Формирование коммуникативной компетентности через билингвальное и поликультурное развитие учащихся в начальной школе

Разделы: Иностранные языки


Стремительное вхождение России в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение народов и языков, поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам. Важно отметить, что для профессиональной деятельности в настоящее время уже недостаточно владеть информацией на родном языке. Необходимо быть в курсе развития своей области в мировой практике. Именно поэтому ЮНЕСКО обозначило ближайшее столетие как век полиглотов.

 Естественно, что все это не может не отразиться на методике обучения иностранному языку, не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания английского языка. Отсюда совершенно очевидна необходимость уделять особое внимание проблеме формирования у обучающихся способности эффективно участвовать в межкультурной коммуникации.

 И здесь на первый план выступает билигвальное и поликультурное развитие детей, начиная с уже с начальной школы.

Гальскова Н.Д., Коряковцева Н.Ф., Мусницкая Е.В., Нечаев Н.Н. определяют понятие билингвальное языковое образование как “взаимосвязанное и равнозначное овладение учащимися двумя языками (родным и неродным), освоение родной и неродной/иноязычной культуры, развитие учащегося как двуязычной и биокультурной (поликультурной) личности и осознание им своей двуязычной и биокультурной принадлежности”.

Интеграция английского языка в другие предметные области в начальной школе способствует перестройке речевых механизмов ребенка для взаимодействия, а позже и параллельного использования двух языковых систем.

Таким образом, в рамках научной исследовательской деятельности Института Регионального Развития Образования Свердловской области нами разрабатывается экспериментальный курс билингвального и поликультурного развития учащихся TheWorldAroundUs” для первой ступени обучения.

Целью данного курса является формирование «вторичной языковой личности» учащихся начальных классов.

Для реализации этой цели требуется решение следующих задач:

1. Интеллектуальные:

  • освоение иностранного языка, его лексической и грамматической сторон;
  • освоение культуры англоязычных стран;
  • изучение возможностей иностранного языка в современном мире.

2. Развивающие:

  • поликультурное развитие ребёнка в ходе знакомства с культурой других стран;
  • развитие личностного отношения к изучаемым явлениям, стремления принять и интегрировать их в свой мир;
  • развитие интереса к изучению иностранного языка и использованию его в ходе общения с окружающими.

3. Воспитательные:

  • формирование ценностных и культурных ориентиров, критериев поведения и отношений в поликультурной среде;
  • формирование культуры общения школьников и их взаимодействия с носителем иностранного языка.

Данный курс связан с предметными областями:

  • английский язык;
  • русский язык;
  • окружающий мир (человек, природа, общество);
  • искусство, ИЗО;
  • технология (труд).

В качестве основы были взяты темы, изучаемые детьми по окружающему миру и разработана серия интегрированных уроков по русскому языку, окружающему миру, технологии, ИЗО где английский язык выступает не целью, а средством изучения основного предмета.

Примерный тематический план для второго класса выглядит следующим образом.

№ п/п

Тема

Количество часов

Общее

Русский язык

Окружающий мир

Труд

ИЗО

1

Мир космоса.

6

2

2

2

0

2

Земля и Солнце.

12

4

4

1

3

3

Что изображают на глобусе и карте.

21

7

7

2

5

4

Земля – наш общий дом.

24

8

8

0

8

5

Путешествие тучки.

24

8

8

8

0

Так же были составлены таблицы сопряжения этих предметов с английским языком. Фрагмент такой таблицы, как пример, для второго класса представлен ниже.

Тема

Окружающий мир

Русский язык

Труд

ИЗО

3. Что изображают на глобусе и карте

Коммуникативно-речевой репертуар устного общения на английском языке: закрепление старого + добавление: уточнение сведений о предметах, действиях, явлениях.

Лексико-тематический каркас английского языка: ocean, sea, river, lake, hill, mountain, field.

Языковые структуры: It’s… This/that is… Let’s… I like/don’t like… Is it…? Do you…?

