Тема: Внеклассное занятие по чтению. Творчество А.Л. Барто.
Цели:
- расширить знания детей о творчестве А.Л. Барто;
- формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
- побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного досуга.
Оборудование: портрет, фотографии А.Л. Барто; выставка книг «В стране веселого детства».
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем.
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
Введение в тему
1. Учитель: Как вы думаете, для чего люди путешествуют? (Ответы детей.)
- Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что-то новое, интересное.
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, в страну поэзию.
А что такое поэзия? (Ответы детей.)
Поэзия – это стихи; произведения написанные стихами. Поэт – автор поэтических произведений.
Книги - наши верные друзья. Они живут рядом с нами: в шкафах и на полках. Стоит только протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны.
2. Послушайте стихотворения. (Читают подготовленные дети.)
МИШКА
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишку лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
БЫЧОК
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу,
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.
СЛОН
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Учитель: Кому знакомы эти стихи? Кто автор этих замечательных стихотворений?
Портрет А.Л. Барто.
3. Всмотритесь в это доброе лицо женщины. Это – известная детская писательница, чьи стихотворения вы только что прослушали. А.Л. Барто в нашей стране знают и помнят все: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. И это не удивительно.
А.Л. Барто родилась в Москве, в семье ветеринарного врача, который и воспитал в ней с самых ранних лет любовь к литературе, к великим поэтам и писателям. Стихи начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии. Мечтала стать танцовщицей. Поэтому и поступила в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Прошло несколько лет, и Агния поняла, что поэзия, стихи для неё важнее. Первая её книга вышла в свет, когда Агнии было 19 лет. Сейчас в каждой библиотеке есть её книги.
4. Обратите внимание на выставку книг. Все эти книги принадлежат перу одного писателя – А.Л. Барто.
Дети молча рассматривают выставку книг.
Сегодня, услышав имя Агнии Львовны Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: «Да, да, конечно, помню с детства».
А какие книги А.Л. Барто вы уже читали самостоятельно или с родителями? О чем вы можете рассказать, поделитьсяс товарищами?
Дети выходят по одному к выставке книг, берут знакомую книгу и кратко говорят о стихотворениях, которые им больше всего запомнились, чем эти стихи затронули ему душу и т.п.
5. Учитель: В самом деле, поколение за поколением легко запоминает четкие, звучные стихи поэтессы. Послушайте несколько стихотворений, которые написала А. Барто.
Дети читают стихотворения: «Мячик», «Грузовик», «Зайка».
Учитель: Что общего в этих трех стихотворениях? (Об игрушках.)
О каких игрушках вы сейчас слушали стихотворения? А в начале урока?
Агния Львовна Барто широко пользуется средствами юмора, когда она рассказывает нам об игрушках. Каждая игрушка в изображении поэтессы приобретает собственный характер. Игрушки у Барто – полноправные участники детской жизни, друзья детей.
- Для чего люди придумали игрушки?
- Где чаще всего играют игрушками?
- А в школе?
- А все таки на уроках можно играть?
- Во что?
6. Игра «Собери стихотворение»
Дети работают группами, собирают строчки из стихотворений «Самолет». Идет коллективная проверка: читают группы, индивидуально, хором.
7. Учитель: Некоторые стихотворения А.Л. Барто легко превратить в инсценировку. Посмотрите, как это получилось у стихотворения «Гуси-лебеди».
Инсценировка стихотворения «Гуси-лебеди».
8. Учитель: Всем своим творчеством А.Л. Барто воспитывает уважение к детям. Юные герои стихов Агнии Львовны завоевывают наше уважение уже с самых первых шагов. Читая её стихотворения, мы безошибочно угадываем, кто поступил плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого нельзя.
Инсценировка стихотворения «Вовка – добрая душа».
- Что вы можете сказать о Вовке?
- Как вы думаете, можно ли с этого мальчика брать пример? Почему?
9. Учитель: У Агнии Львовны Барто всегда так: чтобы не писала – читать весело. На первый взгляд может показаться, что у автора даже цель такая – посмешить, позабавить людей. Но стихотворений ради пустой забавы А.Л. Барто не пишет. Каждое её произведение – пусть не очень шутливое – обязательно содержит полезную мысль.
Ученик читает стихотворение «Раковина».
Обобщение
Сегодня прозвучало много стихотворений А.Л. Барто. Вы были и в роли слушателей, и в роли исполнителей. Давайте посмотрим, на сколько вы были внимательны сегодня на уроке.
Викторина
Мне теперь не до игрушек.
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Сереже ничего не подарю.
1. Какие игрушки собиралась подарить девочка?
2. Как звали куклу, которая измазалась в грязи?
3. Кто весь до ниточки промок?
4. Кого прозвали доброй душой?
5. Что привез дедушка с Кавказа?
6. Что плавает по быстрой реке?
7. Кому оторвали лапу?
8. Что опрокинул кот?
Учитель: Долго можно перечислять строчки стихов, живущих в памяти, постоянно переходящих из поколения в поколение. Они сближают взрослых и детей, помогают сделать общение приятным и продуктивным. Вот и подошёл к концу наш урок. Но стихи Агнии Львовны останутся с нами навсегда.
Да, бесценно значение книги.
Ученик читает стихотворение:
Кто с книгой по свету шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить!