Цели урока:
- закрепить знания о главных членах предложения, нахождение грамматической основы предложения;
- закрепить признаки подлежащего и сказуемого;
- сформировать навыки нахождения грамматического центра предложения;
- развитие речи, грамматической зоркости, памяти, воображения, умения работать в паре, группе;
- работать над выразительностью и техникой чтения произведений;
- прививать учащимся любовь к природе, к весенним пейзажам;
- учить понимать музыку, “видеть” в ней картины природы, художественные образа.
- развитие умения работать в паре, группе;
Оборудование: телевизор, проигрыватель, диск “Голоса птиц”, предметные картинки птиц, березы, карточки в виде цветовцветы голубого и желтого цвета с заданиями – тестами, лесная лужайка, карточки со словами для составления предложения, со знаками препинания, костюм весны, подснежника и одуванчика, выставка детских рисунков о весне, плакаты с эпиграфами к уроку, карточки со знаками препинания.
Методы работы: работа в парах, работа в группах, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, дифференциация заданий, прием олицетворения, использование жестов и мимики в изображении подснежника, комментированное письмо.
Средства обучения: таблицы, опорные схемы, индивидуальные карточки, тесты.
Ход урока
1. Организационный момент:
– Мы рады приветствовать всех присутствующих сегодня в нашем классе на открытом уроке. Повернитесь, ребята, к гостям и поприветствуйте их.
– Сегодня мы работаем под девизом:
“ Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!”
– Как вы понимаете смысл этих слов?
– Прочитайте эпиграф к уроку и объясните его смысл.
Священное уменье говорить,
Произносить слова и строить фразу.
Как просто это: стоит рот открыть
И чудо слова возникает сразу.
Е.Винокур
– Как вы думаете, приятно слушать людям речь невнятную, отрывистую, состоящую только из главных членов предложения?
– Чтобы научиться говорить так, чтобы речь звучала связно, понятно нужно много читать и беседовать с другими людьми на разные темы, А так же учить и хорошо знать русский язык.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок, более объемный и сложный, чем всегда. Мы проводим урок русского языка с элементами урока литературного чтения, которые связаны одной общей темой. Такой урок называется интегрированным .
– Тему урока вы сможете назвать сами, если отгадаете о чем это стихотворение:
Пришла, улыбнулась,
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады.
Взревев, за работу
Взялись трактора.
А птицы запели:
“Вить гнезда пора!”
– Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна.
Недаром поэты называют весну “утром года”.
– Придумайте о весне нераспространенное предложение. (Весна идет. Весна приближается. Весна наступает.)
– Да, правильно составили предложение.
Тема нашего урока “Весна наступает”.
– Сегодня мы будем говорить о весне, о ее особенностях, будем составлять и писать предложения о весне, находить в них главные члены, закреплять умение находить ГЧП, работать с литературными произведениями о весне, закреплять изученные орфограммы.
2. Наблюдение над интонацией.
– Посмотрите внимательно, на доске после темы урока нет никакого знака препинания.
– Давайте поупражняемся в выразительном чтении и попробуем с разной интонацией прочитать это предложение.
Весна наступает.
– Как произнесет эти слова человек, которому безразличен приход весны?
– Как произнесет тот, кому не нравится приход весны?
– Какой знак препинания мы поставим в конце этого предложения, прочитанного с такой интонацией?
– Как об этом сказала бы старуха-зима?
– А как скажет медведь-лежебока, который уже проснулся в своей берлоге, но еще не вылез из нее и не верит, что весна наступает?
– Какой знак мы поставим в конце предложений, произнесенных с такой интонацией?
– А как произнесете эту фразу вы, дети, соскучившиеся по весенней капели, яркому солнышку, синему небу, по первым весенним цветам?
– Какой знак мы поставим в конце такого предложения?
– Итак, в конце одного и того же предложения можно поставить разные знаки, в зависимости от того, с какой интонацией мы его произнесем.
– А какой, ребята, знак вы хотите, чтобы я оставила? Почему?
3. Упражнение в определении ГЧП.
– Сегодня мы на уроке будем упражняться в нахождении в предложении главных слов, центра предложения.
– Ребята, а что означает слово центр?
- центр – срединная и главная часть: центр города,
- важный пункт чего-нибудь: торговый центр,
- ведущее учреждение: центр управления полетом.
– Оказывается такой центр (главная часть) есть и в нашем предложении.
– Найдите центр предложения. (Весна наступает.).
– Грамматический центр – это маленькое предложение. По – другому это грамматическая основа или ГЧП.
