"Симфонический оркестр" (урок с применением ИКТ)

Разделы: Музыка


Тип урока: урок с применением ИКТ.

Цель: знакомство с симфоническим оркестром и с музыкальными инструментами входящие в состав симфонического оркестра.

Задачи:

  • узнавать по внешнему виду и звучанию новые для себя инструменты;
  • знали и понимали термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
  • исполняли песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне до первой октавы – до второй октавы.

Образовательная и дидактическая задачи – обеспечить в ходе урока:

  • Развитие музыкальных и творческих способностей учащихся.
  • Воспитывать музыкальный вкус.
  • Прививать любовь к музыке.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная.

Методы обучения:

  1. По источнику знаний:
  • словесные;
  • практические;
  • наглядные.
  1. По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный.
  2. По принципу расчленения или соединения знаний: обобщающий.

При этом используются следующие педагогические технологии:

  • технология проектирования;
  • личностно-ориентированная.

Оборудование: картинки с изображением музыкальных инструментов, музыкальный центр, видеопроектор, компьютер, фортепиано, на СД – носители симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и Волк».

Условные обозначения:

Структура урока:

  1. Организационный момент: сообщение темы, целей урока и мотивация учебной деятельности.
  2. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний.
  3. Этап усвоения новых знаний (задания по группам).
  4. Этап закрепления знаний при помощи ИКТ.
  5. Задания творческого характера.
  6. Итоги урока.

Ход урока

(Приложение 1, слайд №2)

Учитель:

симфонический оркестр

Музыкальное произведение может исполнить один музыкант: на скрипке, фортепиано, балалайке... А могут одновременно много — 60—80 и даже 100 человек. Тогда говорят, что музыку исполняет оркестр.

В симфоническом оркестре музыканты играют на самых разных музыкальных инструментах: на скрипках, трубах, барабанах и многих, многих других. Скрипачи садятся по двое, друг за другом в два ряда. За ними размещаются другие музыканты. Среди них - играющие на контрабасах, на различных духовых инструментах: флейтах, гобоях, кларнетах, фаготах, трубах, валторнах и т.д. Позади всех располагается ударная группа инструментов (большие малые барабаны, ксилофон, тарелки и другие).

Всеми музыкантами в оркестре руководит один человек. В руках он держит палочку, которой показывает, когда надо начинать играть, когда кончать, как надо играть - быстро или медленно, громко или тихо. И музыканты хорошо понимают его жесты. Этот музыкант называется дирижёром, а его палочка — дирижёрской.

(Приложение 1, слайд №3)

Предлагаю вам познакомиться с музыкальными инструментами, которые входят в состав оркестра на примере симфонической сказки Сергея Сергеевича Прокофьева.

(Приложение 1, слайд №4)

(Приложение 1, слайд №5)

«Петя и волк»

Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую зелёную лужайку.

(Звучит тема Пети .На экране струнные музыкальные инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас.)

(Приложение 1, слайд №6 )

На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно», — весело зачирикала она. Петя очень дружит с птичкой.

(Приложение 1, слайд №7)

(Тема Птички. На экране флейта)

Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитку, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке.

(Приложение 1, слайд №8)

(Тема Утки. На экране гобой)

Увидев утку, птичка слетела на траву, села рядом с уткой и пожала плечами: «Какая же ты птица, если ты летать не умеешь?» — сказала птичка, на что утка ей ответила: «А какая же ты птица, если ты плавать не умеешь?» И плюхнулась в лужу.

Они ещё долго спорили, утка - плавая по луже, птичка — прыгая по берегу.

Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка.

(Приложение 1, слайд №9)

(Тема Кошки. На экране кларнет)

Кошка подумала: «Птичка занята спором — сейчас я её сцапаю!» И неслышно, на бархатных лапках, подбиралась к ней.

«Берегись!» - крикнул Петя. И птичка мигом вспорхнула на дерево, а утка с середины своей лужи сердито закрякала на кошку.

