Цель урока:
- показать связь пифагоровых троек с тригонометрией;
- научить видеть и применять пифагоровы тройки;
- способствовать расширению кругозора и логического мышления, переноса знаний в новую ситуацию.
Оборудование:
- доска,
- памятка применения пифагоровых троек.
Ход урока
I. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Учитель: С пифагоровыми тройками мы познакомились в 8 классе на уроке геометрии. Пифагоровы тройки известны давно, об исторических аспектах говори на факультативных занятиях, а сегодня перелистаем учебники по алгебре за 9-10 класс и обратимся к разделу "Тригонометрические выражения и их преобразования". Из данного раздела выделим темы:
- Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла.
- Формулы сложения
- Формулы двойного угла.
Необходим инструментарий: это домашние заготовки в виде памятки применения пифагоровых троек, формул по вышеперечисленным темам.
II. Покрутимся вокруг задач.
Решаем вместе задачи по теме 1 (ученик выходит к доске).
1) Задача: найдите cosa, tga и ctga, если sina = 5/13, и a - угол второй четверти.
Решение. Учащиеся предлагают способы решения задач с использованием основных тригонометрических тождеств и как альтернатива с помощью пифагоровой тройки (5, 12, 13). Совместно проговариваем второй способ решения задачи, состоящий из этапов:
1.
Исходя из определения cos, tg и ctg острого
угла a прямоугольного треугольника и
учитывая, что числа 5 и 12 - это катеты, а 13 -
гипотенуза, записываем: cosa = 12/13, tga = 5/12, ctga = 12/5. |
Зная, в какой четверти находится угол ?, расставляем знаки:
cosa = -12/13, tga = -5/12, ctga = -12/5.
Ответ: cosa = -12/13, tga = -5/12, ctga = -12/5.
2. Могут ли синус и косинус одного и того же числа быть равными соответственно:
а) -7/25 и 24/25,
б) 5/13 и -12/13,
в) -24/25 и -7/25,
г) 9/41 и 38/41.
Учащиеся предлагают решить задачу с помощью выражения . Вычисляем и записываем ответ:
а) -7/25 и 24/25, да
б) 5/13 и -12/13, да
в) -24/25 и -7/25, да
г) 9/41 и 38/41, нет т.к. 1.
3. Найдите значение других трех основных тригонометрических функций, если cosa = 15/17, и a - угол четвертой четверти.
Учащимся предлагается выбрать способ решения и заполнить таблицу:
a | cosa | sina | tga | ctga | |
IV | 15/17 | -8/17 | -8/15 | -15/8 |
Решаем задачи по теме 2.
1. Задача: Вычислите с помощью формул сложения , если cosa = -15/17, a - угол третьей четверти, sin = 12/13, - угол первой четверти.
Ученик выходит к доске, учащиеся предлагают способы решения данной задачи и останавливаются на способе с применением пифагоровых троек. Используем алгоритм решений и записываем: (8, 15, 17) и (5, 12, 13). Далее находим по формулам сложения:
cos(?+) = |
|
sin (a-) = sina * cos - cosa * sin sin (a-)= |
Решаем задачи по теме 3.
Задача: вычислите cos2a и sin2a, если tga = -2,4 и a - угол второй и третьей четверти. Учащиеся предлагают способы решения задач, замечают, что -2,4 = -12/5, следовательно можно применить пифагорову тройку (5, 12, 13).
Ученик выходит к доске и записывает:
tga = -12/5 cosa = -5/13 sina = 12/13 |
cos2a = =
sin2a=2sina * cosa =
Ответ: cos2a = 119/169, sin2a = -120/169.
III. Мы идем на ЕГЭ.
Рассмотрим некоторые задачи, предложенные в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.
Самостоятельная работа в парах, на доске выписаны ответы
1) Найдите значение выражения:
а) 2+1,7sinx, если cosx = Ответ: 3,5.
б) 1,5 - 3,4cosx, если sinx = Ответ: 3,1.
в) tgx + cosx, если sinx = 0,6, Ответ: 1,55.
г) tg(x + 5) + ctg(x + ), если cosx = Ответ: -2,4.
д) . Ответ:-1,6.
е) cos2x и tg2x, если cosx = . Ответ: .
IV. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.