Совершенствование системы помощи детям с нарушениями зрения является одним из главных направлений коррекционной педагогики. Это обусловлено не только важностью зрения в познании окружающего мира, но и увеличением числа детей с его глубокой патологией.
Как помочь таким детям получить необходимые знания, освоить письмо и чтение по системе Л.Брайля?
Обучение слепых детей рельефному шрифту имеет специфические особенности. Для успешного овладения чтением и письмом по системе Брайля огромное значение оказывает предварительная подготовительная работа. Для восприятия шрифта Брайля прежде всего необходимо развить осязание незрячего ребёнка в такой степени, чтобы он в дальнейшем смог овладеть чтением любого текста, работать с рельефно-графическим материалом, рельефно-точечным изображением. На данном этапе подготовительной работы предлагаются различные игровые упражнения на развитие осязательного восприятия, мелкой моторики, задания на формирование образов предметов и развитие воображения. Умение ориентироваться на плоскости так же является одним из решающих факторов при овладении незрячим ребёнком письмом и чтением по системе Брайля.
С этой целью я использую приём моделирования букв на экране (экран - лист белой бумаги), где учащиеся изображают буквы с помощью фасоли или бобов. Здесь же решается проблема развития ориентировки в пространстве и внимания, если дать задание смоделировать букву, например, в правом верхнем углу экрана.
Другой приём я разработала для быстрого запоминания образа букв, цифр и знаков рельефно-точечного шрифта Л.Брайля при письме и чтении.
Эту игру я назвала - "Читаю - пишу". (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Два участника: один - ведущий, другой - испытуемый. Испытуемый сгибает в локтях руки и выдвигает их вперёд (две руки - две стороны шеститочия): правая рука - правая сторона шеститочия, левая рука - левая сторона. Каждая рука игроками мысленно делится на три части, что соответствует трём уровням расположения точек в шеститочии. Ведущий говорит: "Читаю" - и нажимает, например, "3"-ю и "2"-ю точки на левой руке, второй ученик должен вспомнить образ буквы при чтении и назвать букву - "б".
"Плюсы" этого игрового приёма:
- не требует затрат,
- может проводиться в любой обстановке,
- знания закрепляют оба игрока,
- не обязательно называть нумерацию точек букв и цифр,
- способствует прочному запоминанию образа букв и цифр,
- этот приём эффективен для тренировки написания "зеркальных" букв: И-Е, Н-Я, З-Ы, Д-Ф, Ж-Х, Ш-С, О-Э, Р-В.
Но и при достаточной подготовительной работе, использовании разнообразных приемов, заданий и упражнений освоение этой системы - трудоёмкий процесс.
Имея большой опыт в обучении письму и чтению по системе Л.Брайля, я выявила ряд трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при чтении рельефно-точечного шрифта и работе с тифлоприборами для письма по Брайлю:
1. Соблюдать строку при письме на приборе.
2. Попадать грифелем в нужные точки шеститочия на приборе при письме.
3. Ориентироваться на приборе для письма.
4. Письмо и чтение "зеркальных" букв (е-и, д-ф, ж-х, з-ы, н-я, о-э, р-в, с-ш, т- ю, у-м, ъ-ь) и цифр (4-6, 5-9, 0-8).
5. "Переколы".
6. "Недоколы".
7. Делать пропуски между словами при письме.
8. Ориентироваться в числе клеточек при переносе.
9. Ориентироваться в учебнике, находить задание.
10. Обратная направленность письма и чтения.
11. Различать знаки препинания и буквы при чтении.
12. Проверять грифелем написанное.
13. Находить ошибки.
14. Исправлять ошибки при письме.
