели”, “Ранняя весна. Половодье”, “Проселок”; Шишкина “Сосны, освещенные солнцем”, “Рожь”, “Дождь в дубовом лесу”, “Сосновый бор”; Куинджи “Березовая роща”, “Ночь на Днепре”; Волкова “Октябрь”; Левитана “Золотая осень”, “Над вечным покоем”; Каменева “Зимняя дорога”.

Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года”.

Он: Передвижники создали глубоко самобытную, тесно связанную с жизнью народа живопись.

Она: Любимым поэтом молодых художников, оказавшим огромное влияние на их творчество, был Николай Алексеевич Некрасов.

Он: Смотришь на картины Репина, Савицкого, Перова и невольно вспоминаешь строки Н.А. Некрасова.

Звучат стихотворения и поэмы Некрасова в исполнении учащихся 10 класса, одновременно демонстрируются слайды.

  1. “На Волге” -И.Репин “Бурлаки на Волге”
  2. “Железная дорога”(отрывок) – К.Савицкий “Ремонтные работы на железной дороге”
  3. “Мороз – красный нос” (отрывок) – В.Перов “Проводы покойника”

Она: Художники середины XIX века создали огромное количество портретов своих современников. Благодаря им мы можем увидеть, какими были писатели Ф.М. Достоевский, (демонстрируется слайд с репродукцией картины В.Перова “Портрет Ф.М. Достоевского”), Л.Н. Толстой (И.Крамского), Н.А. Некрасов (И.Крамского), А.Н. Островский (В.Перов “Портрет А.Н. Островского).

Он: Александр Николаевич Островский стал основоположником русского национального театра, который Иван Александрович Гончаров по праву назвал “Театром Островского”.

Она: Драматург создал около 50 пьес, большинство из которых до сих пор идет на сценах театров мира. Многие актеры своим подлинным творческим рождением обязаны А.Н.Островскому.

Встреча с его драматургией нередко определяла судьбу артиста.

Он: Так произошло с Александром Мартыновым, звездной ролью которого стала роль Тихона в “Грозе”. Ольга Осиповна Садовская исполняла в пьесах Островского иногда сразу по 2-3 роли, а лучшей ролью Пелагеи Стрепетовой, портрет которой создал И.Г. Репин (демонстрируется слайд), стала роль Катерины.

Она: Со страниц пьесы-сказки Островского пришла любимая героиня детских новогодних праздников – Снегурочка. (Слайд.)

Он: А драма “Бесприданница” дважды была экранизирована и запомнилась удивительными романсами.

Ведущие уходят. Появляются действующие лица инсценировки. Вожеватов и Кнуров садятся на диван. Паратов стоит возле трибунки с вазой и цветами.

Вожеватов. Робинзон!

Входит Робинзон.

Робинзон. Что тебе?

Вожеватов (тихо). Хочешь ехать в Париж?

Робинзон. Как в Париж, когда?

Вожеватов. Сегодня вечером.

Робинзон. А мы за волгу сбирались.

Вожеватов. Как хочешь; поезжай за Волгу, а я в Париж.

Робинзон. Да ведь у меня паспорта нет.

Вожеватов. Это уж мое дело.

Робинзон. Я пожалуй.

Вожеватов. Так отсюда мы поедем вместе; я тебя завезу домой к себе; там и жди меня, отдохни, усни. Мне нужно заехать по делам места в два.

Робинзон. А интересно бы цыган послушать.

Вожеватов. А еще артист! Стыдись! Цыганские песни, ведь это невежество. То ли дело итальянская опера или оперетка веселенькая! Вот что тебе надо слушать. Чай, сам играл!

Робинзон. Еще бы! Я в “Птичках певчих” играл.

Вожеватов. Кого?

Робинзон. Нотариуса.

Вожеватов. Ну, как же такому артисту да в Париже не побывать! После Парижа тебе какая цена-то будет!

Робинзон. Руку!

Вожеватов. Едешь?

Робинзон. Еду!

Вожеватов. (Паратову). Как он тут пел из “Роберта”. Что за голос!

Паратов. А вот мы с ним в Нижнем на ярмарке дел наделаем.