Кошка ходила вокруг дерева и думала: «Стоит ли лезть так высоко? Пока влезешь птичка всё равно улетит».

Вышел дедушка.

(Приложение 1, слайд №10)

(Тема Дедушки. На экране фагот)

Дедушка сердился, что Петя ушёл за калитку. «Места опасные. А если из лесу придёт волк? Что тогда?»

Петя не придал никакого значения словам дедушки и заявил, что не боится волков. Но дедушка взял Петю за руку, увёл домой и крепко запер калитку.

И действительно, не успел Петя уйти за калитку, как из лесу показался огромный серый волк.

(Приложение 1, слайд №11)

(Тема Волка. На экране волторна)

Кошка мигом влезла на дерево. Утка закрякала и бросилась вон из лужи. Но как она ни бежала, а волк бежал быстрее. Вот он ближе, ближе. Вот он догнал её,схватил и проглотил.

Теперь картина была такая: кошка сидела на одной ветке, птичка - на другой, подальше от кошки. А волк ходил вокруг дерева и смотрел на них жадными глазами.

Между тем Петя, который остался стоять около запертой калитки и видел всё происходящее, нисколько не испугался. Он побежал домой, взял толстую верёвку и влез на высокий забор. Одна из веток дерева, вокруг которого ходил волк, простиралась до этого забора. И, ухватившись за эту ветку, Петя ловко перелез на дерево. Петя сказал птичке: «Лети вниз и кружись вокруг морды волка. Только осторожно, чтобы он тебя не сцапал».

Птичка почти задевала крыльями морду волка, и волк сердито прыгал за ней во все стороны.

Ах, как птичка раздражала волка, как он хотел схватить её, но птичка была ловка, и волк ничего не мог поделать.

Петя же, сделав на дереве петлю, осторожно спустил её вниз, накинул волку на хвост и затянул. Волк почувствовал, что попался, и в бешенстве стал прыгать, стараясь вырваться. Но Петя привязал другой конец верёвки к дереву. От прыжков волка петля только туже затягивалась на его хвосте.

В это время из лесу показались охотники. Они шли по следам волка, приближались издалека. Охотники стреляли из ружей.

(Приложение 1, слайд №12)

Но Петя сказал с дерева: «Не стоит стрелять. Мы с птичкой уже поймали волка. Помогите нам отвести его в зоологический сад. Пожалуйста».

И вот, представьте себе торжественное шествие.

Впереди шёл Петя» За Петей шли охотники. Охотники вели волка» Позади шёл дедушка с кошкой. Дедушка недовольно качал головой: «Ну, а если бы Петя не поймал волка. Что тогда?»

Наверху летела птичка и весело чирикала: «А вот какие мы с Петей, а вот кого мы поймали!»

А если очень внимательно прислушаться, то было слышно, как в животе у волка крякала утка, потому что волк так торопился, что проглотил её живьём.

А чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть, отгадать на слух музыкальные инструменты.

Учитель даёт послушать темы героев сказки «Петя и волк».

Учащиеся смотрят на экран проектора выбирают из подсказок правильный ответ и нажимают клавишу.

(Приложение 1, слайд № 13, 14)

(После закрепления темы в игровой форме, переходим к пению.)

Повторяем любимые песни по выбору учащихся.

а) «Песенка друзей»

б) «Солнечные зайчики»

в) «Дети любят рисовать»

г) «Люси»

Итог.

Учитель: Ребята наша задача с вами была, чтоб познакомиться с симфоническим оркестром, и с музыкальными инструментами входящие в состав симфонического оркестра. Как вы думаете, справились вы с задачей?

Учащиеся: Да.

Учитель: Вы показали свои знания в нашей игре. И думаю, что вы музыкальные инструменты будете помнить.

Домашнее задание: Нарисовать героев симфонической сказки «Петя и волк» русского композитора С.С. Прокофьева. В рисунке показать характер героев.

До свидания.