– Какое это предложение, если оно состоит только из главных членов?
– Кроме главных членов какие еще бывают члены предложения?
– Давайте дополним это предложение второстепенными членами и запишем его в тетради.
– В каком месяце наступает весна?
– Мы все ее долго ждем, радуемся ее приходу. Значит, какая она? (долгожданная, радостная).
В марте наступает долгожданная радостная весна.
– Запишем это предложение с комментированием.
– Найдите главные члены предложения.
– Какое это предложение?
– Какое предложение более точно, понятно и полно раскрывает смысл происходящего события?
– Хорошо, ребята. Мы с вами вспомнили определение грамматического центра предложения, составили распространенное предложение о весне… (Стук в дверь.)
– Ой, а кто это к нам стучится?
(В класс входит девочка в костюме “Весны”, две девочки в костюмах цветов – “подснежника” и “одуванчика”.)
– Здравствуйте, дорогие ребята! Я слышу, что вы здесь упоминаете о весне. Вот я и пришла к вам в гости. (Читает стихотворение Г. Ладонщикова “Весна”)
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают , звеня…
Улеглись в полях метели
В свои белые постели.
И весна идет повсюду
Гонит зиму со двора.
– Но я пришла к вам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они? (Включается грамзапись с голосами птиц.)
– Кто же это мои верные пернатые друзья?
– Правильно, это птицы. Они вернулись к нам из теплых стран и радуют своим пением.
– Да, ребята, и на протяжении всего урока у нас будут петь птицы, и урок наш будет проходить как бы на лесной полянке и нам будут слышны все звуки весеннего леса.
– А что это за два прекрасных цветка, которые находятся около меня? Назовите их.
(Девочка “подснежник” читает стих.)
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
– Это подснежник.
– Правильно, это первый весенний цветок – нежный подснежник.
(Девочка “одуванчик” читает свое стихотворение.)
А я цветочек желтенький
С зеленым стебельком.
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком.
– Это одуванчик.
– Опять правильно угадали. Это одуванчик, тоже один из первых весенних цветов.
– Вот сколько у меня друзей: и в лесу, и в поле, и на лугах, и на реках, в городах и селах. И вы, ребята, тоже мои друзья – любители и защитники природы. Можно я останусь со своими друзьями у вас на этот урок? Посмотрю, как вы работаете, послушаю рассказы о себе, стихи и, может быть, узнаю что-нибудь новое о себе.
– Конечно, проходи, весна, и оставайся у нас на уроке со своими друзьями. Только скажи, это что такое ты держишь в руках?
– Это волшебный конверт с заданиями. И я хочу, чтобы ребята их выполнили на уроке.
– Давайте посмотрим, какие задания принесла нам весна.
1 задание. Весна просит выразительно прочитать рассказ Х.К.Андерсена “Подснежник”. Выписать из текста первое предложение, разобрать его по членам предложения, найти безударные гласные в словах, подобрать проверочные слова. И еще весна просит изобразить подснежник с помощью жестов и мимики.
(Ученик читает текст, девочка-подснежник изображает подснежник.)
– Какое настроение овладело вами после того, как вы прослушали этот рассказ и почему?
– Писатель изобразил подснежник как живое существо, Этот прием в литературе называется олицетворением: когда о живом предмете говорят как о живом. И Настя постаралась показать с помощью интонации подснежник, как живое существо, а Лиза попыталась изобразить появление подснежника с помощью жестов и мимики.
– Выпишите первое предложение, Подчеркните грамматическую основу, безударные гласные.
Цветок встал, потянулся и приналег на тонкую оболочку.
(Разбор предложения, работа над безударными гласными.)
Физминутка.
Мы с вами входим в лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем
Крылья сложили назад.
– Какие безударные гласные встретились в этом предложении? (Продолжение работы над предложением.)
– Дальше весна спрашивает, знаете ли вы стихи о весне, может быть учили на уроках литературного чтения?
– Сейчас еще по утрам и вечерам наблюдается холодная погода. Это зима с весной спорят за свое господство на земле. В каком стихотворении об этом говорится?
– Правильно, Федор Иванович Тютчев очень ярко описал этот спор в своем стихотворении “Зима недаром злится”. Обратите внимание, у нас даже есть рисунок на выставке к этому стихотворению .
– Кто прочитает это стихотворение?
– А вы, ребята, внимательно слушайте и запоминайте, какие грамматические основы вы можете назвать из этого стихотворения.
