Тип урока: урок с применением ИКТ.
Цель: знакомство с симфоническим оркестром и с музыкальными инструментами входящие в состав симфонического оркестра.
Задачи:
- узнавать по внешнему виду и звучанию новые для себя инструменты;
- знали и понимали термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
- исполняли песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне до первой октавы – до второй октавы.
Образовательная и дидактическая задачи – обеспечить в ходе урока:
- Развитие музыкальных и творческих способностей учащихся.
- Воспитывать музыкальный вкус.
- Прививать любовь к музыке.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная.
Методы обучения:
- По источнику знаний:
- словесные;
- практические;
- наглядные.
- По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный.
- По принципу расчленения или соединения знаний: обобщающий.
При этом используются следующие педагогические технологии:
- технология проектирования;
- личностно-ориентированная.
Оборудование: картинки с изображением музыкальных инструментов, музыкальный центр, видеопроектор, компьютер, фортепиано, на СД – носители симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и Волк».
Условные обозначения:
Структура урока:
- Организационный момент: сообщение темы, целей урока и мотивация учебной деятельности.
- Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний.
- Этап усвоения новых знаний (задания по группам).
- Этап закрепления знаний при помощи ИКТ.
- Задания творческого характера.
- Итоги урока.
Ход урока
(Приложение 1, слайд №2)
Учитель:
симфонический оркестр
Музыкальное произведение может исполнить один музыкант: на скрипке, фортепиано, балалайке... А могут одновременно много — 60—80 и даже 100 человек. Тогда говорят, что музыку исполняет оркестр.
В симфоническом оркестре музыканты играют на самых разных музыкальных инструментах: на скрипках, трубах, барабанах и многих, многих других. Скрипачи садятся по двое, друг за другом в два ряда. За ними размещаются другие музыканты. Среди них - играющие на контрабасах, на различных духовых инструментах: флейтах, гобоях, кларнетах, фаготах, трубах, валторнах и т.д. Позади всех располагается ударная группа инструментов (большие малые барабаны, ксилофон, тарелки и другие).
Всеми музыкантами в оркестре руководит один человек. В руках он держит палочку, которой показывает, когда надо начинать играть, когда кончать, как надо играть - быстро или медленно, громко или тихо. И музыканты хорошо понимают его жесты. Этот музыкант называется дирижёром, а его палочка — дирижёрской.
(Приложение 1, слайд №3)
Предлагаю вам познакомиться с музыкальными инструментами, которые входят в состав оркестра на примере симфонической сказки Сергея Сергеевича Прокофьева.
(Приложение 1, слайд №4)
(Приложение 1, слайд №5)
«Петя и волк»
Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую зелёную лужайку.
(Звучит тема Пети .На экране струнные музыкальные инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас.)
(Приложение 1, слайд №6 )
На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно», — весело зачирикала она. Петя очень дружит с птичкой.
(Приложение 1, слайд №7)
(Тема Птички. На экране флейта)
Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитку, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке.
(Приложение 1, слайд №8)
(Тема Утки. На экране гобой)
Увидев утку, птичка слетела на траву, села рядом с уткой и пожала плечами: «Какая же ты птица, если ты летать не умеешь?» — сказала птичка, на что утка ей ответила: «А какая же ты птица, если ты плавать не умеешь?» И плюхнулась в лужу.
Они ещё долго спорили, утка - плавая по луже, птичка — прыгая по берегу.
Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка.
(Приложение 1, слайд №9)
(Тема Кошки. На экране кларнет)
Кошка подумала: «Птичка занята спором — сейчас я её сцапаю!» И неслышно, на бархатных лапках, подбиралась к ней.
«Берегись!» - крикнул Петя. И птичка мигом вспорхнула на дерево, а утка с середины своей лужи сердито закрякала на кошку.
Кошка ходила вокруг дерева и думала: «Стоит ли лезть так высоко? Пока влезешь птичка всё равно улетит».
Вышел дедушка.
(Приложение 1, слайд №10)
(Тема Дедушки. На экране фагот)
Дедушка сердился, что Петя ушёл за калитку. «Места опасные. А если из лесу придёт волк? Что тогда?»
Петя не придал никакого значения словам дедушки и заявил, что не боится волков. Но дедушка взял Петю за руку, увёл домой и крепко запер калитку.
И действительно, не успел Петя уйти за калитку, как из лесу показался огромный серый волк.
(Приложение 1, слайд №11)
(Тема Волка. На экране волторна)
Кошка мигом влезла на дерево. Утка закрякала и бросилась вон из лужи. Но как она ни бежала, а волк бежал быстрее. Вот он ближе, ближе. Вот он догнал её,схватил и проглотил.
Теперь картина была такая: кошка сидела на одной ветке, птичка - на другой, подальше от кошки. А волк ходил вокруг дерева и смотрел на них жадными глазами.
Между тем Петя, который остался стоять около запертой калитки и видел всё происходящее, нисколько не испугался. Он побежал домой, взял толстую верёвку и влез на высокий забор. Одна из веток дерева, вокруг которого ходил волк, простиралась до этого забора. И, ухватившись за эту ветку, Петя ловко перелез на дерево. Петя сказал птичке: «Лети вниз и кружись вокруг морды волка. Только осторожно, чтобы он тебя не сцапал».
Птичка почти задевала крыльями морду волка, и волк сердито прыгал за ней во все стороны.
Ах, как птичка раздражала волка, как он хотел схватить её, но птичка была ловка, и волк ничего не мог поделать.
Петя же, сделав на дереве петлю, осторожно спустил её вниз, накинул волку на хвост и затянул. Волк почувствовал, что попался, и в бешенстве стал прыгать, стараясь вырваться. Но Петя привязал другой конец верёвки к дереву. От прыжков волка петля только туже затягивалась на его хвосте.
В это время из лесу показались охотники. Они шли по следам волка, приближались издалека. Охотники стреляли из ружей.
(Приложение 1, слайд №12)
Но Петя сказал с дерева: «Не стоит стрелять. Мы с птичкой уже поймали волка. Помогите нам отвести его в зоологический сад. Пожалуйста».
И вот, представьте себе торжественное шествие.
Впереди шёл Петя» За Петей шли охотники. Охотники вели волка» Позади шёл дедушка с кошкой. Дедушка недовольно качал головой: «Ну, а если бы Петя не поймал волка. Что тогда?»
Наверху летела птичка и весело чирикала: «А вот какие мы с Петей, а вот кого мы поймали!»
А если очень внимательно прислушаться, то было слышно, как в животе у волка крякала утка, потому что волк так торопился, что проглотил её живьём.
А чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть, отгадать на слух музыкальные инструменты.
Учитель даёт послушать темы героев сказки «Петя и волк».
Учащиеся смотрят на экран проектора выбирают из подсказок правильный ответ и нажимают клавишу.
(Приложение 1, слайд № 13, 14)
(После закрепления темы в игровой форме, переходим к пению.)
Повторяем любимые песни по выбору учащихся.
а) «Песенка друзей»
б) «Солнечные зайчики»
в) «Дети любят рисовать»
г) «Люси»
Итог.
Учитель: Ребята наша задача с вами была, чтоб познакомиться с симфоническим оркестром, и с музыкальными инструментами входящие в состав симфонического оркестра. Как вы думаете, справились вы с задачей?
Учащиеся: Да.
Учитель: Вы показали свои знания в нашей игре. И думаю, что вы музыкальные инструменты будете помнить.
Домашнее задание: Нарисовать героев симфонической сказки «Петя и волк» русского композитора С.С. Прокофьева. В рисунке показать характер героев.
До свидания.