Учебно-воспитательные цели:
- Расширить и углубить понятия учащихся о Кавказе.
- Закрепить математические знания учащихся по теме "Проценты" с учетом их индивидуальных особенностей.
- Формировать умения самостоятельной работы с различными информационными источниками.
- Повысить интерес к изучению Кавказа, воспитать чувство уважения между народами.
Тип урока: бинарный.
Время: 45 минут.
Оборудование. Атласы, карты, учебники, индивидуальные карточки, картины и т.д.
Ход урока
1. Орг. момент.
Эпиграф.
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я спутник не чужой:
Прекрасен ты, суровый край свободы!
2. Объяснения нового материала.
Географическое положение.
Природные условия и ресурсы.
Население Европейского Юга.
(Г - учитель географии, М - учитель математики)
Географическое положение. (Приложение № 1)
Г: Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трёх сторон природными рубежами. Чёрное и Каспийское море, горы.
?Найдите на карте эти рубежи. (Работа у доски и на парте)
Г: ? А какова площадь территории Кавказа мы спросим у Анны Ивановны.
М: Ребята вы видите на карте, что площадь России гораздо больше площади Кавказа. Так вот площадь России 17млн км, а Кавказа 355тыс км. На этой территории расположены разные природные объекты. Они составляют:
50% территория, омываемая морями.
25% горные территории.
10% ледники.
75% зоны отдыха.
? Давайте узнаем, какую часть числа составляют эти проценты.
(Задание №1)
? Какая зона занимает большую часть территории Кавказа.
М: Говорят, что самые лучшее место для отдыха это черноморское побережье Кавказа. А вы Наталья Ильинична с этим согласны?
3. Природные условия и ресурсы.
Думаю, что эти утверждения верны. На Кавказе не только хороший климат, но и разнообразные минеральные, агроклиматические и рекреационные ресурсы.
(картина природа Кавказа рассказ учителя, почему выпадает разное количество осадков)
Задание №2 Допиши ресурсы?
Г: Давайте посмотрим, как это выглядит в цифрах хотя бы на примере осадков.
М: На Черноморском побережье Кавказа ежегодно выпадает 600мм осадков. На Каспийском побережье 40% этого числа. Сколько осадков выпадает на каспийском побережье?
(Задание № 3)
Население Европейского Юга.
Г: Высокая плотность населения, очаги его концентрации. (Крупные города показать на карте).
М: Устно. Городского населения 58%.
Сельского населения?
Г: Этническое разнообразие. Христианство и ислам. Многонациональность.
(Показ компьютерной презентации. Яркие представители народов Кавказа)
?Какие народы населяют Кавказ.
М: Глядя на эту карту, предлагаю вам выполнить следующее задание.
Задание № 4.
Заменить проценты десятичной дробью.
Русские 62%
Дагестанцы 11%
Черкесы 6%
Адыгейцы 3%
Кабардинцы 7%
Чеченцы 5%
Ингуши 2%
Осетины 4%
4. Итог. Вот так незаметно пролетел урок, что ж пора подвести итоги.
Кроссворд.
На берегу, какого моря выпадает 240 мм осадков.
К площади, какой страны относится Кавказ.
Национальность, которая составляет 3% всех жителей Кавказа.
Эта территория составляет 10% площади Кавказа.