Интегрированный урок литературного чтения и русского языка во 2-м классе по теме "Весна идет!"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. закрепить знания о главных членах предложения, нахождение грамматической основы предложения;
  2. закрепить признаки подлежащего и сказуемого;
  3. сформировать навыки нахождения грамматического центра предложения;
  4. развитие речи, грамматической зоркости, памяти, воображения, умения работать в паре, группе;
  5. работать над выразительностью и техникой чтения произведений;
  6. прививать учащимся любовь к природе, к весенним пейзажам;
  7. учить понимать музыку, “видеть” в ней картины природы, художественные образа.
  8. развитие умения работать в паре, группе;

Оборудование: телевизор, проигрыватель, диск “Голоса птиц”, предметные картинки птиц, березы, карточки в виде цветовцветы голубого и желтого цвета с заданиями – тестами, лесная лужайка, карточки со словами для составления предложения, со знаками препинания, костюм весны, подснежника и одуванчика, выставка детских рисунков о весне, плакаты с эпиграфами к уроку, карточки со знаками препинания.

Методы работы: работа в парах, работа в группах, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, дифференциация заданий, прием олицетворения, использование жестов и мимики в изображении подснежника, комментированное письмо.

Средства обучения: таблицы, опорные схемы, индивидуальные карточки, тесты.

Ход урока

1. Организационный момент:

– Мы рады приветствовать всех присутствующих сегодня в нашем классе на открытом уроке. Повернитесь, ребята, к гостям и поприветствуйте их.

– Сегодня мы работаем под девизом:

“ Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!”

– Как вы понимаете смысл этих слов?

– Прочитайте эпиграф к уроку и объясните его смысл.

Священное уменье говорить,
Произносить слова и строить фразу.
Как просто это: стоит рот открыть
И чудо слова возникает сразу.
Е.Винокур

– Как вы думаете, приятно слушать людям речь невнятную, отрывистую, состоящую только из главных членов предложения?

– Чтобы научиться говорить так, чтобы речь звучала связно, понятно нужно много читать и беседовать с другими людьми на разные темы, А так же учить и хорошо знать русский язык.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок, более объемный и сложный, чем всегда. Мы проводим урок русского языка с элементами урока литературного чтения, которые связаны одной общей темой. Такой урок называется интегрированным .

– Тему урока вы сможете назвать сами, если отгадаете о чем это стихотворение:

Пришла, улыбнулась,
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады.
Взревев, за работу
Взялись трактора.
А птицы запели:
“Вить гнезда пора!”

– Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна.

Недаром поэты называют весну “утром года”.

– Придумайте о весне нераспространенное предложение. (Весна идет. Весна приближается. Весна наступает.)

– Да, правильно составили предложение.

Тема нашего урока “Весна наступает”.

– Сегодня мы будем говорить о весне, о ее особенностях, будем составлять и писать предложения о весне, находить в них главные члены, закреплять умение находить ГЧП, работать с литературными произведениями о весне, закреплять изученные орфограммы.

2. Наблюдение над интонацией.

– Посмотрите внимательно, на доске после темы урока нет никакого знака препинания.

– Давайте поупражняемся в выразительном чтении и попробуем с разной интонацией прочитать это предложение.

Весна наступает.

– Как произнесет эти слова человек, которому безразличен приход весны?

– Как произнесет тот, кому не нравится приход весны?

– Какой знак препинания мы поставим в конце этого предложения, прочитанного с такой интонацией?

– Как об этом сказала бы старуха-зима?

– А как скажет медведь-лежебока, который уже проснулся в своей берлоге, но еще не вылез из нее и не верит, что весна наступает?

– Какой знак мы поставим в конце предложений, произнесенных с такой интонацией?

– А как произнесете эту фразу вы, дети, соскучившиеся по весенней капели, яркому солнышку, синему небу, по первым весенним цветам?

– Какой знак мы поставим в конце такого предложения?

– Итак, в конце одного и того же предложения можно поставить разные знаки, в зависимости от того, с какой интонацией мы его произнесем.

– А какой, ребята, знак вы хотите, чтобы я оставила? Почему?

3. Упражнение в определении ГЧП.

– Сегодня мы на уроке будем упражняться в нахождении в предложении главных слов, центра предложения.

– Ребята, а что означает слово центр?

  • центр – срединная и главная часть: центр города,
  • важный пункт чего-нибудь: торговый центр,
  • ведущее учреждение: центр управления полетом.

– Оказывается такой центр (главная часть) есть и в нашем предложении.

– Найдите центр предложения. (Весна наступает.).

