Цель: приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям, знакомство с памятниками культуры, шедеврами классического искусства.
Актовый зал оформлен в стиле XIX века. Учащиеся и учителя сидят за столами. На столах – свечи, вазы с цветами.
Звучит увертюра к опере “Руслан и Людмила” М.И. Глинки.
Входят ведущие, подходят к столам и к фортепиано, зажигают свечи, садятся за один из столов. Учащаяся 10 класса садится за фортепиано и начинает играть.
Звучит пьеса М.Б. Мусоргского “Слеза”.
Зажигается свет. Появляются ведущие.
Она:
Из вечности музыка вдруг раздалась
И в бесконечность она полилась,
И хаос она на пути захватила, -
И в бездне, как вихрь, закружились светила;
Он:
Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробужденная этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью,
Кто слышит порой эту музыку Божью,
Кто разумом светел, в ком сердце горит.
(Я. Полонский)
Она: Добрый вечер, уважаемые гости!
Он: Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в литературной гостиной, посвященной русской культуре и искусству середины XIX века.
Она: Сегодня мы вспомним известные стихотворения поэтов, послушаем замечательные пьесы и романсы русских композиторов и побываем на балу, в галерее картин художников-передвижников, в театре Островского.
Он: Итак, мы начинаем.
Звучит вальс из струнной серенады П.И. Чайковского.
Она:
Пылает тысячью огней
Обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей;
Гул танца с гулом разговоров.
Он:
Кружатся дамы молодые,
Не чувствуют себя самих;
Драгими камнями у них
Горят уборы головные…
Она:
Меж тем и в лентах и в звездах,
Порою с картами в руках,
Выходят важные бояры,
Встав из-за ломберных столов,
Взглянуть на мчащиеся пары
Под гул порывистых смычков.
(Е. Боратынский “Бал”)
Он: Бал – совершенно особенное событие в жизни человека XIX века. К балу тщательно готовились, ведь это целый спектакль, который при строгой построенности допускает массу неожиданных вариантов, и чем дальше длится это волшебное время, тем больше свободы.
Она: Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой. Когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные ехали с дочерьми на “ярмарку невест”.
Он: Бал открывался полонезом. После него исполнялся вальс, затем звучали мазурки, кадрили, польки. Завершал бал котильон.
Она: Самым очаровательным танцем был вальс. Вот как писал о нем А.С. Пушкин:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.
(“Евгений Онегин” Гл-5, XLI)
Звучит “Вальс-фантазия” М.И. Глинки. Учащиеся исполняют танец.
Он: Замечательные вальсы писал Петр Ильич Чайковсковский. Они звучат в его 5-ой и 6-ой симфониях, в опере “Евгений Онегин”, в балетах “Спящая красавица” и “Щелкунчик”, в “Серенаде для струнного оркестра”, в фортепианном цикле “Времена года”.
Она: В ритме вальса написан и замечательный романс на слова А. Толстого “Средь шумного бала”.
Звучит романс П.И. Чайковского на слова А.Толстого “Средь шумного бала”.
Он: Любимым развлечением молодежи на балах были “фанты”. Давайте и мы поиграем в эту игру.
Она: Собираем фанты от каждого стола.
Ведущий отворачивается, а ведущая показывает один из фантов.
Она: Что сделать этому фанту?
Задания для игры в фанты.
- Прочитать наизусть любимое стихотворение Тютчева.
- Показать без слов “Я пришел к тебе с приветом…”
- Сочинить стихотворение с рифмой:
___________розы
___________слезы
___________страсть
___________украсть - Сочинить эпиграмму на одноклассника.
- Написать пожелание в альбом светской красавице
- Показать, как в 19 веке кавалеры приглашали на танец дам.
- Назвать поэта, на чьи стихи написаны романсы.
Звучат отрывки романсов “Я встретил Вас…” (Ф.И. Тютчев), “На заре ты ее не буди…” (А.А. Фет), “Утро туманное” (И.С. Тургенев).
Она: Классический русский романс сформировался в творчестве таких великих композиторов, как Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский, Рахманинов.
Он: Середина XIX века – время расцвета русской национальной музыки. В Петербурге возникает музыкальный кружок, во главе которого стал молодой, разносторонне образованный композитор М.А.Балакирев.
Она: В кружок вошли Мусоргский и Кюи, Римский – Корсаков и Бородин. Все они страстно любили музыку и стали известнейшими композиторами. В историю русской музыкальной культуры балакиревский кружок вошел как “Могучая кучка” композиторов. Они считали себя преемниками Даргомыжского и Глинки.