С учётом данных трудностей обучения письму и чтению по системе Л.Брайля мной разработаны рекомендации по их преодолению:
№ | Трудности | Рекомендации по преодолению трудностей обучения. |
1 | Соблюдать строку при письме на приборе | 1. Стараться точно попадать в
отверстия от "шпеньков" при повторном
закреплении листа тетради. 2. Пересчитать строки перед завершением выполнения задания (например, для проверки) и перед фиксированием листа для продолжения работы в тетради. 3. Пользоваться ориентиром строк на приборе справа. |
2 | Попадать грифелем в нужные точки шеститочия при письме | 1. Правильное "вертикальное"
положение грифеля. 2. Упражнение в выполнении орнаментов и узоров из комбинаций крайних и средних точек, букв и др. 3. Упражнения на колодке - шеститочия для отработки нахождения точек, навыка написания и прочтения буквы. |
3 | Ориентироваться на приборе для письма | 1. Научиться правильно и точно
фиксировать лист, следить за его совмещением с
границами прибора для письма. 2. Помнить, что правая сторона при письме - это левая при чтении, поэтому пишем с обратной стороны листа. |
4 | Письмо и чтение "зеркальных" букв (е-и, д-ф, ж-х, з-ы, н-я, о-э, р-в, с-ш, т-ю, у-м, ъ-ь) и цифр (4-6, 5-9, 0-8) | 1. Тренировочные упражнения из
орнаментов зеркальных букв, пока не будет
безошибочного написания букв. 2. Четко знать нумерацию точек этих букв и цифр. 3. Проводить аналогию между написанием букв и цифр. 4. Цифры по Брайлю можно уточнить по обозначениям на приборе (считая сверху вниз), добавляя к ним цифровой знак. |
5 | "Переколы" | 1. Правильное "вертикальное"
положение грифеля. 2. Не допускать лишних проколов, для этого аккуратно обследовать клетку. 3. Делать проколы чётко, считая точки при письме. 4. Тренировка внимания. |
6 | "Недоколы" | 1. Правильное "вертикальное"
положение грифеля. 2. Чёткая нумерация точек при письме. 3. Тренировка мышц кисти руки для более сильного нажатия на грифель. 4. Упражнение в написании шеститочий, можно с помощью тифлоприборов: колодки - шеститочий, прибора "Прямого чтения". |
7 | Делать пропуски между словами при письме | 1. Тренировочные упражнения письма
через клетку с постепенным увеличением
количества букв. 2. Точно соблюдать границы слов, предложений и др. 3. Тренировка внимания. |
8 | Ориентироваться в числе клеточек при переносе слова | 1. Помнить, что в каждой строке
прибора 24 клетки. 2. При переносе должно хватить клеток на слог и на знак переноса. 3. Если не вошёл знак, можно отодвинуть прибор на одну клетку влево, поставить знак переноса (при большой аккуратности) и вернуть лист в исходное положение. |
9 | Ориентироваться в учебнике, находить задание | 1. Тренировать технику чтения. 2. Развивать чувствительность пальцев рук. 3. При знакомстве с учебником изучить оглавление. 4. Запомнить условные знаки. 5. Упражняться в нахождении страниц, чтении номеров упражнений и т.д. |
10 | Обратная направленность письма и чтения | 1. Помнить: писать по Брайлю справа
налево, а читать слева направо. 2. Обязательные занятия на приборе "Прямого чтения", который удобно в дальнейшем использовать как черновик. |
11 | Различать знаки препинания и буквы при чтении | 1. Соотносить знаки препинания и
буквы. 2. Четко представлять их образы. 3. Тренировать технику чтения. 4. Развивать чувствительность пальцев рук. 5. Упражняться в нахождении в тексте только знаков препинания. 6. Можно писать вертикальные и горизонтальные орнаменты из знаков и букв с последующим их прочтением. |
12 | Проверять написанное на приборе грифелем | 1. Проверяя написанное, вернуться к
началу нужного слова или фразы. 2. "Исследовать" грифелем каждую клетку, читая справа налево и проговаривая нумерацию точек. 3. Стараться при проверке не сделать лишних проколов. |
13 | Находить ошибки | 1. Развивать мелкую моторику рук,
внимание. 2. Тренировать технику чтения. 3. Проверять, сверяя с образцом и опираясь на изученные орфограммы. |
14 | Исправлять ошибки | 1. Нельзя "закалывать" ошибки
шеститочием. 2. Обнаружив ошибку, осторожно грифелем или пальцем вдавить лишние точки, проверить качество исправления. 3. Если убрали нужные точки, их можно "вернуть" с помощью грифеля на место. 4. Если необходимо добавить новые точки, нужно зафиксировать лист на приборе, найти ошибку в строке и доколоть недостающие точки. 5. Если нужно заменить целое слово или фразу, можно сделать прокол перед строкой и выписать в конце работы в скобках исправление. |
Данные рекомендации помогут учителям, студентам, учащимся и их родителям выявить и вовремя устранить трудности в освоении письма и чтения по Брайлю, что может значительно ускорить изучение и повысить интерес к занятиям по данной системе.