Тема: Анализ поэтического произведения. Р. Сеф «Странное дело».
Цели:
1) формировать тип правильной читательской деятельности, учить прогнозированию содержания текста, проводить анализ прочитанного произведения через «диалог с автором», находить в тексте материал для характеристики героев и формулировки основной мысли стихотворения;
2) развивать устную речь (грамотно строить предложения), логическое и образное мышление, воображение, внимание, навык работы в парах постоянного состава;
3) обогащать жизненный опыт учеников, открывать мир нравственных ценностей, формировать чувства коллективизма, товарищества, доброжелательности.
Оборудование: доска – портрет Р. Сефа, выставка книг Р. Сефа, рисунки с изображением сапожника и художника, пословицы, слова – черты характера героев стихотворения, слова «стихотворение», «Р. Сеф», «Странное дело», слова – цели урока; на партах – лист с заданиями для каждого ученика, учебник.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Учитель: Урок литературного чтения. Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением. Каким? Кто его автор? Как оно называется? Попробуем предположить.
Подвиньте к себе лист с заданиями. Выполните задание №1.
Для 1-й группы. Расшифруй слово, и ты узнаешь жанр произведения.
т о С т о е и
х р и в н е
Для 2-й группы. Узнай имя автора. Его нужно исключить из списка.
- Н. Носов
- Р. Сеф
- Л. Толстой
Для 3-й группы. Прочти название произведения.
еоннартс олед
По мере ответов на доске появляются слова:
- стихотворение
- Р. Сеф
- «Странное дело»
- Проверим, верны ли наши предположения. Откройте учебник на странице 32.
II. Работа с текстом до чтения
а) Назовите жанр произведения. Автор? Знакомы ли вы с его творчеством?
Поставьте учебную задачу. (Выбор одной из фраз - целей урока: Познакомиться с творчеством…)
Учитель вывешивает на доску портрет Р. Сефа и обращает внимание на выставку его книг.
Учитель: Роман Семёнович Сеф – наш современник, он родился и живёт в городе Москве. Свое первое стихотворение поэт написал в 5 лет, и звучало оно так: «Береза ждет мороза! Береза ждет мороза!» Юный поэт был счастлив.
С тех пор Р. Сеф написал более 25-ти книг, и все они для вас, ребята.
б) Как называется стихотворение? Как можно сказать по-другому?
Сформулируйте следующие цели. (Формулировка целей с опорой на фразы: Прочитать, Проанализировать…)
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что заметили? Как вы думаете, о чём это произведение?
III. Чтение текста про себя
Учитель: Проверим, подтвердятся ли наши предположения. Прочитайте стихотворение про себя.
Итак, подтвердились наши предположения? А как вы теперь ответите на вопрос: «О чём это стихотворение?»
На доску вывешиваются иллюстрации с изображениями художника и сапожника.
- Сапожник и художник – совсем непохожие профессии, но автор именно их, таких разных людей, сделал героями своего произведения. Почему? Есть над чем подумать.
Предлагаю провести исследование. Определим его тему. Как вы думаете, почему автор так назвал своё произведение? Что странного он подметил?
Дети: Сапожника называли художником, а художника – сапожником.
Учитель: А почему?
Наши мнения разделились. Надо думать. Сформулируйте тему исследования.
Дети: Почему сапожника называли художником, а художника – сапожником?
На доске:
изображение |
? |
изображение |
сапожника |
↔ |
художника |
Учитель: Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны…
Повторное обращение к целям урока: Прочитать…, Проанализировать…
- Что будет объектом нашего исследования?
Дети: Стихотворение.
Учитель: А кто станет предметом исследования?
Дети: Сапожник и художник.
Учитель: Впереди у нас серьёзная работа. Поможем организму подготовиться.
Физминутка.
IV. Работа с текстом во время чтения
Учитель: Давайте перечитаем стихотворение вслух, заглянем вглубь строки и поделимся возникшими мыслями.
1–2 строки.
- Прочитайте две первые строки. Что услышали в этой фразе? Достаточно этих слов, чтобы понять, над чем размышляет автор?
Дети: Нет.
Учитель: Дочитаем предложение до точки.
3–6 строки.
- Что вам напомнили эти строки? И кто её герой? Кто такой сапожник? Узнаем о нём побольше. Прочтите следующие две строки.
7–8 строки.
- Каким вы представили себе сапожника? Мог быть такой человек на самом деле? Значит это не сказка, а что…? Дочитаем страницу.
9–11 строки.
- Задайте вопрос автору.
Дети: Почему сапожника называли художником?
Учитель: А как вы на него ответите?
Дети: Сапожник – мастер своего дела.
Учитель: Итак, это первая часть нашей рабочей версии ответа по теме исследования.
