Цель урока: формирование толерантного отношения к окружающим
Задачи:
- способствовать воспитанию чувства сострадания и любви к ближнему , становлению духовного мира личности;
- вникнуть в суть проблем современного общества посредством общения с талантливым писателем и его творением;
- познакомиться с понятием “психологический пейзаж”;
- научиться пользоваться литературным опытом для познания мира окружающих проблем.
Оборудование: портрет писателя , план-характеристика героя, высказывания великих о нравственности , рабочие тетради по литературе.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, самые замечательные ребята на всем белом свете!
Сегодня я хочу Вас пригласить принять участие в работе необычной научной экспедиции, изучающей мир человеческих взаимоотношений на примере рассказа А.П. Платонова “ Юшка”.
2. Определение целей урока.
“ Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться…” Так говорит один из героев рассказа. Как часто мы бросаем подобные речи в лицо людям, не похожим на нас , уничтожаем взглядом, словом, делом…
Платонов выбрал для своего героя тернистый путь страданий в его поисках правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа.
3. Работа над семантикой экспрессивной лексики.
Мы уже встречались на уроках литературы с произведениями А.П. Платонова и знаем: читать из не очень просто, так как они требуют большой работы ума и сердца, поэтому нам важно вспомнить значение слов, передающих различные состояния , чувства человека. Откроем рабочую тетрадь Коровиной на стр. 18. Давайте объясним лексическое значение этих слов. (Ребята работают в тетрадях, затем следует коллективная проверка задания)
Сила слов неоспорима , поэтому именно им мы позволяем играть нашими чувствами, страстями.
4. Творческая разминка.
Уважаемые исследователи! Давайте вспомним , о чем идет речь в рассказе “ Юшка”, обратимся к сюжету произведения.
Кто главный герой повествования? Что мы узнаем о нем из текста?
Творческая разминка закончена.
5. Открываем творческую лабораторию ! (Подготовка работы в группах)
Разделимся на экспериментальные группы.
1-я группа, воспользовавшись текстом , составляет литературный портрет главного героя.
2-я группа , обращаясь к рассказу, повествует о взаимоотношениях Юшки со взрослыми и детьми.
3-я группа составляет цитатный план, прослеживающий нравственное взросление героя.
Но так как мы люди новые в области науки, нам необходимо назначить консультантов. Кто желает принять такую высокую должность? (Назначение консультантов.)
Вам , консультанты, необходимо осветить следующие понятия: цитатный план, нравственность, литературный портрет.
Предоставляем слово консультантам.
Пока идет работа в группах учитель с консультантами выполняют индивидуальное задание.
6. Сотворчество учителя и консультантов.
Консультанты помогают осуществить интересную затею (три человека готовят инсценировку по рассказу, учитель раздает слова, дает необходимые рекомендации ).
7. Группы отчитываются о результатах эксперимента.
- Литературный портрет героя.
- Взаимоотношения Юшки с окружающими.
- Цитатный план духовного становления персонажа
8. Определение места персонажа в системе образов.
Подведение итогов работы по группам, пользуясь планом – характеристикой героя.
(План представлен на доске.)
9. Опережающее задание перед инсценировкой.
Каждый труд требует благодарного отдыха! Я приглашаю Вас в театр, а заодно прошу посмотреть, какие нравственные нормы нарушают герои, какого чувства они лишены.
10. Инсценировка.
11. Ответы детей на заданные перед инсценировкой вопросы.
Каким должен быть человек, живя среди равных себе? (Вопрос в качестве вывода.)
12. Эволюция образов в процессе повествования. Идейная нагрузка финала.
Часто жизненные испытания ставят нас выше хотя бы на одну нравственную ступень.
Как вы считаете, изменились ли герои после происшедшей трагедии? Если да, то как?
Почему именно такой финал? Какой выход видит сам автор?
13. Введение термина “ психологический пейзаж”
(Звучит “Лунная соната” Бетховина, учитель читает описание природы под музыку.)
Мы стали свидетелями создания психологического пейзажа , автор раскрывает духовную сущность героя, показывая путь к истине через гармонию с природой.
14. Связь с современностью.
Почему , по-вашему, программа по литературе предусматривает изучение этого произведения? Какие проблемы, освещенные в этом рассказе , ставит перед нами жизнь?
Мы вновь и вновь возвращаемся к духовному миру современника.
На ум приходят слова Невия “ Каждому человеку его судьбу создают собственные нравы”
Так давайте же , обогащая мир души, будем строить свою жизнь на благо ближнего , любя человека, испытывая чувство сострадания, желание пожертвовать личным ради счастья другого человека.
15. Объявление домашнего задания. Выставление оценок.
Дома я попрошу вас написать небольшую творческую работу на тему “ Имеют ли право на существование люди, подобные Юшке? Кому и зачем они нужны?”
Выставляются оценки. Выражается благодарность участникам необычной экспедиции.
16.Творческое напутствие детям.
Милый, славный, добрый друг!
В мире много есть наук.
Нам их надо все познать,
Чтобы человеком стать!
Выбор сложный предстоит ,
Что важней, определит
Сердце чуткое в груди ,
С ним сквозь тернии иди.
Человека возлюби!
Благо ближнему дари!
Честь, достоинство и вера –
Вот земных желаний мера.