Цель урока: сформировать образное представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта.
Задачи:
- Познакомить с первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды, храмы) и с особенностями древнеегипетских скульптуры и живописи.
- Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций: получать информацию из разных источников, обобщать отдельные факты; анализировать визуальные объекты; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
- Способствовать воспитанию чувства прекрасного, расширению кругозора; пониманию необходимости сохранения культурного наследия.
Ход урока
I. Актуализация знаний по теме «Древний Египет».
Выполнение теста. (Интернет, sosh-5528.narod.ru/egipet/tindex.html .Если неустойчивая связь, используются тесты из ЭУИ, меню «Проверь себя» – тестирование, тема 3)
Внесение обучающимися результата теста в «Лист самоконтроля». Объяснение учителем его назначения.
«Лист самоконтроля»
Вид деятельности | результат | Сам себе ставлю отметку |
Решил тест (сколько %) | ||
Игра «Помоги художнику» (стал мастером с какой попытки) | ||
Составил путеводитель |
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Слайд 1 (Приложение 1). (на слайде три понятия: архитектура, скульптура, живопись)
Совместно с ребятами формулируется тема урока.
Учитель: Что объединяет эти понятия?
В случае затруднения – совместное определение понятий. Обязательно прозвучит обобщающее понятие «искусство».
Слайд 2. Искусство Древнего Египта.
(Запись темы в тетрадь).
Учитель: Какие ещё виды искусства вы знаете? (ответы ребят).
Сегодня на уроке речь пойдёт именно об архитектуре, скульптуре и живописи. Все мы любим путешествовать. Но какое же может быть путешествие в середине учебного года? А вот тут уместно вспомнить слова А. Твардовского:
Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь.
А мы с вами будем листать – перебирать фотографии.
Сегодня нам предстоит совершить путешествие в Древний Египет и познакомиться с удивительным искусством этой цивилизации. А что берут люди, отправляясь в путешествие? (ответы ребят). Как правило, они берут с собой путеводитель. Что это такое? (ответы ребят). У нас путешествие будет виртуальным, но путеводитель шедевров искусства Древнего Египта вы составите самый настоящий. (Приложение 2)
III. Изучение нового материала.
План.
- Пирамиды – первое из чудес света.
- Храмы.
- Особенности работы древнеегипетских скульпторов и художников.
1. Слайд 3. Послушайте и просмотрите рассказ о египетских пирамидах. После него вы должны будете ответить на ряд вопросов. (Используется автоматическая анимированная демонстрация слайдов 3-9 и звуковой фрагмент, посвященный пирамидам, из урока ЭУИ).
«Для захоронения фараонов в Древнем Египте воздвигались пирамиды, на строительство которых уходили огромные средства и привлекалось множество людей. И все равно строительство каждой пирамиды длилось годами, а иногда и десятилетиями.
Одним из древних архитектурных памятником Древнего Египта является пирамида выдающегося военачальника и основателя третьей династии фараона Джоссера (28 в. до н. э.). Она находится в Саккаре, на южной окраине Мемфиса, и является центром погребального ансамбля. Это ступенчатая пирамида, высотой 60 метров, сложенная из белых известняковых блоков. Ее создал зодчий Имхотеп, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Птаха. Пирамиду Джоссера обычно называют “матерью египетских пирамид”. В конструкции отражены три основных правила возведения этих сооружений — гигантские размеры, пирамидальная форма, использование камня как строительного материала. Эти особенности позднее стали обычными.
На западном берегу Нила (ныне в городе Гиза около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов четвертой династии: Хуфу (греки называли его Хеопсом), Хафра (Хефрена), Менкаура (Микерина). Пирамиды были когда-то облицованы гладко отполированными плитами из белого известняка (частично они сохранились на вершине пирамиды Хефрена). Основание пирамид - квадратное, а гладкие грани - треугольные.
“Величайшая из пирамид – пирамида Хеопса. Она была построена в двадцать восьмом веке до н.э. Её создал племянник фараона по имени Хемиун. Высота этой пирамиды 147 м. Это соответствует современному зданию высотой около 50 этажей. Длина основания пирамиды 250 м. Пирамида сложена из блоков золотистого известняка весом от 2,5 до 30 т.Они ничем не скреплены и держатся на месте силой собственной тяжести. Даже в наше время невозможно объяснить ту невероятную точность, с которой древние египтяне обрабатывали и ставили один на другой эти каменные блоки. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра.
