Многие столетия со времён цивилизации
Древнего мира – Египта, Греции, Рима –
детская одежда отличалась от взрослой
лишь размерами. Только к концу XVIII века
детская одежда обрела свой стиль.
Энциклопедия “ Костюм”
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с историей развития детского костюма;
- расширить свои знания в области изобразительного искусства, истории, технологии;
- создать условия для развития у учащихся творческой инициативной мыслительной деятельности;
- содействовать формированию экологической культуры, устойчивого интереса к профессии модельера.
Наглядные пособия и раздаточные материалы: образцы детской одежды второй половины XX века, элементы детской одежды, листы бумаги формата А3 с изображением фигуры человека, фломастеры черного цвета, карандаши.
Оборудование и ИКТ: ноутбук, экран, магнитола с дисками записей классической музыки.
Межпредметные связи: история, МХК, ИЗО, информатика.
Методы обучения: интерактивный (объяснительно – иллюстративный) с практической направленностью.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Контроль посещаемости.
- Проверка готовности к уроку.
- Постановка целеполагания занятия.
- Изучение нового материала (Презентация “История развития детского костюма”)
- Практическая работа: “Выполнение эскиза школьной формы для среднего и старшего звена учащихся в черно-белом исполнении”.
- Закрепление материала
а) Детский костюм эпохи Возрождения (XIV - XVI вв.)
Сегодня мы поговорим об истории детского костюма, о связи одежды для детей с одеждой для взрослых. Период с начала XIV в. до середины XVI в. историки называют эпохой Возрождения, или Ренессанса. Это была прекрасная пора развития науки, искусства, ремёсел и торжества идей гуманизма. Центром культурной жизни того времени была Италия. Итальянцы же диктовали и моду. Общая гуманистическая идея эпохи Возрождения определила культ человека, в основе которого лежали традиции античности. Образ человека, исполненного величавой значимости, подчеркивался плавными укрупнёнными формами одежды.
В ту пору были модны узорчатая парча, бархат. Чтобы их крупный рисунок не потерялся, а смотрелся выигрышно, портные сшивали материал так, чтобы образовывались симметричные округлые фалды. Все люди старались одеваться во всё самое красивое и дорогое. Одежда простолюдинов тоже должна была соответствовать общепринятому образцу. Его определяли законы гармонии и симметрии. В эпоху Возрождения впервые женская одежда стала делиться на лиф и юбку, а также появилась первая литература об одежде.
Говоря об одежде того времени, особо следует выделить рукава, оформление которых определяло богатство одежды. В начале XV в. был моден узкий изящный рукав. Но из-за несовершенства кроя он был очень неудобен, и во второй половине столетия рукав стали разрезать. ( Как вы думаете, зачем это делалось, и в каком месте рукава производились разрезы?) Правильно (в локте и пройме), сначала только лишь для свободного движения руки в месте наибольшего напряжения ткани. В местах разрезов виднелось нижнее бельё или подкладка. Это оказалось даже красивым, и разрезы вошли в моду. В конце XV в. рукава стали шить отдельно и прикреплять к лифу лентами и полосками тканей. Их конструкция усложнялась, изготовление было трудоёмко, они стали дорогостоящими и постепенно превратились в символ сословных различий.
Детская одежда практически не отличалась от одежды для взрослых. Это можно увидеть из фрагментов произведений живописи того времени. Что касается будничной одежды для детей, то она была чуть проще одежды для взрослых. Это продиктовывалось сословным положением, а также педагогическими соображениями.
б) Детский костюм второй половины (XVI - XVII вв.)
В этот период моду в одежде определяли Испания и Голландия, а позднее Франция. Детский костюм также соответствовал основным тенденциям взрослой моды. В моде были геометрические формы, которые изменяли и даже деформировали естественные линии тела человека. В одежде того времени поражают неудобство, вычурность форм. Например, мужские и детские (для мальчиков) куртки делали с накладным животом (“гусиное брюхо”).
В XVII в. Возникают войны из-за столкновения политических и экономических интересов европейских государств. Укрепляется колониальная система. Происходят первые буржуазные революции в Голландии и Англии. С 1618 по 1648 г. Идёт Тридцатилетняя война, которая оказала большое влияние на моду: появился костюм, напоминающий военный, а значит более лёгкий и динамичный. Мужчины отказались от жестких прокладок и валиков; у женщин исчезли металлические корсеты, линия талии стала завышенной; появились такие элементы мужской одежды, как большие отложные воротники, манжеты, шляпы. Голландская мода одержала верх над деформированной испанской одеждой и оказала решающее влияние на европейскую одежду первой половины XVII в. Костюм в целом стал достаточно строгим.
