Цели:
- Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
- Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.
- Развивать мелкую моторику и координацию движений.
- Обучать правильному согласованию существительных с числительными.
Оборудование: индивидуальное зеркало; предметные картинки; карточки со слогами, словами; компьютерная программа для развития речи, формирования правильного произношения «Учимся говорить правильно».
Ход занятия
I. Организационный момент
– Назови картинки (роза, ромашка). С какого звука начинаются эти названия цветов?
– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях.
II. Артикуляционная гимнастика
– Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Улыбка», «Заборчик». У нас хорошее настроение и мы улыбаемся.
– Давай вспомним, какие упражнения помогли тебе научиться правильно произносить звук [Р].
Выполнение упражнений перед зеркалом.
«Чистим зубы» – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубы.
«Грибок» – широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка грибка натянулась.
«Маляр» – рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Громкий барабан» – улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося “д-д-д”.
III. Основная часть
1. А теперь давай покажем, как мы научились правильно выговаривать звук [Р]. Заведем “моторчик”.
– РРРРРРРРРРРРРР
Анализ артикуляции звука по плану:
а) положение губ;
б) положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;
в) участие голосовых складок.
Рот приоткрыт. Губы принимают положение следующего звука.
Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами.
Средняя часть спинки языка прогибается и принимает форму ложечки. Корень языка поднят. Боковые края его прилегают к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик вибрирует у альвеол.
На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.
– Гласный или согласный звук? (согласный, так как мешает «петь» язык)
– Звонкий или глухой звук? (звонкий, так как в горле работает «голосовой моторчик»)
– Звук твердый или мягкий? (твердый).
– Каким цветом его обозначаем? (синим).
– Какую букву пишем? (Р)
Обобщение ответа: звук [Р] согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.
2. Развитие фонематического слуха.
– Сейчас я буду называть слоги, а ты должна хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [Р]: МА, РА, ПУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, РЫ, БА , РУ, ПО.
– Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [Р]: рыба, губы, игра, радио, лампа, забор, ракета, ветер, лапа, рысь, кошка, норы, укол, дыра.
3. Компьютерная игра: «Услышь звук [Р]»
– А теперь пойдем к компьютеру. Задание: Щелкни самолет и из него вылетит шарик. Поймай этот шарик, если услышишь звук [Р].
4. Чтение слоговых рядов.
АР-АР-АР КРА-КРО-КРЫ УРА-УРА-УРА
ОР-ОР-ОР ТРА-ТРО-ТРЫ УРУ-УРУ-УРУ
РА-РА-РА БРА-БРО-БРЫ РА-РО-РУ
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Игра «А у меня много»
– Ты получишь карточку, если определишь, где находится звук [Р] в слове. Логопед показывает картинки с изображением предметов во множественном числе, ребенок называет слово и определяет место звука в слове. (У ребенка картинки с изображением предметов во множественном числе, у логопеда – в единственном).
Логопед: – Я сорвала одну ромашку.
Ребенок: – А я сорвала три ромашки.
Л: У меня есть радио.
Р: А у меня есть три радио.
Л: У меня есть красная рубашка.
Р: А у меня есть четыре красные рубашки.
Л: У моей бабушки одна корова.
Р: А у моей бабушки три коровы.
Л: Я съела одну грушу.
Р: А я съела четыре груши.
Л: У нас есть один самовар.
Р: А у нас есть три самовара.
Л: Мне подарили одну розу.
Р: А мне подарили пять роз.
7. Звуковой анализ слова (РОЗА)
– Сколько слогов в этом слове?
– Назови первый слог
– Сколько в этом слоге звуков?
– Назови их по порядку
– Назови второй слог
– Сколько в этом слоге звуков?
– Назови их по порядку
– Назови только гласные в этом слове
– Назови только согласные в этом слове
IV. Итог
– Какой звук мы сегодня учились правильно говорить в словах?
– Произнеси этот звук правильно.
Домашнее задание на карточке.
- Проговаривать слоги и слова со звуком [Р]
- Проговаривать чистоговорки:
В огороде старика репка выросла крепка.
Белые бараны били в барабаны. - Произвести звуковой анализ слова (РОБОТ)