Урок русского языка в 4-м классе по теме "Обстоятельство. Закрепление изученного"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формировать умения находить обстоятельства в предложении, определять их значение и способ выражения.
  • Закреплять умение выполнять грамматический и морфологический разбор предложения.
  • Развивать логическое мышление на основе выполнения умственных операций сравнения, синтеза, анализа, обобщения: развивать логическую память на основе применения алгоритмов, речь, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к родному языку; формировать коммуникативные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение темы и задач урока.

– Сегодня на уроке мы подводим итоги изучения одной из загадочных частей речи.

Мы узнали об обстоятельствах много нового. Нам предстоит уточнить теоретические знания по этой теме, выполнить практические задания по распознаванию обстоятельств и других членов предложения.

Начнём урок, как обычно, с минутки чистописания.

II. Основная часть

1. Минутка чистописания.

– Буквы, написание которых мы повторим сегодня, вы назовёте сами, выполнив следующие задания. На доске записаны слова.

яг...да н..ябрь налев... р...стение

  1. Первая буква обозначает последний звук в "лишнем" среди них слове. (Лишнее" слово - налево, т.к. это наречие, остальные слова – имена существительные. Последний звук в слове – а, но писать следует букву о, т.к. в наречиях с приставкой на- на конце пишется суффикс о. Искомая буква – буква о).
  2. Вторая буква обозначает третий звук в имени существительном женского рода. (ягода [й'агада]. Это буква г).
  3. Третья буква обозначает третий согласный звук в имени существительном мужского рода. ([най'абр']. Третий согласный звук [б], обозначен буквой б.)
  4. Упражнение в написании соединений букв огб бог гбо

2. Словарно-орфографическая работа.

– Что общего в данных словах? (Все они словарные).

– Записать, вставив пропущенные буквы.

– Сегодня мы познакомимся с новым словом из словаря.

Гореть.

1) Анализ слова по СУО (слог, ударение, орфограмма). Запись слова, выделение непроверяемой гласной.

2) Лексическое значение.

а) В толковом словаре указано так: гореть-уничтожаться огнём.

Составим и запишем словосочетания с данным словом.

б) Когда так говорят?

(На доску прикрепляются карточки. Ребята дают объяснение.)

  • горит лицо (краснеет);
  • больной горит (высокая температура);
  • глаза горят от радости (блестят, сверкают);
  • обувь горит на ком-то (быстро рвётся, изнашивается);
  • горит лампочка (светит);
  • горит на работе (работает творчески, отдаёт себя работе)

3. Работа над темой.

– Мы запишем под диктовку особое предложение. А почему оно особое, я вам скажу чуть позже.

1) Запись под диктовку.

На поляне целый день ярко горел огонь.

Самопроверка (Предложение записывается учителем на доске.)

– Вчера после уроков ко мне обратились третьеклассники.

Они получили домашнее задание - разобрать данное предложение по членам и не смогли это сделать. Я обещала им помочь и хочу сделать это вместе с вами.

Итак, почему не смогли справиться с заданием ребята? Что особенного в этом предложении? Каких знаний им не хватило?

2) Самостоятельная работа.

Выполните разбор предложения по членам. Проверим работу.

Вывод: это предложение с второстепенными членами обстоятельствами.

Наша задача – обобщить всё изученное об обстоятельстве, создать памятку для ребят.

Итак, что первое мы запишем в ней?

Обстоятельство – это второстепенный член предложения.

На доске прикрепляются карточки с выводами.

Постепенно должна получиться памятка.

3) Повторение изученного о членах предложения.

– А какие ещё члены предложения бывают? (главные члены, основа предложения, второстепенный член дополнение; второстепенный член определение).

4) Коллективная работа устно.

– Прочитайте словосочетания, записанные на доске.

В каких из них выделенные слова не могут быть обстоятельствами?

  • Быстрый бег – быстро бежать;
  • уверенный ответ – отвечать уверенно;
  • лесная прогулка – прогулка по лесу;
  • утренняя встреча – встретиться утром.

Вывод: в словосочетаниях первого столбика не обстоятельства, т.к. выделенные слова обозначают признак предмета, а обстоятельства обозначает признак действия, это второстепенный член группы сказуемого.

Вывод в памятку: обстоятельства обозначает признак действия, это второстепенный член группы сказуемого.

5) Упражнение в распознавании обстоятельств.

Для работы выданы карточки. Работа в парах.

– Найти и подчеркнуть в отрывке на карточке обстоятельства.

У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса, там Леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
В темнице там царевна тужит ,
А серый волк ей верно служит...
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет.

Проверка устно.

– Как распознать обстоятельства в предложении?

5) Самостоятельная работа в тетради.

Повторение разрядов обстоятельств по значению.

– Что обозначают найденные обстоятельства?

Разделите их на группы по значениям.

При необходимости предлагаю воспользоваться карточками-подсказками.

Карточка-подсказка 1.

Раздели по группам:                         
Обстоятельства места  
Обстоятельства времени  
Обстоятельства образа действия  

Карточка-подсказка 2.

Раздели по группам:  
Обстоятельства места где? куда? откуда?
Обстоятельства времени когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
Обстоятельства образа действия как? каким образом?

Проверка выполнения работы индивидуально.

Вывод в памятку:

Обстоятельства места: где? куда? откуда?

Обстоятельства времени: когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

Обстоятельства образа действия: как? каким образом?

III. Работа с учебником

Упражнение в разборе предложения по членам и по частям речи стр. 26, упр. № 243.

Взаимопроверка.

Вывод в памятку: обстоятельства могут быть выражены наречием, именем существительным в косвеных падежах, сочетанием имени существительного и прилагательного.

IV. Итог урока

Итак, какой совет мы можем дать третьеклассникам?

Какую памятку предложить им в помощь?

Обстоятельство-это второстепенный член предложения.

Обстоятельства обозначают признак действия, это второстепенный член группы сказуемого.

Обстоятельства места: где? куда? откуда?

Обстоятельства времени: когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

Обстоятельства образа действия: как? каким образом?

Обстоятельства могут быть выражены наречием, именем существительным в косвеных падежах, сочетанием имени существительного и прилагательного.

V. Домашнее задание