– Итак, какие грамматические основы вы назовете?
Зима злится. Прошла пора. Весна стучится и гонит. Все засуетилось, все нудит. Жаворонки подняли. Зима хлопочет, ворчит, хохочет.
– А в каком стихотворении Ф.Тютчева есть такие слова, какими названа наша тема урока и которые повторяются в нем несколько раз? (“Весенние воды”).
– Кто прочитает это стихотворение?
– Какие еще стихи о весне мы учили?
– Переходим ко второму заданию. Много разных цветов появляется весной: и подснежник, и одуванчик, и лютик, и сон-трава и др. Весна просит вас составить предложение из данных слов о цветах, и найти в нем главные члены предложения. (Выходят ученики с карточками, на которых написаны слова лесной, появились, на , первые, цветы, весенние, полянке )
– Можно назвать это предложением? Почему нет?
– Как переставить слова, чтобы получилось предложение?
На лесной полянке появились первые весенние цветы.
– Прочитайте хором это предложение. Найдите в нем главные члены предложения.
– А в каких словах есть безударные гласные, проверяемые ударением.
3-е задание.
– Наверно, пришло время, чтобы и на нашей лесной полянке появились первые весенние цветы. Для этого Весна просит вас выполнить экспресс-тест на цветочках.
– Помощники мои, подснежник и одуванчик, раздайте ребятам задания по вариантам.
1-й вариант – выполняют задания на голубых цветочках-подснежниках, 2-й вариант – на желтых цветочках-одуванчиках.
– Выполняя задания этого теста, мы закрепим знания о подлежащем и сказуемом.
– Правильный ответ вы должны отметить птичкой.
Обобщение знаний о подлежащем и сказуемом по опорной таблице-схеме. (таблица прилагается)
4-е задание.
– Для закрепления материала урока Весна дает нам следующее задание: это самостоятельная работа на карточках с заданиями разного уровня сложности. Выполнять вы эту работу будете в парах.
Карточка №1.
1. Что такое подлежащее? Какой частью речи выражено? На какие вопросы отвечает? Дать полный ответ товарищу по парте.
2.Выпиши только грамматические основы, подчеркни подлежащее и сказуемое: синяя птица, ветер дует. зеленеет травка, душистые цветы, прилетают птицы.
3.Проверь свою работу и работу своего товарища, оцени ее.
Карточка №2.
1. Что такое сказуемое? дать полный ответ товарищу по парте.
2.Допиши грамматические основы недостающими членами предложения. Подчеркни подлежащее и сказуемое: ветер…, соловей…, зацветают …, … раскричались, взошло ….
3.Проверь свою работу и работу своего товарища, оцени ее.
Карточка №3.
1. Что такое главные члены предложения, что они обозначают и на какие вопросы отвечают?
2.Составь и запиши два распространенных предложения о весне. Подчеркни в них главные члены предложения.
3. Проверь свою работу и работу своего товарища, оцени ее.
5-е задание. В этом задании Весна предлагает провести грамматическую эстафету.
– Выполнили индивидуальную работу по экспресс-тестам, поработали в парах, а теперь Весна дает нам задание поработать по группам – по рядам.
Задание следующее:
На доске записаны задания для каждого ряда. По одному человеку с каждого ряда выходят к доске, дописывают недостающее слово, следующий ученик с ряда подчеркивает подлежащее, третий – сказуемое.
1 ряд . Наступила ранняя теплая … . Яркое … заливает всю землю. Звонко чирикают неугомонные … . Вот уж … последний в поле тает.
2 ряд. Набухают на деревьях душистые … . Дует теплый легкий … . На ветках сосен раскричались черные … . С пригорков побежали говорливые … .
3 ряд. Стоит чудесный весенний … . На проталинах зазеленела первая … . Журчат под деревьями быстрые … . На дворе звенит веселая … .
– Проверь, Весна, как ребята выполнили свое задание.
4. Итог урока.
– Пока Весна проверяет ваши работы, давайте подведем итог урока. Все задания, которые подготовила для вас Весна, вы выполнили. Молодцы! Благодарю вас за ваше старание и трудолюбие.
– Чему вы научились за урок?
– Достигли ли мы поставленных целей?
– Расскажите по опорной схеме о главных членах предложения.
Выставление отметок за урок.
5. Заключительное слово Весны.
– Хорошо, ребята, вы сегодня поработали на уроке. Задания мои выполнили в основном все правильно. (Итоги последнего задания более конкретно.)
И в заключении я хочу вам прочитать стих.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.