Костюмы детей были подобны костюмам взрослых, сшиты из плотных, тяжелых тканей – сукна и дамаска. Девочки носили облегающие фигуру платья с воротником “под горлышко”. Костюм для мальчика – куртка с разрезами и отдельными висящими рукавами и свободные присборенные брюки до колена, украшенные золотыми пуговицами. Особым украшением всех костюмов служат воротники – отражение взрослой моды той эпохи. У девочек накрахмаленные отложные приподнятые воротники с острыми углами, отделанные зубчиками тонкого кружева. Таким же кружевом украшались чепцы (женский головной убор) и манжеты. Мальчики носили воротник “РАФ”, или “мельничный жернов”. Это широкий белый, плотно прилегающий к шее воротник со складками. Он появился в испанской моде XVI в., и был очень популярен в Европе XVII в. Такие воротники не пришивали к костюму, а завязывали на шее.
Простые люди тоже старались сшить детям красивую одежду.
В это же время в Англии складывается костюм в духе классицизма, строгий и лаконичный, с уравновешенными пропорциями. Но уже к концу XVIIв. Законодательницей мод становится Франция. Это происходит во время правления Людовика XIV. Всё французское становится символом роскоши и элегантности. Нижние юбки и корсеты прошиваются китовым усом, увеличивается декольте. В моде грациозность четкие линии. Во Франции модницы отдают предпочтение шелковым тканям, лентам, кружевам, перчаткам. Начиная с 1642 года, парижская мода распространяется особым образом: посредством двух восковых кукол – Большой Пандоры в парадном платье и Малой Пандоры в домашнем костюме (неглиже). Этих кукол одевали дважды в год по последней моде и отправляли в столицы других государств.
Начиная с 1642 г. Парижская мода распространяется особым способом: посредством двух восковых кукол – Большой Пандоры в парадном платье и Малой Пандоры в домашнем костюме (неглиже). Этих кукол одевали дважды в год по последней моде и отправляли в столицы других государств.
в) Детский костюм XVIII в.
В XVIII в. Сохраняется влияние Франции на европейскую моду. Именно там родился новый художественный стиль рококо. Костюм стал более лёгким и изящным. На смену тяжелым тканям – парче и бархату в большинство стран Европы пришли лёгкие французские ткани – тафта, муар. Но детей все ещё одевали, как взрослых; они носили парики, густо посыпанные пудрой. Девочки, следуя женской моде, были одеты в широкие юбки на неудобном жестком каркасе панье. Вскоре вместо панье появились фижмы гибкой конструкции, что позволило свободно танцевать, проходить в дверь, садиться в карету. В детском костюме соединилось всё, что известно об искусстве вышивки, плетения кружев и ювелирном деле. Чуть позже появились юбки на обручах – кринолины.
В XVII в. В России мальчики, как и мужчины, носили кафтаны, камзолы, короткие панталоны. Покрой кафтанов менялся. Их шили из бархата и цветных сукон, парчи и шелка. Одним из главных украшений кафтана были пуговицы разной величины и с разными изображениями. Камзолы носили вплоть до начала XIX в. К концу столетия появился фрак – парадная одежда, отрезная в талии, с узкими длинными фалдами сзади и вырезанными спереди полами, с отложным воротником и лацканами, часто отделанными бархатом. Появление фрака связано с английской модой. Во второй половине XVIIIв. Появилась вторая после Парижа столица моды – Лондон. В Англии возник стиль нового класса – буржуазии, что особенно отразилось на мужской моде. Шили раки из сукна, бархата или плотного шелка. Под фрак непременно подбирали жилет. Он являлся самой нарядной частью костюма. Простые формы, однотонные ткани, платья рубашки, драпировка, отказ от панье – таковы особенности новой моды.
В это время под влиянием взглядов Жан Жака Руссо возникает понятие детской одежды как самостоятельного направления моды. Одежда ребёнка стала более простой. В детской моде появились отложные воротники из кружева, отделка лентами и воланами, широкополые шляпы.
г) Детский костюм XIX в.