Он: Послушайте знаменитый “Прощальный вальс” М.И. Глинки
Звучит “Прощальная песня” М.И. Глинки в исполнении учащейся 10 класса.
Она: Не менее гениальной, чем музыка, была живопись второй половины XIX века. Русское искусство прославили художники-передвижники, которые входили в Товарищество передвижных художественных выставок.
Он: Сама идея передвижных выставок сводилась к тому, чтобы “вывести искусство из замкнутых теремов, в которых оно было достоянием немногих, и сделать его достоянием всех”. Так считал художник Ярошенко.
Она: Пейзажными полотнами XIX века нельзя не восхищаться. Художники вместе с поэтами и композиторами создавали гимны величественной русской природе.
Ученица читает стихотворение Ф.И. Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” А.А. Фета “Учись у них – у дуба, у березы”. В это время демонстрируются слайды с репродукций картин Саврасова “Грачи прилетели”, “Ранняя весна. Половодье”, “Проселок”; Шишкина “Сосны, освещенные солнцем”, “Рожь”, “Дождь в дубовом лесу”, “Сосновый бор”; Куинджи “Березовая роща”, “Ночь на Днепре”; Волкова “Октябрь”; Левитана “Золотая осень”, “Над вечным покоем”; Каменева “Зимняя дорога”.
Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года”.
Он: Передвижники создали глубоко самобытную, тесно связанную с жизнью народа живопись.
Она: Любимым поэтом молодых художников, оказавшим огромное влияние на их творчество, был Николай Алексеевич Некрасов.
Он: Смотришь на картины Репина, Савицкого, Перова и невольно вспоминаешь строки Н.А. Некрасова.
Звучат стихотворения и поэмы Некрасова в исполнении учащихся 10 класса, одновременно демонстрируются слайды.
- “На Волге” -И.Репин “Бурлаки на Волге”
- “Железная дорога”(отрывок) – К.Савицкий “Ремонтные работы на железной дороге”
- “Мороз – красный нос” (отрывок) – В.Перов “Проводы покойника”
Она: Художники середины XIX века создали огромное количество портретов своих современников. Благодаря им мы можем увидеть, какими были писатели Ф.М. Достоевский, (демонстрируется слайд с репродукцией картины В.Перова “Портрет Ф.М. Достоевского”), Л.Н. Толстой (И.Крамского), Н.А. Некрасов (И.Крамского), А.Н. Островский (В.Перов “Портрет А.Н. Островского).
Он: Александр Николаевич Островский стал основоположником русского национального театра, который Иван Александрович Гончаров по праву назвал “Театром Островского”.
Она: Драматург создал около 50 пьес, большинство из которых до сих пор идет на сценах театров мира. Многие актеры своим подлинным творческим рождением обязаны А.Н.Островскому.
Встреча с его драматургией нередко определяла судьбу артиста.
Он: Так произошло с Александром Мартыновым, звездной ролью которого стала роль Тихона в “Грозе”. Ольга Осиповна Садовская исполняла в пьесах Островского иногда сразу по 2-3 роли, а лучшей ролью Пелагеи Стрепетовой, портрет которой создал И.Г. Репин (демонстрируется слайд), стала роль Катерины.
Она: Со страниц пьесы-сказки Островского пришла любимая героиня детских новогодних праздников – Снегурочка. (Слайд.)
Он: А драма “Бесприданница” дважды была экранизирована и запомнилась удивительными романсами.
Ведущие уходят. Появляются действующие лица инсценировки. Вожеватов и Кнуров садятся на диван. Паратов стоит возле трибунки с вазой и цветами.
Вожеватов. Робинзон!
Входит Робинзон.
Робинзон. Что тебе?
Вожеватов (тихо). Хочешь ехать в Париж?
Робинзон. Как в Париж, когда?
Вожеватов. Сегодня вечером.
Робинзон. А мы за волгу сбирались.
Вожеватов. Как хочешь; поезжай за Волгу, а я в Париж.
Робинзон. Да ведь у меня паспорта нет.
Вожеватов. Это уж мое дело.
Робинзон. Я пожалуй.
Вожеватов. Так отсюда мы поедем вместе; я тебя завезу домой к себе; там и жди меня, отдохни, усни. Мне нужно заехать по делам места в два.
Робинзон. А интересно бы цыган послушать.
Вожеватов. А еще артист! Стыдись! Цыганские песни, ведь это невежество. То ли дело итальянская опера или оперетка веселенькая! Вот что тебе надо слушать. Чай, сам играл!
Робинзон. Еще бы! Я в “Птичках певчих” играл.
