Задачи:
- Образовательные. Ознакомить учащихся со свойствами кислорода, как вещества, с реакциями горения и окисления. Познакомить с явлением аллотропии и аллотропной модификации кислорода – озоном. Дать начальные представления об оксидах.
- Развивающие. Развивать познавательный интерес и эмоции школьников, умение выделять главное, сравнивать, делать выводы
- Воспитательные. Формировать основные мировоззренческие идеи: материальность мира, причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Объявление темы и целей урока (слайд 1)
2. Проверка знаний
Учитель: На экране вопросы по теме «Кислород» ( слайд 2), ответьте на те вопросы, на которые вы уже знаете ответы и впишите их в бланк (приложение 1)
3. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит разобрать и ответить на вопросы, которые записаны на доске, в заключение нашей работы вместо знаков вопросов мы поставим восклицательные знаки.
Правда ли, что кислород…
-Имеет разные агрегатные состояния?
-Является сильным окислителем?
-Реагирует с металлами, неметаллами и сложными веществами?
-Входит в состав оксидов?
-Имеет аллотропные модификации?
1) Физические свойства кислорода.
Учитель: Можем ли мы увидеть кислород вокруг себя? Почувствовать запах кислорода? Какими физическими свойствами обладает кислород, (работа по учебнику)?
Учитель: Я хочу привести отрывок из повести А. Беляева «Продавец воздуха»: «Перед нами был огромный подземный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, вода которого отливала красивым голубым цветом. «Жидкий воздух», — сказал Бэйли. Я был поражен. Вместе с тем я почувствовал, что мой костюм как будто сжимается, и не мог понять почему. Здесь большое давление».
Учитель: Может ли кислород менять агрегатное состояние (слайд 3)?
2) Химические свойства кислорода.
Учитель: Кислород вездесущ он реагирует с 86 элементами (слайд 4)
Просмотр слайда 5 , запись в тетрадь и на доске уравнений реакций.
Взаимодействие с неметаллами (слайд 6)
Взаимодействие с металлами (слайд 7)
Учитель: Какие реакции относятся к реакциям окисления и горения? Найдите ответ в учебнике (слайд 8)
Учитель: Посмотрите еще раз на продукты реакций, что общего видите? Да во всех веществах присутствует кислород. Все вещества при реагировании с кислородом окисляются до оксидов. Что называется оксидами? Найдите ответ в учебнике и запишите определение в тетрадь.
Взаимодействие кислорода со сложными веществами (слайд 9)
Учитель: Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из записей в приведенных карточках. Число карточек равно числу оксидов (слайд 10)
Взаимопроверка (слайд 11),выставление правильных баллов.
3) Озон – аллотропная модификация кислорода.
Учитель: При пропускании электрических разрядов через воздух ощущается особый запах «свежести», например после грозы (слайд 12)
Озон – это аллотропная модификация кислорода (слайд 13)
Образование озона (слайд 14)
IV. Закрепление знаний
Учитель: Вернемся к нашим вопросам на доске, можно ли у каждого из них поставить восклицательный знак.
Решение теста.
Учитель: Закончите выполнение теста и ответьте на те вопросы, которые у вас вызывали затруднения в начале урока.
V. Выставление оценок, задание на дом:
§20, №5, задача №2, защита конспекта (приложение 2), по желанию №6, №3