В XIX в. Мода менялась очень часто, что было связано с быстрым развитием промышленности. К концу века уже стали носить готовую одежду. Англия была центром технической революции, и это в немалой степени определяло её влияние на европейскую моду. В этом веке всё более отчетливым становится понимание того, что одежда ребёнка не должна копировать одежду взрослых. В XIX в. Бытовало мнение, что “одежда, похожая по фасону и украшениям на одежду взрослых, неэлегантна”. Для детской одежды не подходят бархат, атлас, высокий каблук, но обязательны кружева, которыми особенно украшали костюмы детей аристократов.
В XIX в. Девочек и мальчиков до трёхлетнего возраста одевали одинаково – в короткие яркие платья с квадратным вырезом, украшенные тесьмой и вышивкой. Застёжка в таких платьях располагалась на левой стороне, как в женской одежде. Платья подпоясывались широким цветным поясом из кожи или другого материала.
Мальчики и девочки носили однотонные цветные носки или коричневые чулки. Головным убором служила соломенная шляпа, широкополая с загнутыми вверх полями, с лентой вокруг тульи, концы которой спускались на спину.
После четырёх лет девочек и мальчиков одевали по-разному. Девочки носили те же платья, но более длинные. Мальчики до тринадцати лет ходили в коротких штанах, иногда на манжетах или на резинке внизу. Для одежды мальчиков использовали бархат или белое сукно. Платья для девочек шили из всевозможных тканей с различными фактурами и рисунками, украшением служили бантики, рюшки и воланы.
Для XIX в. Характерно разделение моды (в том числе и детской) на определённые периоды, которые имеют свои названия.
Ампир (1804-1815 гг.) – увлечение античностью. Развитие массового производства одежды. Мальчики носят длинные брюки и рубашки, девочки – платья длиной чуть ниже колена, с высокой талией, опоясанные крест – накрест под мышками цветной шелковой лентой, и длинные панталоны с оборками и кружевами. Костюм дополняют туфельки из саржи.
Реставрация (1815-1820 гг.) – одежда становится пышной и нарядной, простота является показателем бедности или чрезмерной строгости.
Бидермайер (1820-1840 гг.) - доступность моды широким массам, что придает ей мещанский характер. Костюм мальчика напоминает костюм взрослого; костюм девочки состоит из платья и длинных штанишек. Талия находится на естественном уровне, платье украшают оборками и кружевами.
Второе рококо (1840- 1870 гг.) – в моде кринолин – широкая нижняя юбка на обручах, придающяя ей куполообразную форму. Девочки носят платья с широкой юбкой, украшенные тесьмой и кружевом. Талия располагается на естественном месте.
Мода конца 1870-1890-х гг. – возвращение к простоте. В моде стройная фигура. Формы платьев упрощаются, уходит обилие оборок, кринолин сменяется тюрнюром (юбкой с подушечкой сзади ниже талии), потом исчезает и он. В моде матросский костюм. Обувь – высокие сапожки на небольшом каблуке.
Модерн и постмодерн (1890-1914 гг.) – увлечение искусством Греции и Японии. В моде мягкие ниспадающие линии, что характерно и для детской одежды.
д) Детский костюм и молодёжная мода XX в. (сообщение учителя)
В течении XX в. детский костюм (как и взрослый) изменялся не только под влиянием моды. В первой половине столетия огромное воздействие на одежду оказали грандиозные исторические события, к которым, прежде всего, относятся две мировые войны, ход и последствия которых около полувека являлись причиной тяжёлого положения людей.
Костюм военного и послевоенного времени должен быть практичным и изготавливался из материалов ограниченного ассортимента, так как промышленность работала на оборону.
Между Первой и Второй мировыми войнами Европа имела передышку с 1918-1939 г., когда мода могла развиваться. ( Коко Шанель)
В 1920- 1930-е гг. массовым явлением стали кружки кройки и шитья, после войны были введены уроки домоводства в школах. Ремонт одежды долгие годы оставался главным способом ее обновления.
Поэт Д. Самойлов о том периоде писал:
Странные девчонки и мальчишки,
Кутаясь в дешёвые пальтишки,
Маменьками сшитые навырост…
Тканей было мало, но многие из них, особенно костюмные и пальтовые, выпускались двусторонними, и одежду из них можно было “перелицовывать”, т. е. перешить так, чтобы изношенная лицевая сторона стала изнанкой. Таким образом, вешь служила минимум два срока. Такое положение сохранялось примерно до конца 50-х годов, пока промышленность восстанавливалась после победы в ВОВ (1941-1945гг.)