Вожеватов. Кого?
Робинзон. Нотариуса.
Вожеватов. Ну, как же такому артисту да в Париже не побывать! После Парижа тебе какая цена-то будет!
Робинзон. Руку!
Вожеватов. Едешь?
Робинзон. Еду!
Вожеватов. (Паратову). Как он тут пел из “Роберта”. Что за голос!
Паратов. А вот мы с ним в Нижнем на ярмарке дел наделаем.
Робинзон. Еще поеду ли я, спросить надо
Паратов. Что так?
Робинзон. Невежества я и без ярмарки довольно вижу.
Паратов. Ого, как он поговаривать начал!
Робинзон. Нынче образованные люди в Европу ездят, а не по ярмаркам шатаются.
Паратов. Какие же государства и какие города Европы вы осчастливить хотите?
Робинзон. Конечно, Париж, я уж туда давно собираюсь.
Вожеватов. Мы с ним сегодня вечером едем.
Паратов. А, вот что! Счастливого пути! В Париж тебе действительно надо ехать. Там только тебя и недоставало. А где же хозяин?
Робинзон. Он там, он говорил, что сюрприз нам готовит.
Входят справа Огудалова и Лариса, слева Карандышев.
Паратов (Ларисе). Что вы нас покинули?
Лариса. Мне что-то нездоровится.
Паратов. А мы сейчас с вашим женихом брудершафт выпили. Теперь уж друзья навек.
Лариса. Благодарю вас. (Жмет руку Паратову.)
Карандышев (Паратову). Серж!
Паратов (Ларисе). Вот видите, какая короткость! (Караидышеву.) Что тебе?
Карандышев. Тебя кто-то спрашивает.
Паратов. Кто там?
Вожеватов. Цыган Илья.
Паратов. Так зови его сюда.
Господа, извините, что я приглашаю Илью в наше общество. Это мой лучший друг. Где принимают меня, там должны принимать и моих друзей. Это мое правило.
Вожеватов (тихо, Ларисе). Я новую песенку знаю.
Лариса. Хорошая?
Вожеватов. Бесподобная! “Веревьюшки веревыо, на барышне башмачки”.
Лариса. Это забавно.
Вожеватов. Я вас выучу.
Входит И л ь я с гитарой.
Паратов (Ларисе). Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить вас осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал, да, верно, и не услышу уж более.
Кнуров. Позвольте и мне повторить ту же просьбу!
Карандышев. Нельзя, господа, нельзя. Лариса Дмитриевна не станет петь.
Паратов. Да почем ты знаешь, что не станет? А может быть, и станет.
Лариса. Извините, господа, я и не расположена сегодня и не в голосе.
Кнуров. Что-нибудь, что вам угодно!
Карандышев. Уж коли я говорю, что не станет, так не станет.
Паратов. А вот посмотрим. Мы попросим хорошенько, на колени станем.
Вожеватов. Это я сейчас, я человек гибкий.
Карандышев. Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю!
Огудалова. Что вы! Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь еще погодите запрещать, рано.
Карандышев. Нет, нет! я положительно запрещаю.
Лариса. Вы запрещаете? так я буду петь, господа.
Карандышев, надувшись, отходит в угол и садится.
Паратов. Илья!
Илья. Что будем петь, барышня?
Лариса. Романс
Илья (подстраивая гитару). Вот третий голос надо! Ах, беда! Какой тенор был! От своей от глупости. (Поют в два голоса.)
Я словно бабочка к огню
Стремилась так неодолимо
В Любовь, волшебную страну,
Где назовут меня любимой...
Где бесподобен день любой,
Где не страшилась я б ненастья.
Прекрасная страна – Любовь,
Страна Любовь
Ведь только в ней бывает счастье.
Пришли иные времена, –
Тебя то нет, то лжешь не морщась.
Я поняла Любовь – страна,
Где каждый человек-притворщик...
Моя беда, а не вина,
Что я наивности образчик.
Любовь – обманная страна,
Обманная страна
И каждый житель в ней обманщик
Зачем я плачу пред тобой
И улыбаюсь так некстати.
Неверная страна – Любовь,
Там каждый человек предатель.
Но снова прорастет трава
Сквозь все преграды и напасти
Любовь-весенняя страна
Ведь только в ней бывает счастье
Все различным образом выражают восторг. Паратов сидит, запустив руки в волоса. Ко второму куплету слегка пристает Робинзон.
Она: Наш вечер подходит к концу. Мы благодарим вас за внимание и приглашаем на чашечку чая.
Он: До новых встреч.
Звучат мелодии русских композиторов XIX века