Методическая работа как средство повышения профессионального роста педагога

Разделы: Администрирование школы


В современных образовательных условиях необходимо организовать методическую работу, направленную на оказание реальной действенной помощи педагогам. Система организации работы с педагогическими кадрами способствует повышению профессиональной компетентности учителя на современном этапе развития образования. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующее в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.

Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс, носящий повседневный характер. Роль методической работы значительно возрастает в условиях реализации комплексной программы модернизации российского образования в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы, формы обучения и воспитания.

Главным и существенным в методической работе является оказание реальной, действенной помощи учителям, классным руководителям в развитии их мастерства, т.к. методическая работа существенно влияет на качество, эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы школы. Исходя из анализа работы школы, данных мониторинга качества образования и социального заказа была определена методическая тема школы «Профессиональная деятельность педагога по формированию у учащихся базовых компетентностей, составляющих основу современных образовательных стандартов».

Методическая тема полностью согласуется с темой УО «Развитие системы образования столицы через совершенствование профессиональной компетентности педагогов и качественное образование и воспитание обучающихся». Методическая работа направлена на выполнение следующих задач и их реализацию через образовательную программу и учебно-воспитательный процесс:

  • обеспечение непрерывности образования педагогических кадров через систему повышения квалификации на базе ИПКРО,НМЦ, ИМС ЯГУО, школы;
  • создание необходимых условий для реализации методической темы и образовательной программы школы;
  • реализация программы развития школы в свете концепции модернизации образования;
  •  совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями.

Особое внимание уделялось внедрению в практику работы педагогов методик системного анализа деятельности учителей как средства достижения более высокого качества; воспитанию и развитию ребёнка как свободной, ответственной и творческой личности, по сохранению и укреплению здоровья детей, повышению образовательного потенциала педагогов за счёт прохождения курсов повышения квалификации учителей, аттестации педагогических кадров. При планировании методической работы мы стремимся отобрать те формы, которые реально позволяли бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой. Формы организации методической работы над единой методической темой следующие: тематические педсоветы, методические советы, заседания МО, круглые столы, аттестация, научно - методические конференции, школьные семинары, школьный конкурс на лучший кабинет и лучший комплект дидактического материала, открытые уроки и занятия элективных курсов, работа учителей над темами самообразования, методические недели, интеллектуальные марафоны, предметные недели, экспериментальная работа, участие в издательской деятельности, республиканские и городские семинары, психолого-диагностические исследования, мониторинги, курсы повышения квалификации.

Для решения целей и задач в школе созданы следующие условия: составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень усвоения государственного стандарта образования; определена структура методической службы; организована работа школьных методических объединений по четким планам в соответствии с методической темой школы.

Содержание методической работы в школе включает в себя следующие направления деятельности:

  • изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
  • изучение новых педагогических технологий;
  • изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, проблем управления образовательным процессом;
  • диагностику профессиональных запросов учителей;
  • подготовку учителей к аттестации;
  • курсовую переподготовку;
  • работу в городских и школьных творческих группах;
  • подготовку к участию в научно-практических конференциях;
  • организацию и проведение теоретических семинаров, единых методических дней, городских и республиканских семинаров;
  • мониторинг учебных достижений, определение ИКО(индекс качества обученности) ученика, класса;
  • программно- методическое обеспечение образовательного процесса;
  • работу по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами;
  • внеклассную работу по предметам;
  • изучение передового педагогического опыта коллег.

 В целях улучшения управления методической работой в школе ежегодно избирается координационно-методический совет, куда входят все председатели методических объединений, творчески работающие учителя, психологи, возглавляет Совет директор школы. Второй год работы над методической темой «Профессиональная деятельность педагога по формированию у учащихся базовых компетентностей, составляющих основу современных образовательных стандартов », методический совет осуществлял координацию деятельности методических объединений и определял стратегические задачи развития школы. Работа над методической темой четко просматривается как в деятельности педагогического совета, так и в работе координационно-методического совета. Методическая работа осуществляется через работу школьных методических объединений и временные творческие группы. В школе работает 7 предметных методических объединения учителей, методическая тема каждого МО тесно связана с темой школы.

Основное внимание в методической работе уделяется оказанию действенной помощи каждому учителю. Для того чтобы эта помощь была реальной, работа строится на диагностической основе с учетом результатов анализа работы за прошедшие годы и выявленных недостатков. Диагностика качественных результатов профессиональной деятельности учителей школы позволила выделить три группы педагогов:

  • учителя, работающие творчески (32,6%)
  • учителя с установившимся стилем работы (43,2%)
  • учителя, требующие усиленного внимания (24,4%)

Учителя, работающие творчески, работают на доверии и самоконтроле. Педагоги данной группы — главные проводники новых методик, технологий, они проводят “мастер-классы” для учителей школы, города, республики. Группа совершенствования педагогического мастерства, с установившимся стилем работы составляют педагоги, на которых школа возлагает большие надежды. Особое внимание уделяется группе становления педагогического мастерства, педагогам, требующим усиленного внимания. Сравнительный анализ показывает, что число педагогов, относящихся к первой и второй группе – растет, а число педагогов, относящихся, к третьей группе уменьшается.

Проводимая разнообразная методическая работа в школе способствует готовности педагогов к инновационной деятельности; повышению профессиональной компетенции учителей; повышению качества обучения школьников; конкурентноспособности школы среди образовательных учреждений города; мобильному управлению педагогическим коллективом школы; эффективному внедрению современных образовательных технологий (в том числе ИКТ); созданию здоровьесберегающей среды в образовательном процессе. Используя разноуровневый подход, а также на основе анализа и экспертизы педагогической деятельности педагогов, считаем, что сложившаяся в нашей школе система методической работы способствует профессиональному росту, творческой активности педагогов и показывает свою жизнеспособность.