Пояснительная записка к образовательной программе по раннему обучению чтению через письмо "Учусь открывать мир"

Разделы: Работа с дошкольниками


Образовательная программа "Учусь открывать мир" основана на введении элементов технологии Юргена Райхена "Чтение через письмо", разработана также на основе опыта работы Белгородских гимназий №№10, 38, детского сада № 67 города Белгород. Именно в названных образовательно-воспитательных учреждениях с сентября 1994 года проводится эксперимент по введению элементов технологии Ю. Райхена.

Идея обучения чтению через письмо нашла себя еще в работах великих русских педагогов и психологов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Л.С. Выготского.

В программе используются также некоторые материалы экспериментальной работы ученых Е.В. Тонкова и Г.И. Пашковой по внедрению технологии обучения чтению через письмо в образовательные учреждения России.

Концепция "Чтение посредством письма" чрезвычайно актуальна, так как имеет следующие преимущества:

  • заменяет курсы чтения, письма, которые строятся по принципу маленьких и ровных шагов, и дает детям возможность самостоятельного, активного подхода к письменному языку;
  • отвечает требованиям индивидуализации и дифференциации;
  • базируется на основе педагогического оптимизма и новой роли педагога, когда тот не дает знания, а лишь помогает ребенку получить их самому;
  • стимулирует активность детей и создает положительное отношение к работе;
  • позволяет, чтобы дети уже рано читали самостоятельно и достигали удивительной компетенции при сочетании текстов;
  • отказавшись от текстов стандартных азбук, которые отличаются бедностью языка, она дает возможность обратиться к речевой компетентности детей и предлагает свободу творческого отношения к языку с самого начала обучения.

Актуальность программы обусловлена также тем, что главным средством установления контактов детей с окружающими, выражения мыслей и переживаний становится язык. Существенную роль в развитии речи детей 3-7 лет начинают играть опосредованные способы познания мира.

Чтение книг, рассматривание картинок, предметов, наблюдение за объектами природы под руководством взрослого значительно обогащают содержание речи и способствуют освоению сложных речевых форм. Данная программа предусматривает расширение социальных контактов детей и заставляет правильно воспринимать слова как звуковые комплексы, стремиться их произносить, чтобы быть понятым слушателями.

Цель программы - научить детей навыку чтения посредством письма в самоуправляемом, осознанном процессе обучения и практически применять этот навык.

Для достижения поставленной цели программа предполагает решение ряда задач:

  • Овладение умением работать с полным составом букв и звуков без ограничения словаря, обучение элементам грамоты путем систематического звукопроизношения и соотнесения звука с его звучанием.
  • Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
  • Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.
  • Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат - умение читать посредством письма, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программа предназначена для детей 3-7 лет, срок ее реализации составляет 3 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Занятия проходят с использованием элементов концепции "открытого обучения", исходным пунктом которого является непосредственный контакт с действительностью, общение с ровесниками и при этом учитывается, что темп обучения каждого ребенка индивидуален. Основой "открытого обучения" является познавательный интерес детей, их жизненный опыт, желание быть исследователями и исследовать.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности. В правильной стимуляции интересов детей к изучению грамоты, в собственном темпе развития дети сами прорабатывают предложенный педагогом материал. Из этой основной позиции к педагогу применяются следующие требования:

  • индивидуализация учения (то, что учат дети, они учат сами);
  • социальное учение (хотя дети учатся сами, они работают в коллективе);
  • учение в контексте (межпредметные связи).

Из этих требований вытекают три принципа, реализующие программу:

Принцип дидактики чтения. Он состоит в том, что каждое слово делится на его З-В-У-К-О-В-У-Ю Ц-Е-П-Ь и затем полностью пишется его фонетический образ. Основным рабочим средством для детей является таблица начальных звуков, при помощи которой по методу начальных букв они могут писать все, что хотят.

Принцип психологии чтения. Отказ от дидактического принципа трех шагов "показать - подражать - упражнять" и от основного - "от простого к сложному". Вместо этого детям предоставляется свобода учиться.

Практические занятия. Обучение чтению и письму организуется по образцу овладения речью маленькими детьми. Они учатся говорить не подражанием, а по собственной инициативе, потому что хотят что-то передать. Закрепляя полученный материал, на практических занятиях делается акцент на самостоятельную работу обучающихся, так как этому способствуют возрастные особенности детей, позволяет содержание, сложность и игровое оформление заданий.

Программой предусмотрен метод игровой педагогики: игры на развитие логического мышления, его быстроты, смекалки, памяти, игры на сплочение коллектива. Игровая имитация соревнования удовлетворяет возрастные потребности детей в самоутверждении, а содержание игры способствует продуктивному усвоению материала, позволяет разрядить обстановку в группе, отдохнуть после предыдущего занятия и настроиться на ход следующего.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Первый этап программы "Учусь открывать мир" рассчитан на обучение детей в возрасте 3-4 лет. Главная задача этого этапа обучения - ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка.

Главная задача второго года обучения (4-5 лет) заключается в развитии звукобуквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребенка к письму.

Главная задача третьего года обучения (5-7 лет) состоит в развитии умения детей писать (печатать) и читать, в привитии интереса к чтению.

В процессе освоения данной программы предполагается достижение следующих результатов.