– Грамматический центр – это маленькое предложение. По – другому это грамматическая основа или ГЧП.

– Какое это предложение, если оно состоит только из главных членов?

– Кроме главных членов какие еще бывают члены предложения?

– Давайте дополним это предложение второстепенными членами и запишем его в тетради.

– В каком месяце наступает весна?

– Мы все ее долго ждем, радуемся ее приходу. Значит, какая она? (долгожданная, радостная).

В марте наступает долгожданная радостная весна.

– Запишем это предложение с комментированием.

– Найдите главные члены предложения.

– Какое это предложение?

– Какое предложение более точно, понятно и полно раскрывает смысл происходящего события?

– Хорошо, ребята. Мы с вами вспомнили определение грамматического центра предложения, составили распространенное предложение о весне… (Стук в дверь.)

– Ой, а кто это к нам стучится?

(В класс входит девочка в костюме “Весны”, две девочки в костюмах цветов – “подснежника” и “одуванчика”.)

– Здравствуйте, дорогие ребята! Я слышу, что вы здесь упоминаете о весне. Вот я и пришла к вам в гости. (Читает стихотворение Г. Ладонщикова “Весна”)

Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня. 
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают , звеня…
Улеглись в полях метели
В свои белые постели.
И весна идет повсюду
Гонит зиму со двора.

– Но я пришла к вам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они? (Включается грамзапись с голосами птиц.)

– Кто же это мои верные пернатые друзья?

– Правильно, это птицы. Они вернулись к нам из теплых стран и радуют своим пением.

– Да, ребята, и на протяжении всего урока у нас будут петь птицы, и урок наш будет проходить как бы на лесной полянке и нам будут слышны все звуки весеннего леса.

– А что это за два прекрасных цветка, которые находятся около меня? Назовите их.

(Девочка “подснежник” читает стих.)

По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.

– Это подснежник.

– Правильно, это первый весенний цветок – нежный подснежник.

(Девочка “одуванчик” читает свое стихотворение.)

А я цветочек желтенький
С зеленым стебельком.
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком.

– Это одуванчик.

– Опять правильно угадали. Это одуванчик, тоже один из первых весенних цветов.

– Вот сколько у меня друзей: и в лесу, и в поле, и на лугах, и на реках, в городах и селах. И вы, ребята, тоже мои друзья – любители и защитники природы. Можно я останусь со своими друзьями у вас на этот урок? Посмотрю, как вы работаете, послушаю рассказы о себе, стихи и, может быть, узнаю что-нибудь новое о себе.

– Конечно, проходи, весна, и оставайся у нас на уроке со своими друзьями. Только скажи, это что такое ты держишь в руках?

– Это волшебный конверт с заданиями. И я хочу, чтобы ребята их выполнили на уроке.

– Давайте посмотрим, какие задания принесла нам весна.

1 задание. Весна просит выразительно прочитать рассказ Х.К.Андерсена “Подснежник”. Выписать из текста первое предложение, разобрать его по членам предложения, найти безударные гласные в словах, подобрать проверочные слова. И еще весна просит изобразить подснежник с помощью жестов и мимики.

(Ученик читает текст, девочка-подснежник изображает подснежник.)

– Какое настроение овладело вами после того, как вы прослушали этот рассказ и почему?

– Писатель изобразил подснежник как живое существо, Этот прием в литературе называется олицетворением: когда о живом предмете говорят как о живом. И Настя постаралась показать с помощью интонации подснежник, как живое существо, а Лиза попыталась изобразить появление подснежника с помощью жестов и мимики.

– Выпишите первое предложение, Подчеркните грамматическую основу, безударные гласные.

Цветок встал, потянулся и приналег на тонкую оболочку.

 (Разбор предложения, работа над безударными гласными.)

Физминутка.

Мы с вами входим в лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем
Крылья сложили назад.

– Какие безударные гласные встретились в этом предложении? (Продолжение работы над предложением.)

– Дальше весна спрашивает, знаете ли вы стихи о весне, может быть учили на уроках литературного чтения?

– Сейчас еще по утрам и вечерам наблюдается холодная погода. Это зима с весной спорят за свое господство на земле. В каком стихотворении об этом говорится?

– Правильно, Федор Иванович Тютчев очень ярко описал этот спор в своем стихотворении “Зима недаром злится”. Обратите внимание, у нас даже есть рисунок на выставке к этому стихотворению .

– Кто прочитает это стихотворение?

– А вы, ребята, внимательно слушайте и запоминайте, какие грамматические основы вы можете назвать из этого стихотворения.