Аспектно-временные формы: Present Simple.

Признаки текста. Отличия текста от группы предложений. Роль заглавия в тексте. Связь заглавия и содержания текста. Конструированние и озаглавливание текстов.

Коммуникативно-речевой репертуар устного общения на английском языке: закрепление старого + добавление: уточнение сведений о предметах, действиях, явлениях.

Лексико-тематический каркас английского языка: ocean, sea, river, lake, hill, mountain, field, fruit, apple, grape, orange, lemon, plant, tree, flower, grass, fish, sea horse, dolphin, whale, colour, red, yellow, blue, green, black, white, brown, orange, purple.

Языковые структуры: It’s… This/that is… Let’s… I like/don’t like… Is it…? Do you…?

Аспектно-временные формы: Present Simple.

Коммуникативно-речевой репертуар устного общения на английском языке: закрепление старого + добавление: уточнение сведений о предметах, действиях, явлениях.

Лексико-тематический каркас английского языка: ocean, sea, river, lake, hill, mountain, field, frog, queen, tale, arrow.

Языковые структуры: It’s… This/that is… Let’s… I like/don’t like… Is it…? Do you…?

Аспектно-временные формы: Present Simple.

Для становления механизма билингвизма необходимо развитие у детей способности к быстрому переключению с одного языка на другой. На наших интегрированных уроках этому способствует появление на уроке куклы (игрушки), которая у детей ассоциируется с другим языком. Например, при работе по УМК OUP «Happy hоusе» такой куклой может быть мышка Ruby или мышонок Spike, которые появляются на уроках русского языка, окружающего мира и т.д. Дети, видя такую игрушку, которая им заменяет носителя языка, начинают автоматически стараться говорить по-английски, чтобы мышонок их понял. Все это возможно при условии, что непосредственно на самих уроках английского языка эти куклы разговаривали только на иностранном языке.

Обучению "думать" на иностранном языке способствуют карточки с названием окружающих детей предметов на английском языке. Ежедневно, видя эти беспереводные названия, они учатся сопоставлять образ предмета непосредственно с иностранным словом. Такие карточки должны быть расклеены по всей школе и по возможности дома.

Интересным упражнением для детей начальной школы являются тексты на русском языке со вставленными словами на иностранном языке. Учитель читает такой текст, а дети, слыша английское слово, поднимают соответствующую ему картинку. Картинки должны быть приготовлены заранее. Другой вариант такого упражнения является записывание английских слов на русском языке в тетрадь. Таким образом, получается своеобразный диктант. Такое упражнение способствует обучению детей быстрому переключению с одного языка на другой и обучению детей "думать" на иностранном языке.

Регулярное проведение праздников в нашей гимназии на Рождество, День Святого Валентина, Мамин День и т.д., где дети могут не только продемонстрировать знание английского языка и раскрыть свои творческие способности, но и изучить традиции другого народа, способствуют поликультурному развитию учащихся.

Такая методика проведения уроков дает возможность ребенку не только понять необходимость использования иностранного языка на уроке, но ощутить свою принадлежность к определенной культуре, а так же способствует развитию толерантности у детей уже в начальной школе.

Мы недавно начали работать над проблемой билингвального и поликультурного развития младших школьников, но результаты уже видны и сейчас: у детей значительно возрос интерес к изучению не только иностранного языка, но и других предметов; они стали более свободно общаться и на иностранном, и на русском языке, что говорит о формировании у младших школьников основ коммуникативной компетентности, что в свою очередь положительно влияет на качество образования. Таким образом, можно говорить о том, что начало билингвального и поликультурного развития на первой ступени обучения является оправданным и дает хорошие результаты.

В дальнейшем мы планируем охватить экспериментом по билингвальному и поликультурному развитию и другие предметные области начальной школы: физическую культуру, музыку, математику. Нами разрабатывается программа проведения таких занятий с учетом психолого-педагогических характеристик и интересов младших школьников.