Неприметный вход на северной стороне пирамиды ведет в тесный коридор. Пройдя по нему, можно попасть в маленькую тесную скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру. Там находится гранитный, давно пустой саркофаг фараона. По Вентиляционной системе в комнату поступает сухой воздух пустыни, который долгие годы способствовал сохранению мумии фараона.
Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света, так как по сравнению с ними постройки самих греков и архитектурные строения последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза больше ширины Красной площади в Москве.
Пирамиды составляли центр огромного погребального ансамбля с поминальными храмами и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных. Считалось, что эти люди должны находиться рядом с ним и после смерти”.
Вопросы:
- Почему древние греки считали египетские пирамиды чудом света?
- Сколько лет пирамидам? Давайте посчитаем. (Высчитывают в тетрадях: 4709 лет).
- Можно ли сегодня назвать пирамиды чудом света? Докажите своё мнение.
Слайд 10. Строительство пирамид (управляемая демонстрация).
Рассказ учителя:
Ученым постепенно раскрывалась тайна возведения пирамид. Вероятнее всего, пирамиды строились так. На правом берегу Нила в каменоломнях вблизи Мемфиса тысячи людей были заняты добычей тонкозернистого известняка. В окрестностях Асуана и сейчас существуют древние каменоломни, на территории которых найдено много готовых блоков. Как оказалось, это был брак.
Обработанные блоки на лодках перевозили на другой берег Нила (клик). Дальше их везли по специально проложенной дороге. У подножия будущей пирамиды (клик) лицевую сторону блоков тщательно шлифовали, используя для этого песок и воду.
Вы видите реконструкцию строительства пирамиды.
Чтобы поднять блоки, египтяне строили из кирпича и камня наклонную насыпь с углом подъёма около 15 градусов. По мере того как пирамида сооружалась, насыпь удлиняли. По этим насыпям камень тащили вверх на деревянных санях. Археологи обнаружили остатки таких саней. Для уменьшения трения трассу постоянно смачивали водой, так что полозья легко скользили по грязи. Затем с помощью деревянных рычагов блоки устанавливали на место.
Пирамида возводилась на известняковом массиве, т.е. все пирамиды стоят не на песке, а на камне. Именно поэтому они не ушли в песок от собственной тяжести.
Слайд 11. Большой сфинкс
Рассказ учителя:
Рядом с пирамидами находится знаменитый лежащий большой сфинкс – вырубленное из скалы изображение льва с человеческим лицом (клик).
Длина большого сфинкса 57 м, а высота – 20 м. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос однажды после охоты задремал в его тени и услышал голос каменного исполина. Сфинкс попросил освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкс плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии.
Арабы называли большой сфинкс “отцом ужаса”.
Писатель Иван Бунин, много путешествовавший, влюбленный в седую грозную старину Востока, оставил путевые записки, не уступающие по художественной силе его рассказам. Вот как он описывал впечатление от Большого Сфинкса. «Вокруг меня мертвое жаркое море дюн и долин, полузасыпанных песками скал и могильников. Все блестит, как атлас, отделяясь от шелковистой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света… Я иду и не свожу глаз со Сфинкса.
Туловище его высечено из гранита целиком, – приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он, грубый, дикий, сказочно- громадный, носит следы той жуткой древности и той борьбы, что с незапамятных времен суждена ему, как охранителю “Страны Солнца”, страны жизни, от Сета, бога смерти. Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно-спокойно глядит он куда-то на Восток, на далекую солнечно-мглистую долину Нила. Его женственная голова, его пятиаршинное безносое лицо вызывает в моем сердце почти такое же благоговение, как в сердцах подданных Хуфу».
Слайд12. А какое впечатление сфинкс производит на вас?
Сфинкс, как и пирамиды, является символом египетской культуры.
Задание: учебник, с. 31(карта)
- Каким условным знаком показан район пирамид?
- Где находится долина пирамид? Определите словами её местоположение.
- Отметьте на своих путеводителях долину пирамид и сфинкса.
2. Слайд 13. Храмы – жилища богов.
Задание. Рассмотрите фото.
Вопросы:
- Какое впечатление на вас производит храм?
- Можно ли считать храм величественным, грандиозным произведением архитектуры? Почему?
Рассказ учителя.