Прочтите следующее предложение.
12–17 строки.
- Что заметили? Зачем автор повторяет строки? Кто такой художник? Что о нём говорит автор?
Прочтём следующие три строки.
18–20 строки.
- Опишите художника. Какой он? А такой человек может жить рядом с нами? Как вы думаете, почему автор не даёт подробного описания внешности сапожника и художника, только примерный возраст?
Дочитаем предложение до точки.
21–23 строки.
- Что хотел сказать автор этой фразой?
Дети: Художник ленился. Он писал плохие картины.
Учитель: Это вторая часть рабочей версии ответа по теме нашего исследования.
Дочитаем стихотворение.
24–25 строки.
- Обратите внимание на знак в конце предложения. О чём спрашивает нас автор?
Дети: Может ли быть, чтобы сапожника называли художником, а художника – сапожником?
Учитель: Попробуйте на него ответить.
Дети: Сапожник был мастером своего дела, у него «золотые руки». Он делал не только удобную, но и красивую обувь. Его называли художником.
Художник не вкладывал в свою работу душу, у него не было таланта. Он писал некрасивые картины. За это его называли сапожником.
Учитель: Мы сформулировали нашу версию ответа по теме исследования. Отдохнём и подготовимся к последнему этапу исследования.
Физминутка.
V. Работа над выразительностью чтения
Учитель: Как вы думаете, это стихотворение – игра, фантазия, сказка, раздумье? Докажите.
Как нужно читать стихотворение? Какие строки наиболее ярко выражают размышление?
Прочтите удивлённо, задумчиво.
Мы сказали, что для понимания главной мысли стихотворения внешний вид героев неважен. А что тогда, по-вашему, важно?
Найдите на ваших листах задание №2 и выполните его.
Задание (одинаковое для всех). Назови черты характера сапожника, художника.
Слова на выбор: трудолюбие, лень, небрежность, безответственность, мастерство, равнодушие, надёжность, аккуратность.
- Назовите черты характера сапожника.
По мере ответов детей слова-карточки появляются на доске и размещаются под изображением сапожника.
- Как автор относится к герою? А вы разделяете его точку зрения?
Прочтите строки о сапожнике так, чтобы мы это почувствовали, услышали.
Так почему Р. Сеф называет сапожника художником?
Дети: Сапожник - мастер своего дела.
Учитель: Это первая часть итоговой версии нашего исследования. Назовите черты характера художника.
Ответы - слова на карточках - размещаются под изображением художника.
- Как автор относится к художнику? А вы согласны с ним?
Прочтите строки о художнике, выразив своё отношение к нему.
Почему Р. Сеф называет художника сапожником?
Дети: Художник – человек, который не вкладывал в свой труд душу, ленился.
Учитель: Это вторая часть нашей итоговой версии.
Прочитайте две последние строки так, чтобы мы услышали обращение автора к нам, читателям, с вопросом.
Чтобы дать ответ на вопрос автора, прочитаем стихотворение выразительно, передав своё отношение к героям.
Кто хочет, может выучить стихотворение наизусть к следующему уроку.
Итак, ответьте на вопрос автора.
Дети: Нет, это не странное дело.
Учитель: Почему?
Дети отвечают, объединяя в ответ 1-й и 2-й части итоговой версии.
- Это наша итоговая версия исследования.
VI. Работа с текстом после чтения
Учитель: Как вы думаете, можно ли словами «сапожник», «художник» назвать повара, музыканта, футболиста, ученика? Поделитесь своими мыслями.
А рядом с вами есть такие люди?
Дома подготовьте рассказ об одном из таких людей; кто затрудняется, может рассказать о сапожнике или художнике из стихотворения так, как будто это ваши знакомые.
Итак, пришло время подвести итог нашего исследования. Выполните задание №3 на листочках.
Задание общее. Прочитай предложение – главную мысль стихотворения.
Как хорошо быть сапожником!
Человек славен трудом.
Все работы хороши!
- Какая формулировка главной мысли кажется вам наиболее точной?
Итак, мы сделали окончательный вывод по теме нашего исследования, который звучит так:
На доске:
«ЧЕЛОВЕК СЛАВЕН ТРУДОМ!»
- Наше исследование закончено.
Выставление отметок.
VII. Рефлексия
Учитель: Книги, как деревья, раскрывают свои страницы-листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья.
Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни. Кто познакомился с творчеством Р. Сефа, научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки – ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях. На ветках набухают почки – кулачки, а раскрытые ладошки – листья.
Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим стихотворением Р. Сеф, раскройте кулачки – почки.
Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность художнику – поэту Роману Семёновичу Сефу.
Наш урок окончен.