К концу первого года обучения дети могут узнать:

  • что все слова состоят из звуков;
  • содержание таблицы начальных звуков (букв);
  • как четко и правильно произносить начальные звуки в названиях предметов таблицы;
  • как правильно употреблять окончания для согласования слов в предложениях;
  • как правильно построить предложение;

К концу первого года обучения дети могут научиться:

  • заучивать потешки, стихи, что способствует не только правильному произношению звуков во фразовой речи, но и развитию слуховой памяти;
  • строить предложение для описания картинки, сообщения о чем-либо;
  • печатать буквы А, О, У, Ы, И, Э, М, Б, П, Т, Н, К, С и читать слова из этих букв;
  • слышать в слове интонационно выделенный звук и называть его.

В конце первого года обучения дети участвуют в познавательно-развлекательной викторине "Учусь открывать мир".

К концу второго года обучения дети узнают:

  • все буквы русского алфавита и как их напечатать;
  • как напечатать одно- или двусложные слова с помощью таблицы "Картинки и звуки (буквы)";
  • как построить рассказ для описания картинки, сообщения о чем-либо.

К концу второго года обучения дети могут научиться:

  • печатать и читать отдельные слова, короткие предложения;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • слышать и воспроизводить звуковой образ одно- или двусложных слов;
  • включаться в различные виды познавательной и творческой деятельности, требующей инициативы и самостоятельности;
  • высказывать свое мнение.

Итоговое занятие второго года обучения проходит в форме театрализованного представления "В Буквограде".

К концу третьего года обучения дети узнают:

  • что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ь и Ъ;
  • что согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими;
  • непарные звонкие, сонорные звуки Л, М, Н и Й (всегда мягкий);
  • парные звонкие и глухие согласные звуки Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С и Ж-Ш (всегда твердые);
  • непарные глухие согласные звуки Х и Ц (всегда твердый) и Ч, Щ (всегда мягкие).

К концу третьего года обучения дети могут научиться:

  • правильно пользоваться терминами "звук", "буква", "слог", "слово", "предложение";
  • писать и читать предложения из двух-трех слов, анализировать их;
  • сочинять стихи (акростих).

Итоговое занятие в конце третьего года обучения - в форме поэтического праздника "Как хорошо уметь читать!"

Вместе с обучением детей определенным знаниям, умениям и навыкам, предусматривается развитие у них таких качеств, как любознательность, дружелюбие, доброжелательность, сотрудничество в паре и группе. Итогом успешного завершения данной программы служит не столько умение обучающихся читать посредством письма, сколько умение комфортно чувствовать себя во многих жизненных ситуациях.

Условия, необходимые для реализации программы

Занятия по образовательной программе "Учусь открывать мир" проводятся в просторном, светлом помещении. В кабинете должен быть шкаф с именными ящиками детей, куда они могут складывать свои поделки, письменные работы. Комплекты ученических столов и стульев должны соответствовать возрастной категории и росту детей, необходима навесная доска и магнитная доска с буквами.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста ведется на материале, доступном возрасту и индивидуальным особенностям детей:

  • комплект таблиц "Картинки и звуки (буквы)";
  • комплект таблиц "Картинки" с пустыми клетками вместо букв;
  • комплект таблиц "Буквы" с пустыми клетками вместо картинок;
  • наборы фишек с картинками таблицы;
  • наборы фишек с буквами;
  • наборы цветных фишек;
  • игровые приспособления "Волшебные сундучки" с карточками;
  • буквы, напечатанные на листах формата А4;
  • деревянная рамка формата А4 с кубиками;
  • карточки "Домино" с картинками и предложениями;
  • набор букв из цветного картона;
  • игротека.

Для проведения занятий в рабочем кабинете необходимо иметь следующую литературу:

  • загадки для детей дошкольного возраста;
  • книжки-раскраски с буквами;
  • книги-сборники игр для детей дошкольного возраста;
  • рассказы в картинках;
  • рабочие тетради "Учусь открывать мир" автора Г.И. Пашковой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева А. Большая книга для самых маленьких / А. Андреева. - М.: РОСМЭН, 2004.

2. Виноградова Е.Д. 1000 загадок для самых умных малышей / Е.Д. Виноградова. - М.: АСТ, СПб.: Сова, 2007.

3. Егорова О.В. Звуки / О.В. Егорова. - М.: Просвещение, 2005.

4. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г. Илларионова. - М.: Просвещение, 1985.

5. Козырева Л.М. Как образуются слова / Л.М. Козырева. - Ярославль, 2001.

6. Колесникова Е.В. Раз - словечко, два - словечко / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2009.

7. Колесникова Е.В. От слова к звуку / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2008.

8. Колесникова Е.В. Я уже считаю. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2009.

9. Пашкова Г.И. Учусь открывать мир. Тетрадь по родному языку №1 для 1 класса (букварный период) / Г.И. Пашкова. - Изд. БГУ, 1999.

10. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. - М.: Просвещение, 2004.

11. Тонков Е.В. Обучение чтению через письмо в сочетании с открытыми формами занятий / Е.В. Тонков, Г.И. Пашкова. - Изд. БГУ, 1997.

12. Федин С.А. Занимательные головоломки и ребусы / С.А. Федин, О.С. Федина. - М.: АСТ, 2000.

13. Шипилова М.Д. Буквы и звуки / М.Д. Шипилова. - СПб.: Сова, 2006.