Самые величественные храмы были построены в Египте в царствование фараона Рамсеса II на рубеже 14-13 вв. до н.э. В это время были возведены храм бога Осириса в Абидосе, перестроены храмы в Луксоре и Карнаке (это поселения, расположенные рядом с древней столицей Египта – Фивами).
Познакомимся с устройством храма.
Один из учащихся читает текст учебника, учитель сопровождает чтение демонстрацией слайдов)
“Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, (клик) – два ряда сфинксов, фантастических существ с телом льва и головой человека или барана (клик). По обе стороны ворот (клик) возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседающего на троне (клик). У входа стоят обелиски – каменные (клик) “иглы фараонов”. Их остроконечные вершины, покрытые золотом и серебром, ослепительно сверкают в солнечных лучах.
За воротами – широкий двор, окруженный колоннами. Из двора виден огромный (клик) крытый зал с рядами колонн. Высоко вверх возносятся их могучие стволы. За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараоны вправе проникнуть туда, где стоит статуя бога – хозяина храма. В дни праздников в честь бога жрецы на плечах выносили его статую во двор храма, где их встречала толпа народа. Затем процессия медленно двигалась к реке и поднималась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах-храмах. По завершении празднества статую возвращали на место – в глубину храма”.
Слайд 18.Учитель описывает скальный храм в Абу-Симбеле.
Вопросы и задание:
- Как назовёт архитектор «иглы фараона»?
- В каких городах Египта сохранились древнеегипетские храмы?
- Отметьте их на своих путеводителях.
3. Рассказ учителя:
В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество произведений искусства. Статуй, статуэток, масок, папирусов, живописных росписей на стенах гробниц.
Слайд 19. Гробница Тутанхамона
Особенно много находок было сделано, когда археологи вскрыли гробницу молодого фараона Тутанхамона в 1922-1923 годах. По счастливой случайности она не была разграблена. И теперь мы в подробностях знаем, что клали в гробницы своих фараонов древние египтяне.
– Зачем египтяне помещали все эти предметы в гробницах фараонов?
Эти предметы древнеегипетского искусства собраны в разных музеях мира. Есть такие предметы в Музее изобразительных искусств имени Пушкина (как подлинные, так и копии), который находится в Москве, а так же в музеях и даже на улицах Петербурга.
Вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи, привезенные из Египта. В чем же особенности работы древнеегипетских мастеров?
Слайд 20. Скульптура.
Рассмотрите скульптуры – вельможа, его жена, фараон.
Вопросы:
- Естественны ли их позы?
- Одинаково ли раскрашена кожа мужчин и женщин?
Египетские статуи создавались согласно строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Эти скульптуры представляли собой фигуры, либо стоящие с выдвинутой вперёд ногой, либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая к коленям. Фараоны, вельможи изображены так, словно они заколдованы: вперёд устремлены их взгляды, в одинаковой позе застыли их тела.
Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними.
Слайд 21. Скульптура. Царица Нефертити и Эхнатон
У художников – свои правила.
Слайд 22. Посмотрите на древнеегипетские рисунки. Какие особенности изображения людей вы видите?
Вопросы:
- Отличаются ли размеры изображений фараонов, богов, простых египтян?
- Как изображены плечи и руки, глаза?
- А лицо и ноги?
Закрепление.
Слайд 23. Правила для художников Древнего Египта. Тест подстановки.
Работа с ЭУИ «История древнего мира. 5 класс». Меню «Выполни задание» – «Помоги художнику».
Ребята ставят отметку в свой «Лист контроля».
IV. Заключение. Рефлексия.
Что вы узнали сегодня на уроке? Вывод об искусстве Древнего Египта? Какой образ возникает в вашей памяти, когда вы слышите Древний Египет?
Закончим наш урок-путешествие стихами.
Слайд 24
Сфинкс улёгся на страже святыни
И с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни.
Посети же Египет и ты.
Возьмите свои «Листы контроля». Поставьте себе отметку за путеводитель и общую отметку за урок.
V. Домашнее задание.
Путеводитель, как правило, содержит не только карту, где отмечены достопримечательности, но и краткое описание их. Это описание отражает самое главное, подчеркивает, почему стоит посетить, познакомиться с тем или иным памятником культуры. Ваше задание и будет заключаться именно в этом. Вам необходимо дополнить ваш путеводитель краткими пояснениями, возможно и фотографиями тех шедевров искусства, которые отмечены в путеводителе. Для этого используйте ресурсы Интернет.