Во второй половине столетия изменения детской одежды наряду с модой во всём мире определялись огромными технологическими достижениями, которые позволили создать совершенно новые поколения текстильных материалов с особыми свойствами, отвечающими современным гигиеническим и эксплуатационным требованиям. Детский костюм становится универсальным, удобным для игр и занятий. При разработке ассортимента огромное внимание уделяется назначению одежды.
Суммируя общемировые тенденции, можно сказать, что в XX в. Модный костюм для детей и подростков претерпел следующие изменения:
(Презентация “Листая семейный альбом”)
Упражнения для снятия напряжения, рассеянности, усталости.
“Возвращение в настоящий момент времени”
1. Дотроньтесь до тёплого. Спасибо.
2. Посмотрите на пол. Спасибо.
3. Посмотрите на окно. Спасибо.
4. Дотроньтесь до острого. Спасибо.
5. Улыбнитесь друг другу. Спасибо.
Девочки, уже заканчивается учебный год, скоро летние каникулы, а затем новый учебный год. Именно сейчас подходящее время для обсуждения новой школьной формы. Вы стали совсем взрослыми и сами хотите выбирать себе одежду. Давайте на сегодняшнем уроке попытаемся решить проблему с одеждой для школы.
Исторический очерк “ Школьная форма в России” (Сообщения учащихся)
Текущий инструктаж по санитарной гигиене и культуре поведения на уроке во время практических занятий. Организация рабочего места.
Работа выполняется по бригадам. По окончании выполнения задания, всеми членами бригады отбирается наиболее интересная работа и подготавливается презентация этого эскиза. Для учащихся, которые раньше справились с заданием, даются индивидуальные карточки “Выполнить эскиз аксессуаров для школьников”.
Упражнения для снятия зрительного утомления
1. Закрыть глаза, сильно напрягая мышцы глаз, на счёт 1-4, затем, расширить глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4. До усталости глаз не доводить.
Закрыть глаза. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть налево на счет 1-4.
Повторять 4-6 раз.
Вопросы для закрепления материала:
- Какие основные черты присущи моде эпохи Возрождения? Как они отображались в детской одежде? (Это была пора развития науки, искусства, ремёсел и торжества идей гуманизма. Общая гуманистическая идея эпохи Возрождения определила культ человека. Образ человека подчеркивался плавными укрупненными формами одежды. Одежда детей практически не отличалась от взрослой одежды.)
- Что влияло на характер изменений в детской одежде в первой и второй половине XX в.? (В первой половине XXв. Детский костюм изменялся не только под влиянием моды. На изменение одежды огромное влияния оказали две мировые войны. Во второй половине XX в. изменения в первую очередь определялись огромными технологическими достижениями. Появились новые поколения текстильных материалов.)
- Что означает “перелицевать одежду”? (Перешить так, чтобы изнаночная сторона стала лицевой.)
- Какова современная детская одежда (силуэт, фасон, материалы, стиль)?
- Что в современной молодежной моде привлекает вас лично, а что не нравится и почему? (возможно задание на дом)
V. Подведение итогов
Чтобы подвести итоги урока, вместо оценок за урок мы по анкете определим, насколько эффективен наш урок. (Раздаются индивидуальные анкеты)
На доске запись:
Удовлетворен полностью-3
В основном-2
Частично-1
Не удовлетворен -0
Подвести итог анкеты.
Добиться цели нашего урока нам помогли знания, полученные нами из истории, изобразительного искусства, технологии, биологии.
Уборка рабочих мест.
VI. Задание на дом.
Использованная литература
- Каминская Н.М. История костюма. М. “Легкая индустрия”, 1977.
- Рябцев Ю.С. История русской культуры XVIII – XIX веков. М. “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 1997.
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Издательство “Титул”, г. Обнинск, 1996.
- Тураев С.В. Зарубежная литература. М. Просвещение, 1977.
- . Дудник Г.П. История костюма. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
- 2. Научно-методический журнал Образование в современной школе.
- 3. Моделирование и художественное оформление одежды. Учебник для учащихся профессиональных лицеев, училищ и курсовых комбинатов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- 4. Я познаю мир. – М.,1999.
- Школа и производство.
- Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17 – 20 вв.
- Большая детская энциклопедия. Искусство.