Робинзон. Еще поеду ли я, спросить надо

Паратов. Что так?

Робинзон. Невежества я и без ярмарки довольно вижу.

Паратов. Ого, как он поговаривать начал!

Робинзон. Нынче образованные люди в Европу ездят, а не по ярмаркам шатаются.

Паратов. Какие же государства и какие города Европы вы осчастливить хотите?

Робинзон. Конечно, Париж, я уж туда давно собираюсь.

Вожеватов. Мы с ним сегодня вечером едем.

Паратов. А, вот что! Счастливого пути! В Париж тебе действительно надо ехать. Там только тебя и недоставало. А где же хозяин?

Робинзон. Он там, он говорил, что сюрприз нам готовит.

Входят справа Огудалова и Лариса, слева Карандышев.

Паратов (Ларисе). Что вы нас покинули?

Лариса. Мне что-то нездоровится.

Паратов. А мы сейчас с вашим женихом брудершафт выпили. Теперь уж друзья навек.

Лариса. Благодарю вас. (Жмет руку Паратову.)

Карандышев (Паратову). Серж!

Паратов (Ларисе). Вот видите, какая короткость! (Караидышеву.) Что тебе?

Карандышев. Тебя кто-то спрашивает.

Паратов. Кто там?

Вожеватов. Цыган Илья.

Паратов. Так зови его сюда.

Господа, извините, что я приглашаю Илью в наше общество. Это мой лучший друг. Где принимают меня, там должны принимать и моих друзей. Это мое правило.

Вожеватов (тихо, Ларисе). Я новую песенку знаю.

Лариса. Хорошая?

Вожеватов. Бесподобная! “Веревьюшки веревыо, на барышне башмачки”.

Лариса. Это забавно.

Вожеватов. Я вас выучу.

Входит И л ь я с гитарой.

Паратов (Ларисе). Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить вас осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал, да, верно, и не услышу уж более.

Кнуров. Позвольте и мне повторить ту же просьбу!

Карандышев. Нельзя, господа, нельзя. Лариса Дмитриевна не станет петь.

Паратов. Да почем ты знаешь, что не станет? А может быть, и станет.

Лариса. Извините, господа, я и не расположена сегодня и не в голосе.

Кнуров. Что-нибудь, что вам угодно!

Карандышев. Уж коли я говорю, что не станет, так не станет.

Паратов. А вот посмотрим. Мы попросим хорошенько, на колени станем.

Вожеватов. Это я сейчас, я человек гибкий.

Карандышев. Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю!

Огудалова. Что вы! Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь еще погодите запрещать, рано.

Карандышев. Нет, нет! я положительно запрещаю.

Лариса. Вы запрещаете? так я буду петь, господа.

Карандышев, надувшись, отходит в угол и садится.

Паратов. Илья!

Илья. Что будем петь, барышня?

Лариса. Романс

Илья (подстраивая гитару). Вот третий голос надо! Ах, беда! Какой тенор был! От своей от глупости. (Поют в два голоса.)

Я словно бабочка к огню
Стремилась так неодолимо
В Любовь, волшебную страну,
Где назовут меня любимой...
Где бесподобен день любой,
Где не страшилась я б ненастья.
Прекрасная страна – Любовь,
Страна Любовь
Ведь только в ней бывает счастье.
Пришли иные времена, –
Тебя то нет, то лжешь не морщась.
Я поняла Любовь – страна,
Где каждый человек-притворщик...
Моя беда, а не вина,
Что я наивности образчик.
Любовь – обманная страна,
Обманная страна
И каждый житель в ней обманщик
Зачем я плачу пред тобой
И улыбаюсь так некстати.
Неверная страна – Любовь,
Там каждый человек предатель.
Но снова прорастет трава
Сквозь все преграды и напасти
Любовь-весенняя страна
Ведь только в ней бывает счастье

Все различным образом выражают восторг. Паратов сидит, запустив руки в волоса. Ко второму куплету слегка пристает Робинзон.

Она: Наш вечер подходит к концу. Мы благодарим вас за внимание и приглашаем на чашечку чая.

Он: До новых встреч.

Звучат мелодии русских композиторов XIX века