– Итак, какие грамматические основы вы назовете?

Зима злится. Прошла пора. Весна стучится и гонит. Все засуетилось, все нудит. Жаворонки подняли. Зима хлопочет, ворчит, хохочет.

– А в каком стихотворении Ф.Тютчева есть такие слова, какими названа наша тема урока и которые повторяются в нем несколько раз? (“Весенние воды”).

– Кто прочитает это стихотворение?

– Какие еще стихи о весне мы учили?

– Переходим ко второму заданию. Много разных цветов появляется весной: и подснежник, и одуванчик, и лютик, и сон-трава и др. Весна просит вас составить предложение из данных слов о цветах, и найти в нем главные члены предложения. (Выходят ученики с карточками, на которых написаны слова лесной, появились, на , первые, цветы, весенние, полянке )

– Можно назвать это предложением? Почему нет?

– Как переставить слова, чтобы получилось предложение?

На лесной полянке появились первые весенние цветы.

– Прочитайте хором это предложение. Найдите в нем главные члены предложения.

– А в каких словах есть безударные гласные, проверяемые ударением.

3-е задание.

– Наверно, пришло время, чтобы и на нашей лесной полянке появились первые весенние цветы. Для этого Весна просит вас выполнить экспресс-тест на цветочках.

– Помощники мои, подснежник и одуванчик, раздайте ребятам задания по вариантам.

1-й вариант – выполняют задания на голубых цветочках-подснежниках, 2-й вариант – на желтых цветочках-одуванчиках.

– Выполняя задания этого теста, мы закрепим знания о подлежащем и сказуемом.

– Правильный ответ вы должны отметить птичкой.

Обобщение знаний о подлежащем и сказуемом по опорной таблице-схеме. (таблица прилагается)

4-е задание.

– Для закрепления материала урока Весна дает нам следующее задание: это самостоятельная работа на карточках с заданиями разного уровня сложности. Выполнять вы эту работу будете в парах.

Карточка №1.

1. Что такое подлежащее? Какой частью речи выражено? На какие вопросы отвечает? Дать полный ответ товарищу по парте.

2.Выпиши только грамматические основы, подчеркни подлежащее и сказуемое: синяя птица, ветер дует. зеленеет травка, душистые цветы, прилетают птицы.

3.Проверь свою работу и работу своего товарища, оцени ее.

Карточка №2.

1. Что такое сказуемое? дать полный ответ товарищу по парте.

2.Допиши грамматические основы недостающими членами предложения. Подчеркни подлежащее и сказуемое: ветер…, соловей…, зацветают …, … раскричались, взошло ….

3.Проверь свою работу и работу своего товарища, оцени ее.

Карточка №3.

1. Что такое главные члены предложения, что они обозначают и на какие вопросы отвечают?

2.Составь и запиши два распространенных предложения о весне. Подчеркни в них главные члены предложения.

3. Проверь свою работу и работу своего товарища, оцени ее.

5-е задание. В этом задании Весна предлагает провести грамматическую эстафету.

– Выполнили индивидуальную работу по экспресс-тестам, поработали в парах, а теперь Весна дает нам задание поработать по группам – по рядам.

Задание следующее:

На доске записаны задания для каждого ряда. По одному человеку с каждого ряда выходят к доске, дописывают недостающее слово, следующий ученик с ряда подчеркивает подлежащее, третий – сказуемое.

1 ряд . Наступила ранняя теплая … . Яркое … заливает всю землю. Звонко чирикают неугомонные … . Вот уж … последний в поле тает.

2 ряд. Набухают на деревьях душистые … . Дует теплый легкий … . На ветках сосен раскричались черные … . С пригорков побежали говорливые … .

3 ряд. Стоит чудесный весенний … . На проталинах зазеленела первая … . Журчат под деревьями быстрые … . На дворе звенит веселая … .

– Проверь, Весна, как ребята выполнили свое задание.

4. Итог урока.

– Пока Весна проверяет ваши работы, давайте подведем итог урока. Все задания, которые подготовила для вас Весна, вы выполнили. Молодцы! Благодарю вас за ваше старание и трудолюбие.

– Чему вы научились за урок?

– Достигли ли мы поставленных целей?

– Расскажите по опорной схеме о главных членах предложения.

Выставление отметок за урок.

5. Заключительное слово Весны.

– Хорошо, ребята, вы сегодня поработали на уроке. Задания мои выполнили в основном все правильно. (Итоги последнего задания более конкретно.)

И в заключении я хочу вам прочитать стих.

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.